Требование: о признании незаконным бездействия в отношении жилья, в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
19 декабря 2016 г. |
Дело N А50-19106/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.
судей Зелениной Т.Л., Поляковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.
при участии:
от заявителя - Тюриков М.С. по доверенности от 28.09.2015;
от заинтересованного лица - Вылегжанина Л.Н. по доверенности от 25.11.2015.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь", на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 сентября 2016 года
по делу N А50-19106/2016,
принятое судьей Батраковой Ю.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь" (ОГРН 1035900103997, ИНН 5902201970)
к Администрации города Березники
о признании незаконными бездействия Администрации города Березники, обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Пермь", обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Администрации г. Березники о признании незаконным бездействия, выраженного в уклонении от изъятия земельного участка под многоквартирным домом N 2 по ул. Потемина, г. Березники и 3-комнатной квартиры N 60, находящейся в нем, для муниципальных нужд, обязании Администрации г. Березники устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем изъятия земельного участка под многоквартирным домом N 2 по ул. Потемина в г. Березники и 3-комнатной квартиры N 60, находящейся в нем, в установленном законом порядке.
Решением от 29.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано, с чем ООО "Лукойл-Пермь" не согласилось, обжалует данный судебный акт в апелляционном порядке, просит отменить, заявление удовлетворить.
Заинтересованное лицо - Администрация города Березники, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило возражения против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, заявление удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено арбитражным судом первой инстанции, заявителю на праве собственности принадлежит 3-комнатная квартира, назначение: жилое, общей площадью 60 кв.м., этаж 2, расположенная по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Потемина, д.2, кв. 60, что подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2008, серии 59 ББ N 018688 (л.д. 13).
Постановлением администрации города Березники N 719 от 27.04.2015 многоквартирный дом N 2 по ул. Потемина в г. Березники был признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 14-15).
Заявитель 08.07.2015 обратился к заинтересованному лицу с письменным обращением N И-17065, в котором просил направить график планируемых мероприятий и Регламент осуществления взаимоотношений в связи с прекращением права собственности на квартиру (л.д. 19).
12.11.2015 заявитель вновь обратился к заинтересованному лицу с письмом N И-29079, в котором просил сообщить сведения о предполагаемых сроках изъятия земельного участка под многоквартирным домом N 2 по ул. Потемина для муниципальных нужд, получения возмещения за него и изымаемое жилое помещение и предполагаемых суммах данного возмещения, либо о сроках и порядке его определения, о привлекаемых оценщиках и особенностях изъятия обозначенного имущества (л.д. 23-24).
В ответ на обращение от 12.11.2015 заинтересованное лицо направило в адрес заявителя письмо от 22.01.2016 N СЭД-01-19-276, в котором сослалось на утвержденный Постановлением администрации г. Березники N 2503 от 16.10.2015 Порядок реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г. Березники (л.д. 25).
Письмами от 12.02.2016 N И-3284, от 04.05.2016 N И-10088, от 06.06.2016 N И-12974 заявитель неоднократно просил ответчика сообщить о предполагаемых сроках изъятия земельного участка под многоквартирным домом N 2 по ул. Потемина г. Березники для муниципальных нужд, получения возмещения на него и изымаемое жилое помещение, предоставить конкретные разъяснения по порядку изъятия квартиры, выплате компенсации за жилое помещение (л.д. 26, 28-29, 32).
Заинтересованное лицо 08.07.2016 направило в адрес заявителя письмо N СЭД-01-19-615, в котором сообщило о невозможности выплаты истцу выкупной цены квартиры, поскольку Администрация г. Березники вправе расходовать межбюджетные трансферты исключительно с их целевым назначением, а именно - на предоставление социальных выплат гражданам.
По изъятию земельного участка, занимаемого многоквартирным домом N 2 по ул. Потемина г. Березники, заинтересованное лицо указало на отсутствие необходимости процедуры изъятия земельного участка, поскольку граждане, подлежащие переселению, являющиеся собственниками жилых помещений, заключили с администрацией города соглашения о безвозмездной передаче в муниципальную собственность жилого помещения и земельного участка (л.д. 33-34).
Полагая, что со стороны заинтересованного лица допущено бездействие, выраженное в непринятии мер по изъятию земельного участка для муниципальных нужд, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Постановлением администрации города Березники N 719 от 27.04.2015 (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации города Березники от 20.06.2016 N 1834 многоквартирный дом N 2 по ул. Потемина в г. Березники признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в государственную программу "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края" (подпрограмма "Развитие жилищного строительства в Пермском крае"), утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1331-п, согласно которой срок отселения граждан, проживающих в вышеуказанном жилом доме, установлен до 31.12.2017.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, авария, произошедшая на БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий" в г. Березники, признана чрезвычайной ситуацией федерального уровня на основании Распоряжения Правительства РФ от 22.06.2007 N 814-р.
Пунктом 3 указанного Распоряжения Минфину России поручено предоставить в установленном порядке за счет средств федерального бюджета бюджету Пермского края бюджетный кредит в размере до 700 млн. рублей на покрытие расходов, связанных с началом работ по переселению граждан из зоны вероятных разрушений.
Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 N 764-п утвержден Порядок предоставления и расходования межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий" г. Березники.
В соответствии с п. 2.1. указанного Порядка межбюджетные трансферты предоставляются бюджету города Березники в целях переселения из непригодного для проживания жилищного фонда и обеспечения благоустроенным жильем нанимателей жилых помещений по договору социального найма, собственника(ов) индивидуальных жилых домов, жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, посредством предоставления социальных выплат гражданам, переселяемым из непригодного для проживания жилищного фонда.
Согласно п. 4.2. Порядка расходование межбюджетных трансфертов производится администрацией города Березники путем перечисления социальных выплат на расчетные счета продавцов или застройщиков в соответствии с договорами купли-продажи жилого помещения либо договорами участия в долевом строительстве (далее - договоры), заключенными между администрацией города Березники, гражданами, которым предоставляются социальные выплаты, и продавцами либо застройщиками в соответствии с порядком реализации мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, утвержденным нормативным правовым актом администрации города Березники, в течение 7 рабочих дней с момента поступления межбюджетных трансфертов в бюджет города Березники.
Обязательным условием для перечисления социальной выплаты на расчетный счет продавца или застройщика является наличие в договоре указания на то, что жилое помещение приобретается в рамках реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 ПАО "Уралкалий" в г. Березники.
В силу п. 6.3. Порядка обязательным условием предоставления социальной выплаты является заключение между администрацией города Березники и гражданами, переселяемыми из непригодного для проживания жилищного фонда, соглашения, в котором указывается срок передачи в муниципальную собственность ранее занимаемого жилого помещения, земельного участка и закрепляется обязанность такого гражданина закрепить за членами его семьи объем прав в отношении приобретаемого жилого помещения не менее объема прав в отношении освобождаемого жилого помещения.
Заинтересованное лицо представило справку от 14.09.2016 о том, что по информации, имеющейся в Управлении имущественных и земельных отношений г. Березники по состоянию на 14.09.2016 соглашение о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность принадлежащего гражданину на праве собственности жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе, земельный участок, заключили 88,4% собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Березники, ул. Потемина, д. 2.
Доказательств иного волеизъявления собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Березники, ул. Потемина, д. 2, либо данных, опровергающих указанную выше информацию, не представлено, в том числе ответчиком при обжаловании решения арбитражного суда первой инстанции (ст. 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом 3,6% жилых помещений в указанном многоквартирном доме являются собственностью МО город Березники и отчуждению не подлежит.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках.
Таким образом, приведенные нормы закона связывает возможность компенсации стоимости недвижимого имущества его собственникам с прекращением права собственности на недвижимое имущество при изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором оно находится.
Значимым арбитражный суд апелляционной инстанции признает то, что многоквартирный дом по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Потемина, д.2, не расселен (срок отселения заканчивается 31.12.2017, л.д. 65-66), заявитель не лишен и не ограничен в реализации правомочий собственника жилого помещения (кв. N 60) по указанному адресу, ни жилое помещение, ни земельный участок не изымались.
Заинтересованное лицо правомерно руководствовалось Постановлением Правительства Пермского края от 30.09.2015 N 764-п в рамках специального правового регулирования спорной ситуации.
Ссылки заявителя на то, что "_третьи лица по причинам, не зависящим от заявителя, не заинтересованы в покупке, либо аренде квартиры", а также на то, что "заявитель не вправе размещать своих работников в указанной квартире, равно как и сдавать им в наем данное жилое помещение_размещение в квартире других лиц на законных основаниях также невозможно в силу п. 50 Положения_заявитель продолжает нести бремя по содержанию квартиры, уплачивая коммунальные платежи, а также налог на имущество организаций" отклоняются, так как данные обстоятельства применительно к предмету и основаниям заявления, не свидетельствуют о незаконности бездействия Администрации г. Березники.
Требования заявителя рассматриваются в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск о взыскании убытков, упущенной выгоды и т.п. ООО "Лукойл-Пермь" к Администрации г. Березники не заявлялся.
Непринятие решения об изъятии земельного участка не ограничивает заявителя в реализации прав на получение компенсации.
Вопрос о законности отказа Администрации г. Березники в выплате заявителю выкупной цены квартиры в рамках настоящего дела с учетом заявленных требований не исследуется.
Постановление администрации города Березники от 20.06.2016 N 1834 принято в рамках включения в государственную программу "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края" (подпрограмма "Развитие жилищного строительства в Пермском крае"), утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 N 1331-п.
В свою очередь, включение жилого дома N 2 по ул. Потемина в г. Березники в государственную программу "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Пермского края" не может быть признано нарушающим права заявителя, равно как и нарушающим принцип правовой определенности в отношении спорного имущества, поскольку по существу направлено именно на защиту в рамках формально определенной процедуры прав и законных интересов лиц, имущество которых пострадало.
Действия Администрации г. Березники по принятию постановления от 20.06.2016 N 1834 в таком случае не могут быть признаны недобросовестными, направленными исключительно на ухудшение правового положения заявителя.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основании для изменения или отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 сентября 2016 года по делу N А50-19106/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю.Дюкин |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19106/2016
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ