г. Пермь |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А60-36872/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котеговой Л.А.,
при участии:
от заявителя ГБУЗ Свердловской области "Березовская центральная городская больница" (ИНН 6604002481, ОГРН 1026600669765) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291) - Сулейманов Р.М., удостоверение, доверенность от 15.11.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ГБУЗ Свердловской области "Березовская центральная городская больница"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2016 года
по делу N А60-36872/2016,
принятое судьей Калашником С.Е.
по заявлению ГБУЗ Свердловской области "Березовская центральная городская больница"
к Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области
о признании недействительным решения в части,
установил:
ГБУЗ Свердловской области "Березовская центральная городская больница" (далее - заявитель, налогоплательщик, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 05.02.2016 N 23557 в части доначисления земельного налога за 2014 в размере 1 429 755 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.09.2016 в удовлетворении в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение подлежит отмене, так как принято при неполном исследовании обстоятельств дела, судом неправильно применены нормы материального права. Доводы жалобы сводятся к тому, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано за учреждением только 05.08.2015, поэтому уплата земельного налога за 2014 год в сумме 1 715 775 руб. является ошибочной, указанная денежная сумма подлежит зачету в размере 1 429 755 руб. в счет уплаты земельного налога за 2015 год.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу налогоплательщика - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы отзыва.
Заявитель о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, представленной 17.09.2015 учреждением "Березовская ЦГБ" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год.
По итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 03.11.2015 N 51485, по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 05.02.2016 N 23557 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением учреждению отказано в привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога, доначислен земельный налог в сумме 1 429 755 руб.
Основанием для доначисления земельного налога стал вывод налогового органа о том, что земельный участок с кадастровым номером 66:35:0105009:300, площадью 58 618 кв.м., расположенный по адрес: Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, 28, предоставлен налогоплательщику в постоянное (бессрочное) пользование. Права на данный земельный участок не зарегистрированы за налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, однако в силу правила, установленного в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок не является основанием для освобождения учреждения от уплаты земельного налога за 2014 год.
Решением УФНС России по Свердловской области от 04.06.2016 N 687/16 решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции от 05.02.2016 N 23557 вынесено с нарушением требований налогового законодательства, нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ГБУЗ СО "Березовская центральная городская больница" являлось пользователем земельного участка с кадастровым номером 66:35:0105009:300 площадью 58 618 кв.м, кадастровая стоимость которого должна быть определена в сумме 428 943 662,98 руб., в связи с чем посчитал обоснованным доначисление земельного налога за 2014 год в сумме 1 429 755 руб.
Доводы жалобы сводятся к тому, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано за учреждением только 05.08.2015, поэтому уплата земельного налога за 2014 год в сумме 1 715 775 руб. является ошибочной, указанная денежная сумма подлежит зачету в размере 1 429 755 руб. в счет уплаты земельного налога за 2015 год.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 2 названной статьи).
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательствам существования зарегистрированного права.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
Как указано в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Заявитель жалобы ссылается на то, что до 05.08.2015 у него отсутствовало зарегистрированное в установленном порядке право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, земельный участок с кадастровым номером 66:35:0105009:300 принадлежал на праве собственности Свердловской области (Свидетельство о государственной регистрации права собственности от 13.03.2014), поэтому учреждение нельзя признать плательщиком земельного налога в 2014 году.
Однако данные доводы подателя жалобы суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании постановления Главы МО г. Березовский от 24.09.2004 N 409-2 МУЗ "Березовская центральная городская больница" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен, в том числе земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Шиловская, д. 28, площадью 58 618 кв.м. (л.д. 85).
Пунктом 3.2.названного постановления Глава МО г. Березовский обязал МУЗ "Березовская центральная городская больница" провести государственную регистрацию права, в том числе на земельный участок в установленном законом порядке.
Однако учреждением действия по государственной регистрации права на земельный участок не осуществило.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.10.2011 N 1344-ПП "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность" с 01.01.2012 в государственную собственность Свердловской области приняты муниципальные учреждения здравоохранения, безвозмездно передаваемые в числе других городских округов Березовским городским округом.
Во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 07.10.2011 N 1344-ПП "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность" 29.12.2011 МУЗ "Березовская центральная городская больница" произвело смену наименования организации на ГБУЗ Свердловской области "Березовская центральная городская больница" в связи со сменой собственника.
В связи с этим Приказом МУГИСО от 30.06.2015 N 1858 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка ГБУЗ Свердловской области "Березовская центральная городская больница" за учреждением закреплен спорный земельный участок.
Суд первой инстанции, учитывая, что спорный земельный участок предоставлен ГБУЗ СО "БЦБГ" в постоянное (бессрочное) пользование после введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании акта, изданного органом местного самоуправления от 24.09.2004 N 409-2, право пользования на спорный участок в установленном порядке не зарегистрировано, отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно указав на то, что в силу нормы права, закрепленной в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ, факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок не является основанием для освобождения заявителя от уплаты земельного налога за 2014 год.
Аналогичная позиция высказана ФНС России в письмах от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@, от13.07.2011 "Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц", согласно информации которых факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.
Государственная регистрация соответствующих прав на земельный участок является обязательной, но носит заявительный характер, в связи с чем, если права на земельные участки не регистрируются длительное время, указанные участки должны подлежать налогообложению земельным налогом, а действия налогоплательщика - как уклонение от налогообложения.
При этом, как пояснил представитель налогового органа, явившийся в судебное заседание, до 2015 года (до предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование спорного земельного участка) учреждение, вопреки доводам жалобы, считало себя плательщиком земельного налога, соответственно, уплачивало названный налог за все предшествующие годы.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета (ст. 104 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 сентября 2016 года по делу N А60-36872/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ГБУЗ Свердловской области "Березовская центральная городская больница" (ИНН 6604002481, ОГРН 1026600669765) из федерального бюджета госпошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 26.09.2016 N 2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36872/2016
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "БЕРЕЗОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: МИФНС N24 по СО