Требование: о взыскании долга и пени по государственному контракту, по договору долевого строительства в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А68-2413/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Дайнеко М.М., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стромсервис плюс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2016 по делу N А68-2413/2016, установил следующее.
Министерство труда и социальной защиты Тульской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к ООО "Стромсервис плюс" (далее - ответчик) о взыскании пени в размере 2 775 476 руб. 08 коп. за период просрочки с 01.01.2016 по 25.02.2016.
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что между истцом (государственный заказчик) и ответчиком (застройщик) заключен государственный контракт от 26.05.2015 N 2015.170909 на приобретение жилых помещений (квартир) для включения в специализированный жилищный фонд Тульской области посредством участия в долевом строительстве.
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является приобретение жилых помещений (квартир) в специализированный жилищный фонд Тульской области посредством участия в долевом строительстве.
В соответствии с п. 1.2 контракта застройщик обязуется своими силами и (или) с привлечением подрядчиков построить многоквартирный дом (многоквартирные дома) на земельном участке с кадастровым номером 71:29:010504:20, расположенном по адресу: Тульская область, Новомосковский район, г. Новомосковск, ул. Пионерская, д. 14, принадлежащем застройщику на основании договора аренды земельного участка от 24.10.2012 N 185А/12 (далее - многоквартирный дом (многоквартирные дома)) и после получения разрешения (разрешений) на ввод в эксплуатацию этого объекта (этих объектов) передать для оформления в собственность Тульской области по договору (договорам) передачи 37 квартир согласно приложению N 1 к контракту, находящихся в многоквартирном доме (многоквартирных домах) (далее - квартиры), а государственный заказчик уплатить обусловленную контрактом цену и принять объекты долевого строительства.
Приобретаемые квартиры должны соответствовать требованиям технического задания (приложение N 2 к контракту) (п. 1.4 контракта).
Цена контракта (стоимость квартир) составляет 45 056 429 руб. 95 коп. (п. 2.1 контракта).
Контракт 02.07.2015 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
По условиям п. 3.2.4 контракта застройщик обязуется не позднее 4 квартала 2015 г. передать по договору (договорам) передачи квартир государственному заказчику квартиры в состоянии, предусмотренном приложением N 2 к контракту, при этом не менее чем за 5 дней до момента передачи квартир письменно сообщить государственному заказчику о завершении строительства многоквартирного дома (многоквартирных домов) и отделки квартир.
Как указано в п. 9.2 контракта начало исполнения обязательств по контракту наступает со дня подписания контракта сторонами. Срок окончания действия контракта - 27.02.2016.
Согласно пп. 6.5, 6.6 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик уплачивает заказчику неустойку. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, и определяется по формуле:
П = (Ц - В) х С, где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле: С = Сцб х ДП, где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К = ДП/ДК х 100 %, где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0-50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50-100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
В целях осуществления контроля за исполнением Контракта министерством труда и социальной защиты Тульской области приказом от 30.12.2015 N 431-осн создана комиссия.
Комиссией 11.01.2016 был составлен акт о выполнении условий государственного контракта от 26 мая 2015 года N 2015.170909, согласно которому в отношении многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) по адресу (строительному адресу): Тульская область, г. Новомосковск, ул. Пионерская, д. 14, не выполнены следующие этапы строительства: не возведены несущие стены, кровля, межкомнатные стены, не произведено остекление и, как следствие, приобретаемые квартиры не соответствуют требованиям, указанным в техническом задании к государственному контракту от 26 мая 2015 года N 2015.170909, в том числе в квартирах отсутствует внутренняя отделка, нет водо- и газоснабжения, прилегающая территория не благоустроена, в связи этим осуществить передачу квартир министерству труда и социальной защиты Тульской области на текущую дату не представлялось возможным.
Таким образом, комиссией был зафиксирован факт неисполнения застройщиком своих обязательств в срок, указанный в контракте.
В связи с невыполнением застройщиком обязательства по передаче жилых помещений (квартир), предусмотренных контрактом, в установленные сроки государственным заказчиком в адрес застройщика были направлены претензии от 14.01.2016 N 17-01-53/229, от 25.02.2016 N 17-01-53/1975 об уплате пени в порядке п. 6.5 контракта, которые оставлены застройщиком без ответа и удовлетворения.
Поскольку застройщик в добровольном порядке не оплатил штрафные санкции, истец обратился в арбитражный суд с требованием об их взыскании.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что руководствуясь правовой природой отношений, вытекающих из государственного контракта от 26.05.2015 N 2015.170909, можно сделать вывод о том, что к возникшему спору подлежат применению нормы Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), а также Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 214-ФЗ им регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Таким образом, по смыслу указанного Закона договор долевого участия в строительстве заключается при наличии намерения (волеизъявления) лица (застройщика) осуществить строительство объекта на земельном участке, предоставленном ему в установленном порядке для строительства, совместно с дольщиками и привлечением для такого строительства денежных средств этих дольщиков.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 214-ФЗ договор участия в долевом строительстве должен содержать:
1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;
2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты;
4) гарантийный срок на объект долевого строительства.
На основании п. 8 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательство должно быть исполнено надлежащим образом в соответствии с условиями договора. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, что предусмотрено ст. 310 ГК РФ.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойка является способом обеспечения исполнения обязательства и мерой имущественной ответственности и представляет собой денежную сумму, которую обязан уплатить должник за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с положениями главы 25 ГК РФ взыскание неустойки является мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательства.
Пунктом 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 6, ч. 7 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063), пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в пунктах 6, 7, 8 данных Правил.
Контрактом предусмотрен срок передачи жилых помещений (квартир) государственному заказчику - 31.12.2015. Фактически по состоянию на 25.02.2016 жилые помещения (квартиры) не переданы государственному заказчику, что подтверждено материалами дела и не оспорено ответчиком.
Таким образом, в согласованный в контракте срок жилые помещения (квартиры) не были переданы застройщиком государственному заказчику. Просрочка с 01.01.2016 по 25.02.2016 составляет 56 дней.
Вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств, истец на основании п. 6.6 контракта просит применить ответственность, взыскав с ответчика пени за каждый день просрочки исполнения обязательства.
Согласно расчету истца размер пеней за период с 01.01.2016 по 25.02.2016 (56 дней) составил 2 775 476 руб. 08 коп.
Проверяя расчет пени, представленный истцом, арбитражный суд признает его соответствующим положениям п. 8 Правил N 1063 и п. 6.6 контракта, несмотря на то, что при расчете коэффициента К, истец рассчитывает данный коэффициент по формуле "К=ДП/ДК x 100", тогда как следует в соответствии с указанными положениями закона и контракта рассчитывать коэффициент К следующим образом: "К=ДП/ДК x 100 %" (то есть умножить не на 100, а на 100 %), однако, это не привело к ошибочному определению размера пени.
Расчет коэффициента "К" путем умножения именно на 100 % соответствует разъяснениям, изложенным в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2015 N 310-ЭС15-15602 по делу N А64-62/2015, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 28.03.2016 г. по делу N А68-1907/2015.
Расчет пени выглядит следующим образом:
К = 56/220 х 100% = 0,2545%, размер ставки 0,01
С = (11% х 0,01) х 56 дн. = 6,16
П = (45 056 429 руб. 95 коп. - 0 руб.) х 6,16% = 2 775 476 руб. 08 коп.
Следовательно, неустойка за просрочку передачи предусмотренных контрактом жилых помещений, начисленная согласно п. 6.6 контракта, составляет 2 775 476 руб. 08 коп.
На основании изложенного, с ответчика в пользу истца правомерно взыскана неустойка в размере 2 775 476 руб. 08 коп.
О снижении размера пени по основаниям, предусмотренным ст. 333 ГК РФ, ответчик не просил.
Согласно разъяснениям п. 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что требование об уплате пени за несвоевременное исполнение обязательств по государственному контракту является необоснованным, поскольку между сторонами заключено дополнительное соглашение о продлении срока действия контракта до 25.12.2016. Полагает, что указанное дополнительное соглашение заключено во исполнение Федеральных законов от 31.12.2014 N 498-ФЗ и от 29.12.2015 N 390, Постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N191.
Данные доводы жалобы отклоняются апелляционным судом как несостоятельные в силу следующего.
В заключенном между министерством труда и социальной защиты Тульской области и ООО "Стромсервис плюс" государственном контракте N 2015.170909 на приобретение жилых помещений (квартир) для включения в специализированный жилищный фонд Тульской области посредством участия в долевом строительстве указан срок исполнения контракта: по условиям п. 3.2.4 контракта застройщик обязуется не позднее 4 квартала 2015 года передать по договору (договорам) передачи квартир Государственному заказчику квартиры в состоянии, предусмотренном в приложении N 2 к контракту, при этом не менее чем за 5 дней до момента передачи квартир письменно сообщить Государственному заказчику о завершении строительства многоквартирного дома (многоквартирных домов) и отделки квартир.
Также контрактом установлен срок действия контракта. Как указано в п. 9.2 контракта начало исполнения обязательств по контракту наступает со дня подписания контракта сторонами. Срок окончания действия контракта - 27.02.2016.
В силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно пункту 1.1 которой в 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.
В рассматриваемом случае имело место изменение срока действия контракта, а не изменение срока его исполнения.
Таким образом, заключенное дополнительное соглашение о продлении срока действия контракта до 27.02.2016 не влечет за собой освобождение ответчика от уплаты пени в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Обязанность уплатить заказчику неустойку установлена пунктами 6.5 и 6.6 контракта.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 24.05.2016 по делу N А68-2413/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2413/2016
Истец: Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Ответчик: ООО "Стромсервис плюс"