Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2017 г. N Ф01-672/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
16 декабря 2016 г. |
Дело N А17-6565/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.10.2016 по делу N А17-6565/2014, принятое судом в составе судьи Балашовой Н.С.,
по иску Кинешемского муниципального района в лице администрации Кинешемского муниципального района (ИНН: 3713002824, ОГРН: 1033700450112) и администрации Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района (ИНН: 3713007519, ОГРН: 1053703043393)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН: 7710723134, ОГРН: 1087746829994)
и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (ИНН: 3702588999, ОГРН: 1093702014592)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико - биологического агентства" (ИНН: 3713003497, ОГРН: 1023701591715), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (ИНН: 3702064145, ОГРН: 1043700251099), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ивановской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757)
о признании права общей долевой собственности на земельный участок и выделении долей,
установил:
Кинешемский муниципальный район в лице администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области (далее - администрация района, первый истец) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - ответчики) о признании права общей долевой собственности Российской Федерации, Кинешемского муниципального района Ивановской области и Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области на земельный участок с кадастровым номером 37:07:030819:24, площадью 149 771 кв.м., расположенный по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, в 120 м севернее д. Дьячево, в следующих долях: Российская Федерация - 23/100 долей в праве общей собственности; Кинешемский муниципальный район Ивановской области - 12/100 долей в праве общей собственности; Решемское сельское поселение Кинешемского муниципального района Ивановской области - 65/100 долей в праве общей собственности на указанный земельный участок; выделении доли Кинешемского муниципального района Ивановской области в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 37:07:030819:24 путем образования земельного участка с кадастровым номером 37:07:030819:584, площадью 18 016 кв.м., с сохранением права общей долевой собственности Российской Федерации и Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве общей долевой собственности.
Протокольным определением от 28 января 2016 года администрация Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области, привлечена к участию в деле в деле в качестве соистца (далее - администрация поселения, второй истец) с требованием о выделении доли Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 37:07:030819:24 путем образования земельного участка с кадастровым номером 37:07:030819:583, площадью 97 577 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Медицинский центр "Решма" Федерального медико - биологического агентства", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 11.10.2016 исковые требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что земельные участки, предоставленные ФГБУЗ "Медицинский центр "Решма" Федерального медико-биологического агентства" ограничены в обороте, поскольку с 15.12.1992 относятся к землям особо охраняемых природных территорий. Удовлетворяя требования истцом, суд не определил размер земельного участка, занятого строениями и не определил размер незастроенной территории, тем самым, большая часть незастроенной территории спорного участка перешла в собственность истцов.
Администрация района в отзыве на апелляционную жалобу решение суда просила оставить без изменения, жалобу рассмотреть без участия своего представителя.
ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонило, решение суда просило оставить без изменения, жалобу рассмотреть без участия своего представителя.
Администрация поселения, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области; ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Ивановской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Кинешемского муниципального района Ивановской области N 492 от 07.12.1992 ФГБУЗ МЦ "Решма" на праве постоянного (бессрочного) пользования передано единое землепользование с кадастровым номером 37:07:00 00 00:0002.
На основании постановлений главы администрации Кинешемского муниципального района от 15.10.2007 N 827 и от 24.10.2007 N 866 в результате раздела вышеуказанного участка образован земельный участок с кадастровым номером 37:07:030819:24 общей площадью 149 771 кв.м., расположенный по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, в 120 м севернее д. Дьячево.
11.01.2010 право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Решением малого Совета Ивановского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 10.06.1992 N 73 в муниципальную собственность Кинешемского района переданы государственные предприятия, организации и учреждения, а также иное государственное имущество.
На основании вышеуказанного решения и постановлений главы администрации Кинешемского муниципального района N 375 от 01.06.2007 и N131 от 08.02.2012 зарегистрировано право собственности Кинешемского муниципального района на здание Дьячевского поликлинического отделения (нежилое двухэтажное здание общей площадью 1235,3 кв.м.), расположенное по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, деревня Дьячево, дом 12 (дата государственной регистрации 08 июня 2007 года) и на школу (нежилое здание общей площадью 6 706,7 кв.м.), расположенное по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, деревня Дьячево, микрорайон санатория "Решма", дом 14 (дата регистрации 11 марта 2012 года).
По акту приема - передачи от 01.02.2009 муниципального имущества, передаваемого Кинешемским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Решемского сельского поселения, поселению передано нежилое здание (торговый центр), расположенный по адресу: Кинешемский район, д. Дьячево, микрорайон санатория "Решма". Право собственности на здание центра также зарегистрировано в 2012 году.
Во исполнение представления заместителя прокурора Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области ФГБУЗ МЦ "Решма" проводилась работа по передаче находящихся на балансе учреждения жилых домов в ведение органов местного самоуправления. В июле 2012 года 9 жилых домов сняты с баланса учреждения, Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области N 49 от 22.03.2013 неприватизированные квартиры в количестве 41 штуки переданы в собственность Решемского сельского поселения.
В 2013 году здание Дьячевского поликлинического отделения безвозмездно передано из муниципальной собственности Кинешемского муниципального района в собственность Российской Федерации на основании Распоряжения от 25.03.2013 N 53 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Кинешемского муниципального района Ивановской области и составляющего казну Кинешемского муниципального района Ивановской области, в федеральную собственность".
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, на спорном земельном участке, кроме вышеуказанных объектов находятся: детское отделение ФГБУЗ МЦ "Решма", состоящее из трех зданий: спальный корпус, спортивно-оздоровительный корпус, учебно-диагностический корпус и социальный корпус (собственность Российской Федерации); жилые дома N 1-9 по адресу: микрорайон санатория Решма, деревня Дьячево (квартиры в собственности Решемского сельского поселения в связи с передачей жилого фонда) и торговый центр (собственность Решемского сельского поселения).
По заказу ФГБУЗ МЦ "Решма" обществом с ограниченной ответственностью "Вестан" выполнен проект межевого плана разделения спорного земельного участка с учетом принадлежности объектов недвижимости, расположенных на нем, сведения об образованных участках с кадастровыми номерами 37:07:030819:583 (площадью 97 577 +/-3159 кв.м.) и 37:07:030819:584 (площадью 18 016 +/-1 174 кв.м.) внесены в государственный кадастр недвижимости.
Актом проверки целевого использования средств федерального бюджета от 16.06.2014, составленным Территориальным управлением Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Ивановской области, установлено неэффективное использование ФГБУЗ МЦ "Решма" средств федерального бюджета, в том числе в виде оплаты части налога на землю с земельных участков, занимаемых зданиями и сооружениями, не являющимися собственностью Российской Федерации.
Ссылаясь на наличие на земельном участке, право собственности на который зарегистрировано за ответчиком, объектов недвижимости, принадлежащих истцам, последние обратились в суд с настоящим иском.
ФГБУЗ МЦ "Решма" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 37:07:030819:583, общей площадью 97 577 кв.м., и 37:07:030819:584, общей площадью 18 016 кв.м., путем раздела земельного участка с кадастровым номером 37:07:030819:24, общей площадью 149 771 кв.м., с сохранением исходного земельного участка в измененных границах в общей площади 34 178 кв.м. (с учетом уточнения исковых требований), делу присвоен N А17-3986/2014.
Производство по делу N А17-3986/2014 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение по существу настоящего дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Установив, что на земельном участке с кадастровым номером 37:07:030819:24, общей площадью 149 771 кв.м., расположенном по адресу: Ивановская область, Кинешемский район, в 120 м севернее д. Дьячево, расположены объекты недвижимости, также принадлежащие истцам, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 12, 244, 245, 252 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 19, частью 1 статьи 35, статьей 11.2, частями 1, 2 статьи 11.4, статьей 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 3 статьи 3.1 "Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьями 2, 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктами 58, 59 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, признал право общей долевой собственности истцов и ответчика на спорный земельный участок, а также выдел доли района и поселения по соответствующим координатам, определенным экспертным заключением от 21.05.2016 N 37/16.
Заявитель полагает, что осуществление раздела невозможно ввиду отнесения спорного участка к землям, ограниченным в обороте.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законом; содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, ограничение в обороте фактически по смыслу указанной нормы распространяется лишь на частную собственность, но не на публичную, в том числе муниципальную.
В соответствии с подпунктов 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В силу статьи 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий входят в состав земель особо охраняемых территорий, представляющих собой земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В свою очередь, состав земель особо охраняемых природных территорий определен статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". При этом согласно редакции, действовавшей до 30.12.2013, к землям особо охраняемых природных территорий относились лечебно-оздоровительные местности и курорты. Однако Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из состава земель особо охраняемых природных территорий.
Понятие и порядок использования курортов установлены статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", предусматривающими установление на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
При указанных обстоятельствах доводы ответчика об ограничении спорного земельного участка в обороте не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Доказательств, подтверждающих, что выделяемые земельные участки не соответствуют требованиям статьи 11.9 ЗК РФ заявителем не приведено. Экспертное заключение от 21.05.2016 N 37/16 в установленном процессуальным законодательством порядке не оспорено, равно как и проект межевого плана, выполненный ООО "Вестан" с учетом фактически сложившегося порядка землепользования.
Доводы апелляционной жалобы по существу решения выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность.
Повторно рассмотрев материалы дела, судебная коллегия считает, что все представленные сторонами доказательства исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, им дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.10.2016 по делу N А17-6565/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-6565/2014
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 апреля 2017 г. N Ф01-672/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Кинешемского муниципального р-на, Администрация Решемского сельского поселения Кинешемского муниципального района Ивановской области
Ответчик: ТУ Росимущества в Ивановской области, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, ФГБУ ФКП Росреестра, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Ив.обл., ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России, ООО "Ивановское бюро экспертизы"