Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2017 г. N Ф07-1565/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
25 ноября 2016 г. |
Дело N А13-1010/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 ноября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от ответчика Горбуновой Ю.А. по доверенности от 08.09.2016 N 310,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 сентября 2016 года по делу N А13-1010/2016 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные системы" (ОГРН 1103537000160, ИНН 3527016080; место нахождения: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, переулок Почтовый, дом 5; далее - МУП "Коммунальные системы", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее - учреждение, фонд, ФСС) о признании частично недействительными решений от 22.10.2015 N 329, от 22.10.2015 N 394.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 сентября 2016 года по делу N А13-1010/2016 заявленные требования удовлетворены.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что денежная компенсация работнику за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы не включена в исчерпывающие перечни выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенные в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). В связи с этим данная компенсация подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
МУП "Коммунальные системы" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя й в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки деятельности МУП "Коммунальные системы" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 фондом составлен акт выездной проверки от 28.09.2015, а также с учетом возражений страхователя принято решение от 22.10.2015 N 329 (далее - решение N 329), которым предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в размере 196 руб. 92 коп., ему предложено уплатить пени в размере 1192 руб. 12 коп. и недоимку по страховым взносам в сумме 1587 руб. 99 коп.
Решение N 329 мотивировано нарушением предприятием статей 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ.
Помимо того, по результатам проведенной на основании решения от 31.08.2015 N 660 документальной выездной проверки деятельности предприятия по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств страхователем за период с 01.01.2013 по 31.12.2014 фондом составлен акт от 28.09.2015 N 2733н/с, а также с учетом возражений страхователя принято решение от 22.10.2015 N 394 (далее - решение N 394), которым МУП "Коммунальные системы" привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ, страхователю предложено перечислить в добровольном порядке недоимку по страховым взносам в сумме 67 руб. 90 коп. и пени в сумме 100 руб. 13 коп., штрафные санкции в размере 13 руб. 58 коп., отразить в бухгалтерском учете и расчете (форма 4-ФСС) недоимку по страховым взносам, в том числе доначисленные страховые взносы.
В обоснование выводов, изложенных в решении N 394, фонд ссылается на нарушение предприятием статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Не согласившись частично с решениями ФСС N 329 и 394, предприятие обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
На основании части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно абзацу пятому пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
В рассматриваемом случае ФСС в ходе проведенных проверок установлено, что МУП "Коммунальные системы" не начислены страховые взносы на суммы денежной компенсации за задержку заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат за период с 01.07.2013 по 31.12.2014 в сумме 12 962,68 руб.
Фонд посчитал, что МУП "Коммунальные системы" занизило базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с этим решением N 329 доначислил страховые взносы по этому основанию на сумму 375 руб. 92 коп., пени в размере 22 руб. 57 коп. и взыскал штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов - 75 руб. 18 коп.
В решении N 394 ФСС страхователю предложено перечислить недоимку в размере 25 руб. 92 коп., пени за их несвоевременную уплату в размере 1 руб. 44 коп. и штраф в сумме 5 руб. 18 коп.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В порядке части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 названной статьи).
Аналогичные положения содержатся в статье 20.1, подпункте 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Ни Закон N 212-ФЗ, ни Закон N 125-ФЗ не содержат определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Исходя из дефиниций в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) компенсационные выплаты в виде доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера являются элементами заработной платы (оплаты труда) и включаются в базу для начисления страховых взносов.
Согласно статье 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Названные компенсации объектом обложения страховыми взносами не являются.
Статья 236 ТК РФ устанавливает материальную ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Этой статьей предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 ТК РФ, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Следовательно, суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, а также подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как верно указал суд первой инстанции, соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 11031/13, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2016 N301-КГ15-19322, от 10.06.2016 N 303-КГ16-7930, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.08.2016 по делу N А56-71051/2015.
С учетом изложенного у фонда не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы денежной компенсации за задержку заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат за период с 01.07.2013 по 31.12.2014 в размере 12 962 руб. 68 коп. Поскольку спорные выплаты обложению страховыми взносами, то есть дополнительной оплате расходов ФСС за счет средств работодателя, не подлежат, это исключает начисление пеней и привлечение к ответственности в виде штрафа.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно признал недействительными решения ФСС от 22.10.2015 N 329 и N 394 в оспариваемой обществом части.
Доводы, приведенные ФСС в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка, с которой апелляционная инстанция согласна.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 сентября 2016 года по делу N А13-1010/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1010/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2017 г. N Ф07-1565/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП "Коммунальные системы"
Ответчик: ГУ -Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования РФ