Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф04-526/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А45-5410/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 ноября 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шатохиной Е.Г.,
судей: Ждановой Л.И., Фертикова М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Винник с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: Михайловой Е.О. - по доверенности от 17.11.2015,
от ответчика: Рущицькой О.А. - по доверенности от 18.08.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "СИБИРСКИЙ АНТРАЦИТ" (рег. 07АП-9285/2016)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 августа 2016 года по делу N А45-5410/2016 (судья Киселева И.В.),
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в лице филиала ОАО "РЖД" Западно-Сибирской железной дороги), г. Москва (ОГРН 1037739877295)
к Акционерному обществу "СИБИРСКИЙ АНТРАЦИТ", Новосибирская область Искитимский район, п. Листвянский (ОГРН 1025404670620)
о взыскании 953 104 рубля 76 копеек платы за пользование вагонами,,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (в лице филиала ОАО "РЖД" Западно-Сибирской железной дороги) (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "СИБИРСКИЙ АНТРАЦИТ" (далее - АО "СИБИРСКИЙ АНТРАЦИТ", ответчик) о взыскании 953 104 рубля 76 копеек платы за пользование вагонами.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18 августа 2016 года с АО "СИБИРСКИЙ АНТРАЦИТ" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 953 104 руб. 76 коп. платы за пользование вагонами и 22 062 руб. 09 коп. госпошлины.
Не согласившись с принятым по делу решением, АО "СИБИРСКИЙ АНТРАЦИТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования ОАО "РЖД".
В обоснование к отмене судебного акта, апеллянт указывает, что истец, как лицо, осуществляющего монопольную деятельность по данному виду перевозок, действовал недобросовестно, так как без учета интереса иных лиц, заинтересованных в реализации своих производственных планов, принимал решения, оказывающие непосредственное воздействие на действия этих лиц; полагает, что такие действия для ответчика являются форс-мажорными обстоятельствами. Кроме того, податель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что запрет погрузки был произведен в связи с наличием проблем по выполнению собственных обстоятельств по перевозке грузов ОАО "РЖД", то есть вследствие большого накопления вагонов с просрочкой по доставке.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу и возражает против её доводов и указывает на их необоснованность, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержал свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "СИБИРСКИЙ АНТРАЦИТ" (владелец) заключен договор от 17.04.2012 г. N 16/Н на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Сибирский антрацит" при станции Линево Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 01.04.2013), по условиям которого, осуществляется эксплуатация железнодорожного пути (принадлежащего владельцу) необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 1 к железнодорожному пути необщего пользования N 1 ОАО "Линевский домостроительный комбинат" при станции Линево, локомотивом владельца (п. 1).
Передача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца и обратно оформляется памятками приемосдатчика формы ГУ-45 или ГУ-45ВЦ за обоюдными подписями полномочных представителей перевозчика и владельца (п.8 договора).
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования владельца осуществляется номерным способом на основании памяток приемосдатчика ф. ГУ-45 или ГУ-45ВЦ и актов общей формы ГУ-23 или ГУ-23ВЦ в случае их составления. Учет времени нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станции при задержке их приема по причинам, зависящим от владельца, осуществляется на основании актов общей формы с включением их в ведомость подачи и уборки вагонов (п.10 договора).
Согласно п. 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 6,73 часа.
В соответствии с пунктом 15 подпунктом "в" договора владелец (ответчик) уплачивает перевозчику, за время ожидания их приема по причинам, зависящим от владельца, и находящихся на путях общего пользования станции Линево, в размере 0% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N2 с учетом коэффициентов индексации.
Владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, задержанными в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, из-за неприема их железно- дорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов: за вагоны, не принадлежащие перевозчику, в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации (п/п. "г" п.15 договора).
В феврале - апреле 2015 года в адрес владельца, АО "Сибирский антрацит" и его контрагентов поступали порожние вагоны, не принадлежащие ОАО "РЖД".
В соответствии с актами общей формы, составленными перевозчиком на основании Правил составления актов общей формы при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 18.06.2003 N 45, вагоны находились на выставочном пути станции Линево Западно-Сибирской железной дороги.
В данных актах в качестве причины задержки приема вагонов указана не приемка вагонов владельцем железнодорожного пути необщего пользования, АО "Сибирский антрацит", по истечении 2-х часов с момента уведомления о готовности вагонов к сдаче.
Данные акты, а также ведомости подачи и уборки, представители ответчика подписать отказались. Акты переданы АО "Сибирский антрацит", о чем имеются отметки в сопроводительном письме.
Поскольку платы за пользование вагонами не вносилась, образовалась задолженность в размере 953 104 рубля 76 копеек, о взыскании которой и подан настоящий иск.
Удовлетворяя заявленные ОАО "РЖД" требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены надлежащие доказательства в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами.
Апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции и при этом руководствуется следующим.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, по общему правилу, не допускается.
Исходя из положений ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п.1 ст.793 ГК РФ).
Статьей 39 УЖТ предусмотрено, что за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях N 14391/08 от 10.03.2009, N 4387/10 от 27.07.2010, N 6424/12 от 18.10.2012, Определениях Верховного Суда РФ N 308-ЭС14-1701 от 12.09.2014, N 308-ЭС14-1360 от 15.09.2014, N 307-ЭС14-4056 от 24.11.2014, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге. В этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования (Решение Верховного Суда РФ N ГКПИ10-1331 от 30.11.2010).
Пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования.
Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании актов общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Подп. "в" п. 15 договора установлена плата перевозчику за время ожидания их приема по причинам, зависящим от владельца, и находящихся на путях общего пользования станции Линево, в размере 0% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, стороны достигли соглашения о взимании платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге. Указанное условие в части взимания платы с ответчика не противоречит требованиям действующего законодательства (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, с учетом того, что ответчик доказательств внесения платы за пользование вагонами в материалы дела не представил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика 953 104 рубля 76 копеек платы за пользование вагонами являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика относительно того, что простой был вызван недобросовестными действиями истца, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонены. Оснований для переоценки данного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Возражения АО "СИБИРСКИЙ АНТРАЦИТ" о том, что запрет погрузки был произведен в связи с наличием проблем по выполнению собственных обстоятельств по перевозке грузов ОАО "РЖД", то есть вследствие большого накопления вагонов с просрочкой по доставке, не подтверждаются материалами дела.
Утверждение подателя жалобы о том, что при вынесении решения судом не дана оценка доводам ответчика и документам, свидетельствующим о действия ответчика, направленным на предотвращение скопления спорных вагонов на путях общего пользования, не опровергает вины ответчика в задержке спорных вагонов.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, приводимым в суде первой инстанции, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 августа 2016 года по делу N А45-5410/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5410/2016
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская Железная дорога
Ответчик: АО "СИБИРСКИЙ АНТРАЦИТ"