Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2016 г. N 08АП-11792/16
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
24 ноября 2016 г. |
Дело N А81-1485/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11792/2016) товарищества собственников жилья "Ленина,84" (далее - ТСЖ "Ленина,84", товарищество, заявитель) на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2016 по делу N А81-1485/2016 (судья Кустов А.В.), принятое
по заявлению ТСЖ "Ленина,84" (ИНН 8905050796, ОГРН 1118905007022)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, административный орган),
при участии в деле прокурора г. Ноябрьска,
о признании незаконным постановления от 23.03.2016 N 49/16 по делу об административном правонарушении,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
товарищество собственников жилья "Ленина,84" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным постановления от 23.03.2016 N 49/16 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2016 в удовлетворении заявленного товариществом требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что в данном случае именно на товарищество возложены обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе по содержанию лифта в исправном состоянии и по обеспечению его безопасной эксплуатации, и на то, что в соответствии с актами периодического освидетельствования лифта N N 504, 505, 506 от 15.05.2015 обслуживающей организацией выявлены неисправности лифтов NN 4441, 4442, 4443 в доме N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске, и товариществу рекомендовано привести лифты в соответствие с требованиями технического регламента с проведением капитального ремонта оборудования, однако доказательства того, что ТСЖ "Ленина,84" предпринимались меры по надлежащему содержанию лифтового оборудования, в материалах дела отсутствуют. Суд первой инстанции также отметил, что общее собрание собственников помещений по вопросу о проведении капитального ремонта лифтового оборудования проведено товариществом уже после окончания проверки прокуратуры г. Ноябрьска, поэтому заявителем не опровергнут факт наличия в его действиях события и состава вменяемого административного правонарушения.
По мнению суда первой инстанции, у товарищества имелась возможность для соблюдения правил и норм содержания помещений в многоквартирном доме, при этом доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по устранению выявленных нарушений не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Ленина,84" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в связи с отсутствием в действиях товарищества состава административного правонарушения.
При этом податель апелляционной жалобы указывает на то, что для обеспечения безопасности и надежности использования лифтового оборудования в рассматриваемом многоквартирном доме товариществом заключен договор на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту лифтов, на то, что согласно информационному письму ООО "НоябрьскЛифтРемонт" приведение лифтов в соответствие с требованиями технического регламента может осуществляться до 2017 года, и на то, что постановлением Правительства ЯНАО от 07.04.2016 N 319-П в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов включен ремонт общего имущества дома N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске.
Заявитель обращает внимание на заключения по результатам обследования лифтов, представленные в материалы дела, в соответствии с которыми экспертная организация не выявила износ тяговых канатов и ручьев канатоведущих шкивов лифтов в соответствующем многоквартирном доме и сделала вывод о соответствии установленным требованиям износа целостности кабины, в связи с чем, нарушения, указанные в оспариваемом постановлении, в действительности отсутствуют.
По мнению товарищества, необучение персонала организации технике эксплуатации лифтового оборудования и отсутствие должностного лица, ответственного за надлежащую эксплуатацию лифтового оборудования, а также нарушение требований разделов 11.1, 11.2 ГОСТ Р 55964-2014 может быть вменено в вину только специализированной организации, привлекаемой в целях обслуживания лифтового хозяйства, в то время как вменение соответствующих нарушений в вину ТСЖ "Ленина,84" является необоснованным.
Письменные отзывы на апелляционную жалобу лицами, участвующими в деле, не представлены.
В судебном заседании, открытом 19.10.2016, судом апелляционной инстанции установлено, что в деле отсутствуют доказательства надлежащего извещения ТСЖ "Ленина,84" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлено об отложении судебного разбирательства по рассмотрению апелляционной жалобы на 17.11.2016, на 16 час. 10 мин., в связи с чем, вынесено соответствующее определение от 19.10.2016. Информация об отложении судебного разбирательства размещена на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании, открытом 17.11.2016, судом апелляционной инстанции установлено, что все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, а также объявлено о замене судьи Ивановой Н.Е. на судью Рыжикова О.Ю. (в связи с нахождением судьи Ивановой Н.Е. в ежегодном отпуске), в связи с чем, судебное разбирательство по жалобе проведено в соответствии с требованиями части 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с самого начала.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по рассмотрению жалобы не заявили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании договора управления от 14.07.2013 ТСЖ "Ленина 84" приняло на себя обязанности по управлению многоквартирным домом N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске.
В связи с поступлением из Северо-Уральского управления Ростехнадзора информации (письмо от 27.01.2016) прокуратурой города Ноябрьска проведена проверка в отношении ТСЖ "Ленина,84" по вопросу исполнения законодательства о безопасности внутридомового газового и лифтового оборудования в доме N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске.
В ходе проведения проверки прокуратурой выявлено ненадлежащее содержание общего имущества в названном выше многоквартирном доме, выразившееся в нарушении технических регламентов при эксплуатации лифтового оборудования, а именно:
- лифт N 4441 в 1 подъезде указанного дома имеет износ тяговых канатов лифта более 20%, нарушение целостности пола кабины лифта, что является нарушением руководства по эксплуатации лифта;
- лифт N 4442 в подъезде N 2 имеет износ тяговых канатов лифта более 40%, износ ручьев канатоведущих шкивов, износ блока ограничения скорости, что недопустимо руководством по эксплуатации лифта;
- лифт N 4443 в подъезде N 3 указанного дома в нарушение руководства по эксплуатации имеет износ тяговых канатов лифта более 30%, люфт в червячной паре редуктора.
Указанные выше факты квалифицированы прокуратурой г. Ноябрьска, как нарушения пункта 5.5 статьи 6 и пункта 3 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011.2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824, в связи с несоответствием лифтов требованиям безопасности и непроведением капитального ремонта оборудования лифта, и как нарушения пунктов 11.1.6-11.1.10 и раздела 11.2 ГОСТ Р 55964-2014, в связи с необучением персонала организации технике эксплуатации лифтового оборудования и отсутствием у ТСЖ "Ленина,84" должностного лица, ответственного за надлежащую эксплуатацию лифтового оборудования.
Усмотрев в действиях товарищества признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, прокурор г. Ноябрьска 09.02.2016 возбудил в отношении ТСЖ "Ленина,84" дело об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении административного дела и материалы проверки направлены для рассмотрения по существу в Департамент государственного жилищного надзора ЯНАО.
23.03.2016 заместителем директора Департамента вынесено постановление N 49/16 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ТСЖ "Ленина,84" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 7.22 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (л.д.12-15).
Полагая, что постановление Департамента от 23.03.2016 N 49/16 не основано на нормах действующего законодательства и неправомерно вынесено в отношении товарищества, ТСЖ "Ленина,84" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим заявлением.
09.08.2016 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, несоблюдение установленных законодательством требований и правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.
При этом субъектом соответствующего правонарушения может выступать лицо или организация, на котором лежит обязанность по содержанию жилых домов (общего имущества многоквартирных домов) и жилых помещений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае в вину ТСЖ "Ленина,84", принявшему на себя обязанности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 84, вменяется несоблюдение при осуществлении обязанности по содержанию общего имущества названного многоквартирного дома требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), и Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Правила оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества), выразившееся в нарушении порядка содержания и эксплуатации лифтового оборудования.
Так, согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 той же статьи собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Пунктом 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации также определено, что товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, поскольку ТСЖ "Ленина,84" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ноябрьск, ул. Ленина, 84, постольку именно оно является лицом, ответственным за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в названном многоквартирном доме.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации), а именно Правилами оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества и Правилами содержания общего имущества.
Так, в соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктом 11 Правила содержания общего имущества предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, меры пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Согласно пункту 8 Правила оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества выполнение работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила технической эксплуатации).
Пунктами 5.10.1 и 5.10.2 Правил технической эксплуатации установлено, что содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией. Эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта. Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает:
- соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
- допуск к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющим медицинских противопоказаний к указанной работе;
- допуск к работе лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющим медицинских противопоказаний к указанной работе;
- приостановление эксплуатации лифта самостоятельно или по предписанию органов Госгортехнадзора России и должностных лиц в случае угрозы жизни людей.
Таким образом, несмотря на то, что обслуживание и технический надзор за лифтами должны осуществляться специализированной организаций, ответственность за надлежащее содержание лифта и за обеспечение его исправного состояния, а также безопасной эксплуатации в многоквартирном доме несет именно товарищество собственников жилья, то есть применительно к многоквартирному дому N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске - ТСЖ "Ленина,84".
Как следствие, ненадлежащее содержание лифтового оборудования, находящегося в многоквартирном доме, а также непринятие мер для обеспечения безопасного обслуживания такого оборудования в соответствующем здании, вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, может быть вменено в вину товариществу.
Требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества установлены ТР ТС 011/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов", принятым решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 (далее - ТР ТС 011/2011).
Так, подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 4 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должно обеспечиваться использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя.
Таким образом, для обеспечения безопасности использования лифтового оборудования в многоквартирном доме N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске ТСЖ "Ленина,84" обязано организовывать осмотры, техническое обслуживание и своевременный ремонт лифта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 20.05.2015 товариществом обеспечено проведение Испытательной лабораторией ООО Инженерно-технический центр "Диагностика и экспертизы" технического освидетельствования лифтов в подъездах N 1, N 2, N 3 многоквартирного дома N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске, по результатам которого составлены соответствующие акты от 20.05.2015 N 504, N 505, N 506.
Однако согласно указанным актам, по результатам обследования лифтового оборудования в подъезде N 1 названного дома (заводской номер лифта 4441) выявлен факт износа тяговых канатов лифта более 20%, а также факт нарушения целостности пола кабины лифта; в подъезде N 2 (заводской номер лифта 4442) - факт износа тяговых канатов лифта более 40%, износ ручьев канатоведущих шкивов, износ блока ограничения скорости; в подъезде N 3 (заводской номер лифта 4443) - износ тяговых канатов лифта более 30%, люфт в червячной паре редуктора лифта, что является нарушением руководства по эксплуатации лифта.
В связи с выявлением указанных выше недостатков технического состояния лифтов в подъездах N 1, N 2, N 3 многоквартирного дома N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске, влияющих на безопасность его использования в связи с тем, что показатели соответствующих технических характеристик лифтов определяются руководством по их эксплуатации, товариществу, как владельцу лифтов, рекомендовано привести лифтовое оборудование в соответствие с требованиями технического регламента, посредством проведения капитального ремонта соответствующего оборудования.
Вместе с тем, в ходе проведения проверочных мероприятий прокуратурой г. Ноябрьска документы, свидетельствующие о совершении товариществом каких-либо действий и о принятии мер по организации проведения капитального ремонта лифтового оборудования многоквартирного дома N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске с целью устранения нарушений, обозначенных выше, заявителем не представлены.
Соответствующие документы отсутствуют и в материалах настоящего дела.
При этом ссылки подателя жалобы на то, что в марте 2016 года Испытательной лабораторией ООО Инженерно-технический центр "Диагностика и экспертизы" подготовлены заключения по результатам обследования лифтов N 2016-03-51, N 2016-03-52, N 2016-03-53, согласно которым износ тяговых канатов лифтов в подъездах N 1, N 2, N 3 не установлен, а для устранения выявленных нарушений определен срок выполнения соответствующих ремонтных мероприятий, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку названные заключения (составленные после проведения проверки прокуратуры г. Ноябрьска) не опровергают выводы, ранее сформулированные в актах периодического технического освидетельствования лифта от 20.05.2015, а также в связи с тем, что доказательств устранения нарушений, зафиксированных в таких актах, товариществом не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в заключениях от 23.03.2016 N 2016-03-51, N 2016-03-52, N 2016-03-53 также указано на выявленные факты несоответствия обследованных лифтов N 4441, N 4442, N 4443 общим и специальным требованиям безопасности, установленным ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" (пункты 8.1), и сформулированы рекомендации о замене неисправного лифтового оборудования.
Указанное подтверждает ненадлежащее выполнение товариществом возложенной на него обязанности по содержанию лифтового оборудования в доме N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске и непринятие им достаточных мер для обеспечения безопасности использования такого оборудования.
При этом заключение товариществом договора на техническое обслуживание лифтов с ООО "НоябрьскЛифтРемонт" само по себе, вопреки доводу подателя апелляционной жалобы, не свидетельствует о принятии заявителем необходимых и достаточных мер для устранения обозначенных выше неисправностей лифтового оборудования, влияющих на его безопасность, поскольку документы, подтверждающие восстановление надлежащего технического состояния лифтов в многоквартирном доме N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции также отклоняет ссылку подателя жалобы на то, что постановлением Правительства ЯНАО от 07.04.2016 N 319-П в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов включен ремонт общего имущества дома N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске, поскольку такое постановление вынесено после проведения проверки, результаты которой рассматриваются в настоящем случае, и также не подтверждает принятие товариществом зависящих от него и достаточных мер для своевременного обеспечения безопасности использования лифтов в соответствующем многоквартирном доме.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает установленным факт нарушения ТСЖ "Ленина,84" общих правил содержания и обеспечения безопасного использования лифтового оборудования в подъездах N 1, N 2, N 3 многоквартирного дома N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске, как общего имущества такого дома, предусмотренных Правилами содержания общего имущества и Правилами оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества.
Далее, согласно постановлению от 23.03.2016 N 49/16 в вину товариществу вменяется нарушение требований подпункта 5.5 статьи 6 ТР ТС 011/2011, согласно которому лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего технического регламента в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления в силу настоящего технического регламента.
Вместе с тем, из содержания оспариваемого постановления, а также из иных представленных в дело материалов невозможно установить, когда именно были введены в эксплуатацию лифты N 4441, N 4442, N 4443, установленные в подъездах N 1, N 2, N 3 многоквартирного дома N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске, и каков срок службы соответствующего лифтового оборудования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не установлены обстоятельства, позволяющие сделать обоснованный и достоверный вывод о нарушении товариществом требований подпункта 5.5 статьи 6 ТР ТС 011/2011.
Из содержания постановления от 23.03.2016 N 49/16 также следует, что ТСЖ "Ленина,84" при осуществлении деятельности по содержанию лифтового оборудования в многоквартирном доме N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске нарушены требования подпунктов 11.1.6-11.1.10 раздела 11.1 и требования раздела 11.2 ГОСТ Р 55964-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации".
При этом доводы заявителя, оспаривающего факт наличия в действиях ТСЖ "Ленина,84" соответствующих нарушений, как в заявлении, поданном в суд первой инстанции, так и в апелляционной жалобе, сводятся к тому, что требования подпунктов 11.1.6-11.1.10 раздела 11.1 и требования раздела 11.2 ГОСТ Р 55964-2014 распространяются только на организации, осуществляющие непосредственное техническое обслуживание лифтов, и к тому, что техническое обслуживание соответствующего оборудования в доме N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске осуществляется ООО "НоябрьскЛифтРемонт" в соответствии с заключенным с ТСЖ "Ленина,84" договором на техническое обслуживание лифтов, поэтому товариществу не могут вменяться нарушения требований названных выше норм ГОСТ Р 55964-2014.
Суд апелляционной инстанции, изучив положения подпунктов 11.1.6-11.1.10 раздела 11.1 и раздела 11.2 ГОСТ Р 55964-2014 в совокупности и взаимосвязи с иными положениями данного нормативного акта, а также во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами настоящего дела, считает обозначенную выше позицию товарищества частично обоснованной, по следующим основаниям.
Так, согласно пункту 1.3 ГОСТ Р 55964-2014 данный стандарт предназначен для применения владельцами лифтов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт (модернизацию) и оценку соответствия лифтов в период эксплуатации, а также органами государственного контроля, осуществляющими контроль за соблюдением требований ТР ТС 011/2011 на стадии эксплуатации лифтов.
Таким образом, положения названного выше Национального стандарта являются обязательными как для юридических лиц, осуществляющих непосредственное техническое обслуживание лифтов, так для юридических лиц, исполняющих обязанности по обеспечению их безопасной эксплуатации.
Так, разделом 11.2 ГОСТ Р 55964-2014 предусмотрены требования к персоналу, выполняющему работы по осмотру лифтов.
В частности, установлено, что для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы проведение осмотра лифта должно выполняться в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя.
Персонал, выполняющий работы по осмотру лифтов, проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта. Квалификация, полученная лифтером при профессиональной подготовке, подтверждается соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).
Специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов, проходит обучение в учебных центрах по учебным программам, разработанным на основе профессионального стандарта. Знания, полученные при подготовке специалистом, ответственным за организацию эксплуатации лифтов, подтверждаются соответствующим документом (аттестатом, квалификационным удостоверением, сертификатом компетентности и т.п.).
С учетом изложенного, а также учитывая, что договор на техническое обслуживание лифтов от 09.12.2015, заключенный между ТСЖ "Ленина,84" и ООО "НоябрьскЛифтРемонт", предусматривает выполнение ООО "НоябрьскЛифтРемонт" только работ по техническому обслуживанию лифтового оборудования (а именно: по своевременному осуществлению смазки, чистки, наладки и ремонта такого оборудования), и включает выполнение ООО "НоябрьскЛифтРемонт" обязанностей по организации эксплуатации и осмотров лифтов в доме N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске, суд апелляционной инстанции считает, что товариществу правомерно вменено нарушение требований раздела 11.2 ГОСТ Р 55964-2014.
В то же время разделом 11.1 (и в том числе пунктами 11.1.6-11.1.10) ГОСТ Р 55964-2014 предусмотрены требования к квалификации персонала, выполняющего работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов.
Как следствие, при наличии обозначенного выше договора на техническое обслуживание лифтов от 09.12.2015, заключенного товариществом с ООО "НоябрьскЛифтРемонт" по поводу выполнения последним комплекса работ по техническому обслуживанию лифтового оборудования в доме N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске, позиция подателя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для вменения в вину ТСЖ "Ленина,84" несоблюдения требований законодательства о порядке получения и подтверждения квалификации специалистами, ответственными за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, признается судом апелляционной инстанции обоснованной.
Таким образом, принимая во внимание установленные выше факты и сформулированные выводы, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом доказано нарушение ТСЖ "Ленина,84" при осуществлении полномочий по управлению многоквартирным домом N 84 по ул. Ленина в г. Ноябрьске требований Правил содержания общего имущества и Правил оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества, выразившееся в непроведении своевременного капитального ремонта лифтового оборудования в подъездах N 1, N 2, N 3 указанного дома с целью обеспечения безопасности его эксплуатации, а также в несоблюдении требований порядка проведения осмотра лифтов и организации их эксплуатации, но в то же время не представлено достаточных доказательств возможности вменения товариществу в вину нарушений требований, предъявляемых к квалификации персонала, ответственного за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, а также требований о порядке приведения лифтов в соответствии с требованиями статьи 5 ТР ТС 011/2011.
Между тем, поскольку для квалификации деяния по статье 7.22 КоАП РФ достаточно наличия хотя бы одного нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, постольку суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт наличия в действиях ТСЖ "Ленина,84" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, подтвержден административным органом надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации вина ТСЖ "Ленина,84" выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше требований законодательства о порядке содержания лифтового оборудования многоквартирного дома, однако им не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению положений Правил содержания общего имущества и Правил оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества.
Таким образом, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что наличие в действиях товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, Департаментом доказано.
Соблюдение процедуры и срока давности привлечения товарищества к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем не оспаривается.
Наказание правомерно назначено административным органом в пределах санкции, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, в минимальном размере.
Таким образом, несмотря на наличие в решении суда первой инстанции выводов, отклоненных судом апелляционной инстанции (в части доказанности наличия в действиях ТСЖ "Ленина,84" конкретных эпизодов нарушений требований правил содержания и ремонта жилых домов), позиция суда первой инстанции, сформулированная по существу рассматриваемого спора, и состоящая в том, что основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления от 23.03.2016 N 49/16 по делу об административном правонарушении отсутствуют, является правильной и соответствует положениям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2016 по делу N А81-1485/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1485/2016
Истец: ТСЖ "Ленина, 84"
Ответчик: Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент государственного жилищного надзора ЯНАО
Третье лицо: Прокуратура г. Ноябрьска