Требование: о взыскании долга, о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А39-2104/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Большаковой О.А., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусейновой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.07.2016 по делу N А39-2104/2016, принятое судьей Салькаевой А.А.,
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью "Ромодановосахар"
о возмещении ущерба в сумме 25 313 714 рублей,
при участии: от заявителя (истца) - не явился, извещён;
от ответчика - Платоновой Л.Н. по доверенности N 14-юр от 01.04.2016 (сроком действия 1 год),
установил.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ромодановосахар" о возмещении ущерба в сумме 25 313 714 рублей, причиненного окружающей среде (водному объекту р.Инсар).
Решением от 14.07.2016 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что факт превышения полномочий при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующего субъекта отсутствует, так как приказом Минприроды России от 24.08.2011 N 686 в редакции приказа от 23.01.2014 N 28 утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в котором под номером 32 находится ООО "Ромодановосахар".
Представитель ООО "Ромодановосахар" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя по имеющимся в нем материалам.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось протокольным определением суда от 07.11.2016.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением от 04.09.2015 N 173 Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия обществу с ограниченной ответственностью "Ромодановосахар" предоставлен в пользование водный объект - река Инсар, цель использования- сброс сточных, в том числе дренажных вод, виды использования- совместное водопользование, объем сброса сточных, в том числе дренажных вод не должен превышать 403,2тыс.куб.м/год. Река Инсар является притоком 3 порядка, берет начало в 5 км. юго-западнее с. Болдово Рузаевского района, впадает с правого берега в реку Алатырь на 136 км. от устья.
В рамках рассмотрения обращения гр. Старченко Д.В. от 24.09.2015 в период с 13.11.2015 по 03.12.2015 на основании решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 11.11.2015 N 62, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Ромодановосахар".
По результатам проведенной проверки установлен факт негативного воздействия сточных вод ООО "Ромодановосахар" на гидрохимический состав реки Инсар.
Согласно протоколу КХА природной и сточной воды филиала "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Мордовия"
N 313/1 дата начала проведения анализа 01.10.2015, дата окончания проведения анализа 08.10.2015, проведенного на сбросе сточных вод в р.Инсар, в сточных водах обнаружено превышение концентраций загрязняющих веществ по отношению к соответствующим нормативам, установленным решением о предоставлении водного объекта в пользование от 04.09.2015 N173 составляет:
Проба N 597/1 - сточная вода общества оказывает влияние на химический состав воды р. Инсар. Наблюдается увеличение по следующим показателям: аммоний-ион-с 0,8 мг/дм3 до 1,55 мг/дм3, нитрит-ион с 0,526 мг/дм3 до 0,795 мг/дм3, ионы марганца с 0,147 мг/дм3 до 0,215 мг/дм3, соли железа с 0,31 мг/дм3 до 1,85 мг/дм3, значение БПК5 увеличивается с 11,9 мг/ОгДМ3, до 114,0 мг/02 дм3, окисляемости бихроматной с 46,1 мг/02 дм3 до 276,5 мг/02 дм3, незначительно увеличиваются ионы меди с 0,0046 мг/дм3 до 0,0051 мг/дм3, ионы цинка с 0,070 мг/дм3 до 0,084 мг/дм3.
В сточных водах проба N 597/1, сбрасываемых в р. Инсар выявлено
превышение ПДК вредных веществ, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 04 сентября 2015 N 173, а именно: по аммоний-ион в 14 раз; по нитрит ион в 17,3 раз, по ХПК в 81,9 раз; по содержанию органических веществ (БПК-5) в 507,5 раза; по сухому остатку при 105 град.С в 2.4 раза; по железу общему в 123,2 раза; по ионам цинка в 10 раз; по ионам марганца в 30 раз; по нефтепродуктам в 1,4 раза.
Согласно протоколу КХА природной и сточной воды филиала "Центр
лабораторного анализа и технических измерений по Республике Мордовия"
N 316/1 дата начала проведения анализа 05.10.2015, дата окончания проведения анализа 12.10.2015:
Проба N 604/1 - сточная вода общества оказывает влияние на химический состав воды р. Инсар. Наблюдается увеличение по следующим показателям: аммоний-ион-с 0,56 мг/дм3 до 1,48 мг/дм3, нитрит-ион с 0,534 мг/дм3 до 0,710 мг/дм3, сульфат-ион с 129,3 мг/дм3 до 138,1 мг/дм3, соли железа с 0,47 мг/дм3 до 0,71 мг/дм3, значение БПК5 увеличивается с 10,8 мг/02 дм3, до 32,0 мг/02 дм3, окисляемости бихроматной с 37,6 мг/02 дм3 до 105,3 мг/02 дм3, водородного показателя с 8,09 рН до 8,70 ед. рН. Незначительно увеличиваются ионы цинка с 0,008 мг/дм3 до 0,010 мг/дм3, ионы марганца с 0,125 мг/дм3 до 0,133 мг/дм3.
В сточных водах проба N 604/1, сбрасываемых в р. Инсар, выявлено
превышение ПДК вредных веществ, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 04 сентября 2015 N 173, а именно: по аммоний-ион в 21,7 раза; по нитрит ион в 19,7 раза; по сульфат ион в 2,0 раза; по ХПК в 30,0 раза; по содержанию органических веществ (БПК-5) в 157,5 раза; по сухому остатку при 105 град.С в 1.4 раза; по железу общему в 53,4 раза; по ионам меди в 4,6 раза; по ионам цинка в 3,2 раза.
Результаты проведённой проверки ответчиком не обжалованы. За совершение данного правонарушения ООО "Ромодановосахар" в соответствии с постановлением о назначении административного наказания от 29.10.2015 N 560-02/2 привлечено к ответственности по ст.7.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Данное постановление не обжаловано и вступило в законную силу 09.11.2015. Штраф по данному постановлению оплачен в установленный законом срок.
В соответствии с "Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства", утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 (зарегистрированной в Минюсте РФ 25.05.2009 N 13989), истцом произведен расчет размера вреда причиненного водному объекту - реке Инсар, вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации. Ущерб, причинённый поверхностному водному объекту - реке Инсар, как объекту охраны окружающей среды, составил 25 313 714 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд с настоящим иском.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из содержания приведенных норм права следует, что при обращении с настоящим иском истец должен доказать факт причинения убытков, их размер, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения ответчика, причинную связь между поведением ответчика и наступившим вредом.
Отсутствие одного из вышеперечисленных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении иска.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (статья 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В силу положений пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Согласно части 1 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П указано, что поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, в условиях рыночной экономики общественные (публичные) издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду.
При этом частью 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Материалами дела подтверждается факт негативного воздействия сточных вод ООО "Ромодановосахар" на гидрохимический состав реки Инсар.
Между тем настоящие исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного надзора) при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического
надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному
государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации. На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются перечни объектов, подлежащих соответственно федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют
право: 1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы,
необходимые в ходе проведения проверки, а также запрашивать у лиц, находящихся на водных объектах и в их водоохранных зонах и осуществляющих использование водных объектов и (или) деятельность в их
водоохранных зонах, документы, подтверждающие право этих лиц на осуществление водопользования и (или) деятельности в водоохранных зонах водных объектов, и проверять эти документы при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах; 2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю; 3) проводить отбор проб сточных вод и воды водных объектов для проведения исследования (испытания) таких вод.
В соответствии с пунктом 4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия, утвержденного Приказом N 486 от 29.06.2011 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управление
осуществляет контроль и надзор _за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов)_
Во исполнение указанных законоположений постановлением Правительством Российской Федерации от 04.11.2006 N 640 утверждены
критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов ("О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов").
Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование: а) поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; б) водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд; в) внутренних морских вод; г) территориального моря Российской Федерации; д) особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий; е) водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами; ж) водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; з) трансграничных (пограничных) водных объектов; и) водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год.
Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.05.2009 N 229 утвержден Перечень объектов, подлежащих региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Республики Мордовия (в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 29.03.2010 N 102). Под номером 82 в указанный перечень включена река Инсар, являющаяся притоком реки Алатырь, относящаяся к бассейну реки Сура.
Согласно пункту 4 Положения о государственном надзоре в области
использования и охраны водных объектов, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на водных объектах, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской
Федерации в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
Предметом проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение ими при осуществлении
своей деятельности обязательных требований (п.12).
Таким образом, судом установлено, что водный объект - река Инсар относится к объектам государственного регионального контроля.
Доказательств обратного не представлено, указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Предметом настоящего спора является возмещение ущерба, причиненного ответчиком непосредственно объекту - реке Инсар, который относится к объектам регионального контроля.
В связи с этим у Управления отсутствуют полномочия на предъявление в суд настоящего иска.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены, как не влияющие на законность принятого судебного акта.
При проведении проверки Управление действовало в рамках своих полномочий с учетом Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 28 от 23.01.2014.
В тоже время в рассматриваемом споре подлежит разрешению вопрос о возмещении вреда, причиненного водному объекту, который относится к сфере регионального контроля.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.07.2016 по делу N А39-2104/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
О.А. Большакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2104/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия
Ответчик: ООО "Ромодановосахар"