Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N А03-5047/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Марченко Н.В., Сбитнева А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2, г. Барнаул (N 07АП-9577/16)
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 25 августа 2016 года по делу N А03-5047/2016 (судья Мищенко А.А.)
по заявлению Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго", г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 2, г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623)
о признании недействительными решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах от 24.12.2015 года N 126 и требования от 29.01.2016 года N 2,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - заявитель, Общество, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - заинтересованное лицо, АРО ФСС, Фонд) о признании недействительными решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах от 24.12.2015 года N 126 и требования от 29.01.2016 года N 2.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25 августа 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 25 августа 2016 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ПАО "МРСК Сибири" требований, поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права; неправильно истолкован закон и применен закон, не подлежащий применению; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что выводы суда первой инстанции о неправомерном непринятии Фондом к зачету расходов по листкам нетрудоспособности, в связи с тем, что недостатки, допущенные лечебным учреждением не могу служить основанием для отказа в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения и не принятию к зачету расходов страхователя, являются неправомерными; на работодателе лежит ответственность по выявлению нарушений порядка выдачи листков нетрудоспособности и принятию мер к исправлению нарушений; порядок оформления и выдачу листков нетрудоспособности осуществляет лицо, в соответствии с полномочиями, возложенными действующим законодательством; для установления повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории субъекта РФ, требуется принятие соответствующего нормативного правового акта; в рассматриваемом случае, установленный повышенный районный коэффициент не применяется к пособиям по обязательному социальному страхованию, поскольку такие пособия выплачиваются за счет федерального бюджета, а не бюджетов субъектов РФ или предприятий и организаций.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
ПАО "МРСК Сибири" в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заинтересованного лица не подлежащей удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заявителя.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
11 ноября 2016 года в Седьмой арбитражный апелляционный суд от ПАО "МРСК Сибири" поступило заявление о прекращении производства по апелляционной жалобе, мотивированное тем, что настоящая апелляционная жалоба подана лицом, не участвующим в деле, в связи с различием между адресом место нахождения заинтересованного лица по делу и подателя жалобы.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанное заявление как необоснованное, поскольку как следует из материалов дела, в том числе выписки ЕГРЮЛ (том 1 л.д.57-64), адресом (место нахождения) Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации является: г. Барнаул, ул. Крупской, 97Д, адресом Филиала N 2 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, вынесшего оспариваемое заявителем решения, и к которому завялено требование ПАО "МРСК Сибири", является: г. Барнаул, ул. Аносова, д. 6А.
Таким образом, Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации вправе подать жалобу на состоявшийся судебный акт, следовательно, апелляционная жалоба подана надлежащей стороной по делу.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 25 августа 2016 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Филиалом N 2 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на основании Решения N236-д от 12.10.2015 года, проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования плательщика страховых взносов - ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" по месту нахождения обособленного подразделения - филиала "Алтайэнерго" за период с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года.
По результатам проведенной выездной проверки органом контроля составлен акт проверки от 02.12.2015 года N 219-д, в котором изложены выявленные нарушения.
По результатам рассмотрения материалов документальной выездной проверки Фондом социального страхования принято решение N 126 от 24.12.2015 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
02.12.2015 года, заявителем в адрес Фонда направлены возражения по акту N 219-д, которые были признаны частично обоснованными (листки нетрудоспособности по работникам Токареву В.Г., Денисову В.В., Сорокину В.Г., Труненкову К.В., Филысину А.И., Скударнову А.В., Абдуллаевой И.В. и по Попову Н.Н., а также повторное включение в базу по работнику Анисимовой Е.Н.); в остальной части возражения страхователя по акту проверки были признаны необоснованными, Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 11 026,11 руб., штрафы в сумме 2 205,22 руб. и пени в сумме 22 756,1 руб., а также предложено внести необходимые изменения в документы бухгалтерского учета.
Решение о привлечении к ответственности N 126 от 24.12.2015 года получено Обществом 30.12.2015 года, вступило в силу 21.01.2016 года.
Требованием N 2 от 29.01.2016 года на плательщика страховых взносов ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" по месту нахождения филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" возложена обязанность в срок до 25.02.2016 года уплатить 450 875,6 руб., в том числе: недоимку по страховым взносам в сумме 425 914,28 руб., штрафы в сумме 2 205,22 руб. и пени в сумме 22 756,1 руб.
Полагая указанные выше решение и требование незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обоснованности совершения оспариваемых действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который их совершил.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 года N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с статьей 6 Закона N 165-ФЗ ПАО "МРСК Сибири" является страхователем, обязанным в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ).
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ).
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом в отношении страхователей, которым в данном случае является общество.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как указано в части 2 данной статьи, сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ не принимаются к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные на основании выданных с нарушением установленного порядка документов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для доначисления ПАО "МРСК Сибири" по решению N 126 от 24.12.2015 года страховых взносов, соответствующих сумм пени, штрафа послужило непринятие к зачету произведенных страхователем расходов по листкам нетрудоспособности в связи с допущенными нарушениями Порядка N 624н при заполнении листков нетрудоспособности.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Фонда социального страхования о неправомерности расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности, произведенных страхователем с нарушением требований нормативных актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по листкам нетрудоспособности, выданным работникам: Лапину С.А. л/н N 042828970472, пособие выплачено в марте 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 6881,28 руб.; Злобину Ю.А. л/н 042828986693, пособие выплачено в мае 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 2150,96 руб.; Хлюстов В.А. л/н 042828985611, пособие выплачено в мае 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 3859,66 руб.; Денисов О.В. л/н 042836571741, пособие выплачено в мае 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 4658,78 руб.; Ухабов С.Н. л/н 049027266232, пособие выплачено в мае 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 4465,93 руб.; Шелепов С.В. л/н 049093312480, пособие выплачено в июне 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 647,86 руб.; Куликов М.Н. л/н 042828988941, пособие выплачено в июне 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 732,20 руб.; Тумаков А.П. л/н 044975375143, пособие выплачено в июле 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 1337,14 руб.; Соколов А.С. л/н 049027982327, пособие выплачено в июле 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 4420,71 руб.; Хлюстов В.А. л/н 049035221196, пособие выплачено в августе 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 3859,66 руб.; Кирекова Г.А. л/н 049090820020, пособие выплачено в августе 2012 года, сумма расходов, не принятая к зачету 4116,00 руб.
Кроме того, застрахованным лицам рассчитаны и оплачены листки нетрудоспособности, выданные с нарушением пункта 56 Порядка N 624н от 29.06.2011 года, содержащие исправления в таблице "Освобождение от работы" в графе "Приступить к работе", в частности: листок нетрудоспособности N 027422392250, выданный Казанцеву М.В. - не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 3801,28 руб.; листок нетрудоспособности N 027423778795, выданный Бобрику В.Е. - не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 4224,42 руб.; листок нетрудоспособности N 085228215042 выданный Бобровскому А.В. - не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 9613,20 руб.; листок нетрудоспособности N 103964699670, выданный Позднякову Е.В. - не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 5161,68 руб.
Рассчитан и оплачен листок нетрудоспособности N 116487549663, выданный Кононову А.О., содержащий исправление в графе "Адрес медицинской организации" (запись подтерта), не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 4740,00 руб.
Застрахованным лицам рассчитаны и оплачены листки нетрудоспособности, выданные с нарушением пункта 56 Порядка N 624н от 29.06.2011 года - в таблице "Освобождение от работы" в графах "с какое по какое число", "Подпись врача", записи выполнены синей ручкой. При заполнении листка нетрудоспособности не допускается использование чернил синего цвета, в частности: листок нетрудоспособности N 073582152013, выданный Евдокимову А.В.- не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 5286,84 руб.; листок нетрудоспособности N 140847572080, выданный Головину Н.В. - не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 467,7 руб.; листок нетрудоспособности N 141035326247, выданный Ивановой В.В. - не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 629,97 руб.; листок нетрудоспособности N 128668620567, выданный Истомину В.Н. - не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 35671,74 руб.
Застрахованному лицу рассчитан и оплачен листок нетрудоспособности, выданный с нарушением пункта 58 Порядка N 624н от 29.06.2011 года, в частности: если оформляемый листок нетрудоспособности является продолжением ранее выданного бланка, в строке "продолжение листка N ? ? ? ? ? ?????00" указывается номер предыдущего листка нетрудоспособности.
При проведении проверки Фондом было установлено, что пособие по временной нетрудоспособности в сумме 37784,56 руб. за период с 14.04.2012 года по 10.07.2012 года назначено и выплачено застрахованному Жучкову Е.В. на основании листка нетрудоспособности N 015616804181 (продолжение листка нетрудоспособности N 015616804181), выданного КГКУЗ "Противотуберкулезный диспансер, г. Славгород" с нарушением пунктов 6, 57, 58 Порядка N624н от 29.06.2011 года. Меры по устранению допущенного нарушения в бланке листка нетрудоспособности Жучкова Е.В. в графе "Продолжение листка нетрудоспособности N" Обществом своевременно не предприняты.
В нарушение пункта 58 Порядка N 624н от 29.06.2011 года: застрахованному лицу Нагайцеву М.В. первичный л/н N040031626572 выдан с 05.03.2012 года с указанием двухзначного кода "01" (заболевание), назначено лечение туберкулеза, однако изменение кода не последовало. Следовало в ячейке "код" указать "11", так как заболевание относится к пункту 1 Перечня социально значимых заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N715, не принято к зачету расходы в сумме 55694,60 руб.; при оформлении продолжения листков нетрудоспособности застрахованному лицу Зырянову Н.П. неверно заполнен код строки "Причина нетрудоспособности" (фактически в л/н N073541063325 за период с 03.12.2012 года по 29.12.2012 года указан в ячейках код "11", а в продолжающихся л/н код "01").
В случае изменения причины временной нетрудоспособности в строке "Причина нетрудоспособности" должна быть заполнена ячейка "код изм.", а в строке "дата 1" должна быть проставлена дата изменения причины нетрудоспособности.
Не принято к зачету расходов в размере 80422,72 руб.
В нарушение пунктов 56, 60 Порядка N 624н от 29.06.2011 года: застрахованному лицу Дудареву А.В. рассчитан и оплачен л/н N 044978267195 за период с 14.05.2012 года по 19.05.2012 года, в таблице "Освобождение от работы" в графе "Должность врача" указаны разные должности (стоматолог и зубной врач) на одну фамилию врача (Воистинов А.И.) в разных строчках таблицы.
Не принято к зачету расходов в мае 2012 года в размере 1859,61 руб.
В нарушение пунктов 56, 61 Порядка N 624н от 29.06.2011 года: застрахованному лицу Орлову А.В. рассчитан и оплачен л/н N 154270868053 за период с 01.12.2014 года по 15.12.2014 года, в строке "Приступить к работе" в ячейках "с -" указана дата восстановления трудоспособности не следующим днем после осмотра и признания гражданина трудоспособным (фактически "16.12.2012", вместо "16.12.2014").
Не принято к зачету расходов в декабре 2014 года в размере 3292,80 руб.
Застрахованному лицу Истомину В. Н. рассчитан и оплачен л/н N 140972914902 содержащий запись даты "14.10.2014" после двухзначного кода "31", указанного в строке "Иное".
Согласно Порядка N 624н от 29.06.2011 года вслед за двухзначным кодом, проставляемым в строке "Иное", проставляется дата для кодов 32,33,34 и 36.
Не принято к зачету расходов в октябре 2014 года в размере 5632,38 рублей.
Застрахованному лицу Премину И.Г. рассчитан и оплачен л/н N 085319097154 содержащий запись даты в строке "Приступить к работе" в ячейках "с -" "25.07.2013 г." при одновременном заполнении строки "иное" с кодом 32. При заполнении строки "иное" с кодами 32,33,34 и 36 строка "приступить к работе" не заполняется. Не принято к зачету расходов в июль 2013 года в размере 10672,49 руб.
Всего в связи нарушением порядка выдачи листков нетрудоспособности, не приняты к зачету расходы заявителя в сумме 264 955,99 руб.
Таким образом, при проверке правильности исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности Фондом социального страхования установлен факт выплат обеспечения по страхованию заявителем по листку нетрудоспособности, произведенных страхователем с нарушением требований пунктов 6, 56, 57, 58, 60, 61 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 года N 624н при заполнении листков нетрудоспособности.
Вместе с тем, Конституцией Российской Федерации установлены основы правового статуса личности в Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что неправильное оформление больничного листа не было вызвано действиями страхователя, а выявленный недостаток (небрежное написание) в оформлении листка нетрудоспособности не является ошибкой и не влияет на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию. Следовательно, указанные нарушения являются ошибками медицинских учреждений, и за их совершение не может быть возложена ответственность на организацию.
Оценивая данное обстоятельство, на которое и ссылается Фонд социального страхования в апелляционной жалобе, суд первой инстанции правильно учел следующее.
Факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный спорным листком нетрудоспособности, не подвергается сомнению Фондом социального страхования, доказательств недостоверности листка нетрудоспособности, его выдачи при отсутствии заболевания у работника Фондом социального страхования не представлено, создание Обществом искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования в ходе проведения проверки не установлено.
Исходя из данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения у Фонда социального страхования не имелось.
Согласно статье 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности, тогда как негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 10605/12).
Действия медицинского учреждения по выдаче (продлению) листков нетрудоспособности не находятся в причинно-следственной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на их оплату, основаны на неправильном применении норм материального права.
Фондом социального страхования не доказано, что вышеперечисленные недостатки в оформлении больничного листка влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования Общества в рассматриваемой части.
Кроме того, основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Фонда социального страхования о том, что при назначении и выплате обеспечения по обязательному социальному страхованию работникам подразделений Общества, расположенным в районах и местностях, где применяется районный коэффициент, установленный в размере 1,15, ошибочно применен районный коэффициент 1,2, а в районах и местностях, где применяется районный коэффициент 1,2, ошибочно применен районный коэффициент 1,25.
В соответствии со статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страхователи, то есть лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе, организации - юридические лица, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Как следует из части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", объектом обложения страховыми взносами для плательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Закона база для начисления страховых взносов для таких плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона.
Порядок и условия назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Законом N 255-ФЗ.
В соответствии со статьей 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
На основании статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что в средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 года N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 11 настоящего Положения (далее - расчетный период).
Как определено в пункте 11 (1) Положения N 375, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11, не имело заработка, а также, в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В силу статей 1, 5 Федерального закона РФ от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ПАО "МРСК Сибири" является плательщиком страховых взносов, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 года N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" районный коэффициент к заработной плате был повышен с 1,2 до 1,25 на территории Алейского, Баевского, Благовещенского, Бурлинского, Волчихинского, Егорьевского, Завьяловского, Ключевского, Кулундинского, Мамонтовского, Михайловского, Немецкого, Новичихинского, Панкрушихинского, Поспелихинского, Родинского, Романовского, Рубцовского, Славгородского, Суетского, Табунского, Угловского, Хабарского, Шипуновского районов, а также в городах краевого подчинения Алейск, Славгород и Яровое в связи с тяжелыми климатическими условиями.
Вышеназванное постановление Правительства РФ N 1631 определяет источник расходов на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате - за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств Алтайского края.
Из материалов дела следует, что ПАО "МРСК Сибири" начисляет заработную плату работникам в перечисленных районах Алтайского края с районным коэффициентом 1,25 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края"; страховые взносы в Фонд социального страхования исчисляет и уплачивает с применением указанного коэффициента, ежемесячные пособия по уходу за ребенком начислил застрахованным лицам с учетом районного коэффициента 1,25.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы Фонда о неправомерном уменьшении страхователем базы для начисления страховых взносов на сумму выплат пособий, произведенных с нарушением установленного законодательством порядка.
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов.
Суд первой инстанции, оценивая Постановление от 27.12.1997 года N 1631 Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым районный коэффициент к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края, повышен до 1,25 процентов, исходя из норм статей 148, 316 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к правомерному выводу о том, что он издан в пределах полномочий, предоставленных ему в соответствии с вышеуказанной нормой закона, имеет нормативный характер и является обязательным для исполнения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом вышеизложенных норм права, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении Обществом районного коэффициента в размере 1,25 при начислении и выплате государственных пособий по уходу за ребенком.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 года является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого Постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.
Доводы Фонда о необоснованном применении Обществом при расчете вышеназванных пособий районного коэффициента, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" в размере 1,25, а также о том, что указанным Постановлением не установлена обязанность Фонда осуществлять расходы на выплату повышенного ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств бюджета Фонда, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" опубликовано в "Собрании законодательства РФ" 05.01.1998 года N 1, ст. 135 и в "Российской газете" 06.01.1998 года N 2, имеет нормативный характер. Обязательность исполнения в Российской Федерации постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации закреплена в статье 115 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное Постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса РФ.
Доказательств отмены в установленном порядке Постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" Фондом в материалы дела не представлено.
Таким образом, заявитель, применяя действующий нормативный правовой акт - Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", обоснованно учитывал районный коэффициент в размере 1,25 при назначении вышеназванных пособий застрахованным лицам.
Правильность учета районного коэффициента в размере 1,25 при исчислении заявителем базы для страховых взносов в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2012, 2013, 2014 годы под сомнение Фондом не ставится.
Учитывая, что требование от 29.01.2016 года N 2 вынесенное в отношении ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" основано на ненормативном акте, который не соответствует закону, подлежит также признанию недействительным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме, признав решение Фонда социального страхования от 24.12.2015 года N 126 и требование от 29.01.2016 года N 2 незаконными.
Суд апелляционной инстанции считает, что апеллянтом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как фонд социального страхования в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 25 августа 2016 года по делу N А03-5047/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Марченко Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5047/2016
Истец: .ПАО "МРСК Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго"
Ответчик: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 2