г. Тула |
|
19 декабря 2016 г. |
Дело N А23-3790/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2016 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Григорьевой М.А., судей Волковой Ю.А. и Афанасьевой Е.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондратеня Е.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2016 по делу N А23-3790/2016 (судья Носова М.А.),
установил.
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Калужской области (далее - истец, фонд) обратился с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс", ответчик) о взыскании задолженности по оплате взносов в фонд капитального ремонта многоквартирного дома N 31 по ул. Гогиберидзе в г. Людиново в сумме 146 949 рублей 50 копеек, пени 10 029 рублей 79 копеек.
Решением суда от 07.10.2016 исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывал на то, что обязанность на проведение капитального ремонта возникает у ответчика только после проведения капитального ремонта. Обращал внимание на то, что на момент приватизации нежилого помещения, капитальный ремонт в спорном доме не произведен и обязанность по проведению данного ремонта общего имущества лежит на Правительстве Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося представителя истца.
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционной инстанцией в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственником нежилого помещения общей площадью 1404,2 м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Людиново, ул. Гогиберидзе, д. 31, является ООО "Альянс".
Постановлением Правительства Калужской области от 30.12.2013 N 753 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области на 2014 - 2043 годы
Параграфом 3 указанной программы установлен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Калужской области, с указанием перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества и планового года проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ установлен приложением к настоящей Региональной программе.
Согласно приложению к указанной программе спорный дом N 31 внесён (абзац 7630) в указанный перечень.
Неисполнение ООО "Альянс", как собственником помещений в указанном доме, обязанности по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с октября 2014 года по февраль 2016 года, послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу части 3 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170, частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Таким образом, в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества ЖК РФ устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения не только нести расходы на их содержание, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, части 1, 3 статьи 158 ЖК РФ).
Действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), то есть направлено на защиту конституционно значимых ценностей.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016.
Федеральный законодатель, принимая раздел 9 Жилищного кодекса Российской Федерации, наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению вопросов, связанных с созданием и функционированием региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включая учреждение региональных операторов, определение минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и утверждение региональных программ капитального ремонта, а органы местного самоуправления - полномочиями по утверждению краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, по организации выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта, а также по обеспечению его формирования и проведения капитального ремонта в случаях, предусмотренных законом.
Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.03.2016 N 40/000/003/2016-13683, собственником нежилого помещения общей площадью 1404,2 м, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Людиново, ул. Гогиберидзе, д. 31, является ООО "Альянс".
Постановлением Правительства Калужской области от 30.12.2013 N 753 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области на 2014 - 2043 годы.
Параграфом 3 указанной программы установлен перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Калужской области, с указанием перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества и планового года проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по видам услуг и работ установлен приложением к настоящей Региональной программе.
Как следует из приложения к программе спорный дом N 31 внесён в перечень по региональной программе проведения капитального ремонта.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калужской области на 2014 - 2043 годы опубликована 22.04.2016 в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть": http://www.vest-news.ru.
Указанная программа так же опубликована в издании газеты "Весть документы" N 3 от 31.01.2014.
При этом доказательства принятия собственниками помещений, расположенных в спорном многоквартирном доме, соответствующих решений в порядке, предусмотренном частями 4.1, 4.2, 5 статьи 170 ЖК РФ, об определении иного размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, а также об определении другого способа формирования фонда капитального ремонта, в том числе путем его формирования на специальном счете, в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность ответчика, как собственника помещений, расположенных в многоквартирном доме, по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества возникла в силу части 3 статьи 169 ЖК РФ с 01.09.2014.
Поскольку доказательства внесения ООО "Альянс" ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в период с октября 2014 года по февраль 2016 года в материалах дела отсутствуют и ответчиком не были представлены в ходе рассмотрения дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт в полном объеме.
Следует отметить, что расчет суммы долга ответчиком по существу не оспорен, контррасчет не представлен.
Установив наличие задолженности в указанном истцом размере, которая не была оплачена ответчиком в добровольном порядке и в установленный срок, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 330 ГК РФ, положениями части 14.1 статьи 155 ЖК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для привлечения ООО "Альянс" к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки в размере 10 029 рублей 79 копеек.
При этом ответчиком в ходе рассмотрения дела каких-либо ходатайств о снижении размера неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ ввиду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства не заявлялось. Доказательства такой несоразмерности не представлялись. Расчет неустойки заявителем не оспорен, контррасчет подлежащей взысканию санкции также не был представлен.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что обязанность по проведению капитального ремонта в отношении общего имущества спорных многоквартирных домов лежит на Правительстве Российской Федерации, отклоняется апелляционным судом в связи со следующим.
Пунктом 6.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 разъяснено, что положения части 1 статьи 169 ЖК РФ, предусматривающие случаи освобождения собственников помещений в многоквартирных домах от обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, не затрагивая порядок исполнения бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта многоквартирных домов, по своему буквальному смыслу, не освобождает собственников приватизированных жилых помещений в многоквартирных домах, в отношении которых у бывшего наймодателя сохраняется указанная обязанность, от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в таких домах в целях финансирования проведения последующих капитальных ремонтов.
Это означает, что сам по себе факт непроведения капитального ремонта многоквартирного дома бывшим наймодателем не может являться основанием для уклонения собственников расположенных в нем помещений от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в данном доме, что подтверждается и судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2014 N 13-АПГ14-23).
Такой подход согласуется с принципами социальной солидарности и равенства, которые применительно к отношениям, связанным с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предполагают совместное и равное участие всех собственников помещений в этих домах в создании финансовой основы для обеспечения их поддержания в надлежащем санитарном и техническом состоянии и выступают тем самым в качестве необходимого условия устойчивого функционирования региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
При этом Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 только указано на необходимость федеральному законодателю установить механизм исполнения обязанности бывшего наймодателя по производству капитального ремонта нуждавшихся в нем домов (что само по себе не исключает уплату взносов на капитальный ремонт всеми собственниками расположенных в них помещений), согласовав его с закрепленным в ЖК РФ порядком проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 07.10.2016 по делу N А23-3790/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.А. Григорьева |
Судьи |
Е.И. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3790/2016
Истец: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Калужской области
Ответчик: ООО "Альянс", ООО Альянс