Требование: о признании недействительным договора, о применении последствий недействительности договора аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А63-1564/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самариной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.09.2016 по делу N А63-1564/2016,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава КФХ Гегчян А.С. (далее - истец, глава КФХ) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Степновского района Ставропольского края (далее - ответчик, администрация района) и Степновскому станичному казачьему обществу Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - ответчик, казачье общество) с требованиями о признании договора аренды земельного участка площадью 878 004 кв. м с кадастровым номером 26:28:010206:257 недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав казачье общество возвратить земельный участок с кадастровым номером 26:28:010206:257.
Решением от 07.09.2016 заявленные требования удовлетворены к казачьему обществу, в удовлетворении требований к администрации отказано. Суд признал недействительным договор аренды и применил последствия недействительности сделки в виде обязания возвратить спорный участок.
Не согласившись с принятым решением, казачье общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, сославшись на несоответствие выводов решения обстоятельствам дела.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого судебного акта и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в газете "Степновские вести" от 25.01.2014 N 5 размещена информация о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:28:010206:257 в аренду казачьему обществу.
28 января 2014 года глава КФХ обратился к главе администрации района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 878 004 кв. м с кадастровым номером 26:28:010206:257 для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В заявлении приведено обоснование размеров земельного участка с указанием количества членов КФХ, основных и дополнительных видов деятельности, перечислением имеющихся технических средств, размера площади, доступной для выращивания овощеводской продукции, к заявлению приложены учредительные документы и копия паспорта главы КФХ.
Администрация района в ответ на заявление главы КФХ в письме от 28.02.2014 N 20-64/31 сообщила о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду в виду того, что данный земельный участок предоставлен казачьему обществу без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
На основании постановления администрации района от 18.02.2014 N 97 между администрацией района (арендодатель) и казачьим обществом (арендатор) заключен договор аренды от 19.02.2014 N 2014/2, зарегистрированный 03.03.2014 за N 26-26-30/002/2014-155 и передан казачьему обществу по акту приема-передачи.
16 сентября 2015 года глава КФХ обратился в прокуратуру с заявлением о проверки законности предоставления спорного участка в аренду казачьему обществу.
По факту обращения была проведена проверка, на основании которой был вынесен протест на постановление администрации района от 18.02.2014 N 97.
На основании протеста прокурора администрацией района вынесено постановление от 09.11.2015 N 427, которым постановление от 18.02.2014 N 97 о предоставлении казачьему обществу в аренду земельного участка было отменено.
Глава КФХ полагая, что договор аренды от 19.02.2014 N 2014/26 не соответствует закону, нарушает публичный порядок предоставления участков и нарушает права и законные интересы истца на приобретение участка в аренду, обратился в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона N 171-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.03.2015 осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Решением совета депутатов муниципального образования Ольгинского сельсовета Степновского района Ставропольского края от 07.11.2012 N 34/80-IV утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Ольгинского сельсовета Степновского района Ставропольского края.
Таким образом, с 01.03.2015 администрация района не является органом, которому предоставлены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком, в удовлетворении требований к которой отказано правомерно.
В соответствии со статьей 4 Кодекса и статьей 11 Гражданского кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
По общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 статьи 168 Гражданского кодекса).
Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса).
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222 и от 18.05.2015 N 310-ЭС14-7728 изложены правовые позиции по применению норм статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) и статьи 10 Федерального Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закона N 101-ФЗ) (в редакции, действовавшей в период заключения оспариваемой сделки).
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции; далее - Земельный кодекс) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом N 74-ФЗ.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления фермерским хозяйством его деятельности урегулирован в статье 12 Закона N 74-ФЗ.
В силу указанной нормы права граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления. Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка. Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю. Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В соответствии со статьей 82 Земельного кодекса (в редакции, действующей на момент заключения договора) условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства устанавливаются Законом N 101-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса (пункт 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства суд пришел к верному выводу, что на момент предоставления земельного участка казачьему обществу и заключения оспариваемого договора аренды, на земельный участок претендовало еще одно лицо - глава КФХ.
В такой ситуации требовалась реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц.
Предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения непосредственно главе хозяйства без проведения торгов не соответствует нормам земельного законодательства (подпункт 11 пункта 1 статьи 1, статья 34 Земельного кодекса, статья 10 Закона N 101-ФЗ).
Нарушение публичной процедуры предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения свидетельствует о недействительности постановления о таком предоставлении земельного участка и влечет недействительность (ничтожность) договора аренды, заключенного ответчиками.
Таким образом, договор аренды от 19.02.2014 N 2014/26 является ничтожной сделкой вследствие заключения его с нарушением норм права, регламентирующих основания и порядок выставления права аренды земельного участка на торги (в связи с наличием конкурирующих заявок).
Признание недействительным (ничтожным) договора аренды влечет необходимость реализации публичных процедур, направленных на предоставление в аренду спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Признав договор аренды недействительной (ничтожной) сделкой, суд обоснованно применил последствия его недействительности (статья 167 ГК РФ) в виде обязания казачьего общества возвратить земельный участок.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.09.2016 по делу N А63-1564/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1564/2016
Истец: Гегчян Андраник Сиреканович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОЛЬГИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА СТЕПНОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, Администрация Степновского муниципального района СК, Казачье общество Степновское станичное Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, Станичное общество "Степновского казачьего круга", Степновское станичное казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества