Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2017 г. N Ф08-1318/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 ноября 2016 г. |
дело N А53-14820/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца: представитель Шульгин А.А. по доверенности N 3 от 30.05.2016, паспорт от ответчика: представитель Волнянский Д.И. по доверенности N 9.7-7/8 от 11.01.2016, паспорт
от третьего лица: представитель Ларичкина Н.Н. по доверенности N 27-3/9 от 11.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.08.2016 по делу N А53-14820/2016 (судья Кривоносова О.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Транс Сервис" (ИНН 6140030380, ОГРН 1106188001150) к Министерству финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) при участии третьего лица: Министерства труда и социального развития Ростовской области о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Транс Сервис" (далее - ООО "Транс Сервис", истец) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к Министерству финансов Ростовской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 920 254,26 руб.
Определением суда от 07.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области.
В процессе рассмотрения спора от истца поступило заявление о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 34800 рублей.
Решением от 27.08.2016 иск удовлетворен. С Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транс Сервис" взысканы убытки в размере 920 254,26 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 21 405 руб. В удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов отказано.
Суд пришел к выводу о том, что убытки общества в виде неполученной платы за предоставленный проезд льготных категорий пассажиров подтверждены материалами дела. Выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 27.08.2016 в удовлетворенной части. В обоснование жалобы заявитель указывает, что подтверждение проезда пассажира, относящегося к льготной категории, возможно только с привязкой билета, содержащего реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112). Следовательно, подтверждение факта перевозки пассажира должно подтверждаться наличием выданного ему проездного билета. Ответчик также указывает, что положениями, устанавливающими порядок возмещения расходов транспортным организациям за льготный проезд автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений региональных и федеральных льготников (утв. Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232) установлено, что возмещение расходов транспортным организациям за льготный проезд автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели министерству труда и социального развития Ростовской области областным законом об областном бюджете, в соответствии с заключенными между министерством труда и социального развития Ростовской области и транспортными организациями договорами за фактически произведенные перевозки льготных категорий граждан на основании актов сверки с транспортными организациями, реестров о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан. В качестве доказательств, обосновывающих заявленные убытки, истцом используются документы, установленные постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 и заключенными контрактами, в том числе акты сверок с транспортными организациями. Вместе с тем, акт сверки расчетов не является первичным учетным документом, поэтому сам по себе акт сверки расчетов без первичных документов, на основании которых он составлен, не является бесспорным доказательством, подтверждающим размер задолженности одной стороны перед другой. Однако истцом первичные учетные документы в материалы дела не представлены, что судом первой инстанции оставлено без внимания. Расчет понесенных истцом убытков, не подтвержденный первичными учетными документами, не может являться достаточным доказательством размера убытков истца и не является основанием для удовлетворения исковых требований. Кроме того, истцом не представлен алгоритм расчета убытков, то есть не представлена его расшифровка, первичными документами не подтвержден. В связи с чем невозможно установить при подсчете каких именно данных образовалась, по мнению истца, сумма убытков за спорный период. Истцом не направлялись ответчику документы, являющиеся основанием для расчета понесенных убытков автотранспортным предприятием за фактически произведенные перевозки льготных категорий граждан. К ведению Министерства финансов Ростовской области не относится регулирование правоотношений, связанных с реализацией мер социальной поддержки вышеуказанным категориям граждан, в виде предоставления льготного проезда на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.02.2015 между ООО "Транс Сервис" и Министерством труда и социального развития Ростовской области заключены контракты N 45-ап и N 85-ап, предметом которых является организация пригородных и междугородних внутриобластных автомобильных (автобусных) пассажирских перевозок, подчиняющихся расписанию на платной основе.
Согласно контракту N 45-ап от 13.02.2015 (в редакции контракта N 1744-ап от 28.09.2015) общество предоставляет в 2015 году бесплатный проезд ветеранам труда, ветеранам труда Ростовской области, ветеранам военной службы, труженикам тыла, реабилитированным гражданам и лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий (далее - региональные льготники), а Министерство возмещает обществу в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 года, стоимость предоставленных услуг по проезду региональных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
В соответствии с п. 2.1.2. контракта N 45-ап от 13.02.2015 общество обязуется предоставлять ежемесячно Министерству:
- в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденному графику реестры в электроном виде по акту приема-передачи электронных реестров для проверки соответствия, граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "Асп".
- в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных региональных льготниках на бумажном носителе и протокол сверки электронных реестров.
В соответствии с п. 2.2.1. контракта N 45-ап от 13.02.2015, Министерство обязуется до 30 числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в подпункте 2.1.2. пункта 2 настоящего контракта, производить возмещение обществу стоимости предоставленных услуг по перевозкам региональных льготников в пределах выделенных на эти средства из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты с Министерством на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам региональных льготников.
Согласно контракту N 85-ап от 13.02.2015 (в редакции контракта N 1745-ап от 28.09.2015 года) общество предоставляет в 2015 году бесплатный проезд гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а Министерство возмещает обществу в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2015 году, стоимость предоставленных услуг по проезду федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
В соответствии с п. 2.1.2. контракта N 85-ап от 13.02.2015, общество обязуется предоставлять ежемесячно Министерству:
- в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденному графику реестры в электроном виде по акту приема-передачи электронных реестров для проверки соответствия, граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан "АСП", пенсионной базе данных и федеральному регистру.
- в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных льготниках на бумажном носителе, сводную таблицу сверки электронных реестров.
В соответствии с п. 2.2.1. контракта N 85-ап от 13.02.2015, Министерство обязуется до 30 числа месяца, следующего за отчетным, при условии предоставления документов, указанных в подпункте 2.1.2. пункта 2 контракта, производить возмещение обществу стоимости предоставленных услуг по перевозкам федеральных льготников в пределах выделенных на эти средства из областного бюджета на 2015 год и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты с Министерством на возмещение в 2015 году стоимости предоставленных услуг по перевозкам федеральных льготников.
Во исполнение обязательств по заключенным с министерством контрактам общество ежемесячно составляло и предоставляло Министерству реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан, содержащие сведения о количестве перевезенных льготных категорий граждан (помесячно) и суммах, выпадающих доходов, подлежащих компенсации, а также протоколы сверки электронных реестров о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородних и пригородных внутриобластных маршрутах.
Протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения за период с 01.08.2015 по 30.11.2015 были приняты специалистом Министерства, о чем, в протоколах имеется отметка в поле подписи и расшифровки подписи данного специалиста.
Согласно подписанному без замечаний и возражения со стороны Министерства труда протоколу за ноябрь 2015 года количество ездок истца 2292, сумма согласно сверке 614194,76 рублей (л.д. 26, т. 1).
Согласно подписанному без замечаний и возражения со стороны Министерства труда протоколу за октябрь 2015 года количество ездок истца 2376, сумма согласно сверки 625730 рублей (л.д. 29, т. 1).
Согласно подписанному без замечаний и возражения со стороны Министерства труда протоколу за сентябрь 2015 года количество ездок истца 2031, сумма согласно сверки 497365 рублей (л.д. 32, т. 1).
Согласно подписанному без замечаний и возражения со стороны Министерства труда протоколу за августа 2015 года количество ездок истца 1799, сумма согласно сверки 435346 рублей (л.д. 35, т. 1).
В соответствии с условиями заключенных контрактов (п. 3.3.и 3.4.) Министерство имеет право производить выборочную проверку фактического предоставления льгот и при выявлении несоответствия требовать от исполнителя дополнительных подтверждающих документов.
Их материалов дела следует, что замечаний по количеству оказанных со стороны исполнителя услуг в рамках заключенных контрактов Министерство не имело, право на организацию проверок не реализовывало.
Как следует из искового заявления, обществом полностью исполнены взятые на себя обязательства, предусмотренные контрактом N 45-ап от 13.02.2015 и N 85-ап от 13.02.2015.
Истец в период с 01.08.2015 по 30.11.2015 оказывал услуги по бесплатному проезду региональных и федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
Однако расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на автомобильном транспорте пригородных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения льготных категорий граждан, включенных в региональный и федеральный регистр льготников, за указанный период, истцу были возмещены не в полном объеме.
Согласно расчету истца, за период с 01.08.2015 по 30.11.2015 ООО "Транс Сервис" понесло расходы в размере 2 172 636,65 рублей, а именно: по федеральным льготникам - 483 194,06 руб.; по региональным льготникам - 1 689 442,59 руб., из которых 435 346,07 рублей - за август, 497 365,06 рублей - за сентябрь, 625 730,76 рублей - за октябрь, 614 194,76 рублей - за ноябрь.
Министерство возместило обществу 1 252 382,39 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 261817 от 29.10.2015 на сумму 29 247,94 руб., N 277928 от 19.11.2015 на сумму 71 224,88 руб., N 316226 от 28.12.2015 на сумму 23 387,94 руб., N 315885 от 28.12.2015 на сумму 243737,13 руб., N 314252 от 25.12.2015 на сумму 48 664,75 руб., N 315887 от 28.12.2015 на сумму 1 230,78 руб., N 315874 от 28.12.2015 на сумму 279 410,42 руб., N 315882 от 28.12.2015 на сумму 769,42 руб., N 315690 от 28.12.2015 на сумму 345 080,40 руб., N 315702 от 28.12.2015 на сумму 353,40 руб., N 316045 от 28.12.2015 на сумму 208 427,45 руб., N 316185 от 28.12.2015 на сумму 847,88 руб. (т. 3, л.д. 7-18).
Как указывает истец, Министерством обществу не оплачено возмещение стоимости за оказанные услуги по предоставлению льготного (бесплатного) проезда в размере 920 254,26 рублей, из которых:
- за предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр на сумму 359 333,30 руб.;
- за предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр на сумму 560 920,96 руб.
Отсутствие оплаты со стороны министерства послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Толкование термину "расходы" и пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации дано Президиумом ВАС РФ в постановлении N 12479/07 от 05.02.2008.
Согласно данному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации толкованию, под расходами транспортной организации понимается неполученная от потребителей провозная плата.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
Согласно положениям статьи 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждены Положение о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности и Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта.
Согласно Положению о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности возмещение расходов транспортных организаций за льготный проезд производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели министерству труда и социального развития Ростовской области областным законом об областном бюджете (п. 2).
Возмещение расходов за проезд автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений осуществляется министерством труда и социального развития Ростовской области транспортным организациям в соответствии с заключенными между ними договорами за фактически произведенные перевозки льготных категорий граждан (п. 7).
Акты сверок и реестры представляются в министерство труда и социального развития Ростовской области транспортными организациями, осуществляющими автомобильные перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, по формам и в сроки, установленные министерством труда и социального развития Ростовской области (п. 8).
Министерство труда и социального развития Ростовской области формирует сводную заявку на возмещение затрат транспортных организаций за льготный проезд на основании актов сверки с транспортными организациями о фактически предоставленных мерах и направляет ее в министерство финансов Ростовской области по форме и в сроки, предусмотренные соответствующими приказами министерства финансов Ростовской области (п. 9).
Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта определяет порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта.
Указанные средства областного бюджета используются согласно пункту 2 Положения на возмещение фактических расходов автотранспортных организаций за бесплатный проезд федеральных льготников, возмещение фактических расходов автотранспортных организаций за бесплатный проезд федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным пригородным маршрутам.
Согласно пункту 11 названного Положения автотранспортные организации, осуществляющие перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области счета, реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее - реестры) на бумажных и магнитных носителях по форме, установленной министерством труда и социального развития Ростовской области, которые являются неотъемлемой частью контракта (договора), заключенного между министерством труда и социального развития Ростовской области и автотранспортными организациями. Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд федеральных льготников.
Министерство труда и социального развития Ростовской области заключает контракты (договоры) с автотранспортными организациями, указанными в перечне автотранспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, представляемом министерством транспорта Ростовской области, на возмещение расходов за бесплатные перевозки федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам (п. 12).
Указанное положение пунктом 14 возлагает ответственность за достоверность представляемых в министерство труда и социального развития Ростовской области документов, служащих основанием для возмещения расходов за льготный проезд федеральных льготников, на автотранспортные организации.
Пунктом 16 закреплено, что Министерство труда и социального развития Ростовской области самостоятельно и с участием других уполномоченных органов государственной власти проводит проверку достоверности представленных к возмещению расходов. В случае выявления фактов искажения данных об объемах расходов, подлежащих возмещению, перечисление денежных средств приостанавливается до определения реальных объемов потребности в средствах.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении Верховного Суда РФ от 12.08.2015 N 305-ЭС15-2480 по делу N А40-2159/2014 указал, что в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (пункт 1).
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам было разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенных в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации - статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе, многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе, за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Таким образом, выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Как указано выше Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РО от 15.12.2011 N 232, признает возмещение перевозчикам расходов на льготный проезд граждан, включенных в федеральный регистр, расходным обязательством бюджета Ростовской области.
Пунктом 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление полномочий субъектов, указанных в статье 26.3 названного Закона, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Такое дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с п. 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения. Таким образом, наличие соглашения между субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией, в отличие от ранее действовавшего правового регулирования, стало обязательным и необходимым условием для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
В соответствии с вышеназванными законами, в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, истцом с Министерством труда и социального развития Ростовской области были заключены контракты N 45-ап от 13.02.2015 и N 85-ап от 13.02.2015.
Согласно вышеназванным договорам, Министерством труда и социального развития Ростовской области приняло на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в 2015 году.
Учитывая вышеизложенное, организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, в том числе ООО "Транс Сервис", имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В Постановлении Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета.
В соответствии с установленными для предприятия истца тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела.
Истцом в материалы дела представлены протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах на основании контрактов N 45-ап от 13.02.2015 и N 85-ап от 13.02.2015.
Согласно расчету истца, за период с 01.08.2015 по 30.11.2015 ООО "Транс Сервис" понесло расходы в размере 2 172 636,65 рублей, а именно: по федеральным льготникам - 483 194,06 руб.; по региональным льготникам - 1 689 442,59 руб., из которых 435 346,07 рублей - за август, 497 365,06 рублей - за сентябрь, 625 730,76 рублей - за октябрь, 614 194,76 рублей - за ноябрь.
Министерство возместило обществу 1 252 382,39 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями N 261817 от 29.10.2015 на сумму 29 247,94 руб., N 277928 от 19.11.2015 на сумму 71 224,88 руб., N 316226 от 28.12.2015 на сумму 23 387,94 руб., N 315885 от 28.12.2015 на сумму 243737,13 руб., N 314252 от 25.12.2015 на сумму 48 664,75 руб., N 315887 от 28.12.2015 на сумму 1 230,78 руб., N 315874 от 28.12.2015 на сумму 279 410,42 руб., N 315882 от 28.12.2015 на сумму 769,42 руб., N 315690 от 28.12.2015 на сумму 345 080,40 руб., N 315702 от 28.12.2015 на сумму 353,40 руб., N 316045 от 28.12.2015 на сумму 208 427,45 руб., N 316185 от 28.12.2015 на сумму 847,88 руб. (т. 3 л.д. 7-18).
Как указывает истец, Министерством обществу не оплачено возмещение стоимости за оказанные услуги по предоставлению льготного (бесплатного) проезда в размере 920 254,26 рублей, из которых:
- за предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр на сумму 359 333,30 руб.;
- за предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр на сумму 560 920,96 руб.
Довод ответчика о том, что финансирование мер социальной поддержки гражданам, являющимся федеральными льготниками, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета, следовательно, возмещение расходов транспортным организациям за перевозку данных категорий граждан также должно производится за счет средств федерального бюджета, а также довод о том, что поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Министерство труда и социального развития Ростовской области, то выступать в суде от имени публично-правового образования - Ростовской области в качестве представителя ответчика должно Министерство труда и социального развития Ростовской области судом отклонены по следующим основаниям.
Согласно Областному закону от 25.12.2014 N 283-ЗС "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" главным распорядителем средств областного бюджета в части возмещения расходов транспортных организаций за перевозку льготных категорий граждан является министерство труда и социального развития Ростовской области.
В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем возмещение расходов, связанных с перевозкой льготников на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных и междугородных маршрутах, осуществлялось в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на эти цели в 2015 году.
Плановый объем бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки льготников по проезду, в том числе, на автомобильном транспорте на очередной финансовый год рассчитывается министерством труда и социального развития Ростовской области в соответствии с методикой, утвержденной приказом министерства финансов Ростовской области от 26.02.2012 N 47. Расчет осуществляется в разрезе законов социальной направленности с учетом численности льготников, фактически воспользовавшихся бесплатным проездом, и средней фактической стоимости проезда одного льготника.
Из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2015 N 308-ЭС15-5357 (по делу А53-20945/2014) также следует, что довод Минфина Ростовской области о том, что надлежащим ответчиком является министерство труда и социального развития Ростовской области как главный распорядитель бюджетных средств - несостоятелен, так как в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство труда и социального развития Ростовской области несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах выделенных денежных средств из бюджета.
Возмещение расходов за проезд федеральных и региональных льготников на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах осуществляется министерством труда и социального развития Ростовской области в пределах средств, выделенных из областного бюджета на эти цели, и пропорционально расходам перевозчиков, заключивших контракты на соответствующий календарный год с Минтрудом области на возмещение стоимости предоставленных услуг по перевозкам федеральных и региональных льготников.
Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств, для возмещения затрат.
Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими за конами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в вид у, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Таким образом, согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке расходования средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденное постановлением Администрации Ростовской области от 15.11.2011 N 232, устанавливает порядок возмещения фактических расходов организаций за бесплатный проезд льготников включенных в федеральный регистр.
Поскольку, в данном случае, ООО "Транс Сервис" оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц (федеральных и региональных льготников), суд пришел к выводу о правомерности требований истца о взыскании понесенных им расходов в сумме 920 254,26 руб. с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области.
Заявленные в апелляционной жалобе министерством доводы о том, что акт сверки не подтверждает размер задолженности, достоверными доказательствами являются только ведомости учета продажи билетов и прилагаемые к ним реестры учета льготных категорий граждан, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных им в пункте 25 Постановления N 36 от 28.05.2009, поскольку не заявлялись ответчиком в ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, не были предметом исследования суда.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что материалами дела подтвержден факт ежемесячного составления обществом и предоставления Министерству труда и социального развития Ростовской области реестров о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан, содержащих сведения о количестве перевезенных льготных категорий граждан (помесячно) и суммах, выпадающих доходов, подлежащих компенсации, а также протоколов сверки электронных реестров о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородних и пригородных внутриобластных маршрутах. Все протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения, в т.ч., за период с августа по ноябрь 2015 года приняты специалистом Министерства труда и социального развития Ростовской области, о чем, в протоколах имеется отметка в поле подписи и расшифровки подписи данного специалиста. Министерством труда и социального развития Ростовской области подписаны акты приема-передачи электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан на автомобильных пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных опровергнуть выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Аналогичная правовая позиция при взыскании выпадающих доходов с участием перевозчиков и областного министерства финансов изложена в Постановлениях АС СКО от 26.08.2016 по делу N А53-28677/2014 и от 29.08.2016 по делу N А53-34944/2015.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 34 800 руб. расходов на оплату услуг представителя.
В соответствии с п. 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" сторона вправе обратиться в суд первой инстанции с заявлением о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, понесенных им в связи с рассмотрением дела во всех судебных инстанциях и в случае, когда оно подано после принятия решения судом первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 20 информационного письма от 13.08.2004 N 82, при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение разумных пределов расходов на оплату услуг представителя отнесено к компетенции арбитражного суда и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания не соразмерных нарушенному праву сумм.
При изложенных обстоятельствах, суд рассматривает заявление истца о взыскании судебных расходов с учетом вышеназванных норм права и рекомендаций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В обоснование понесения судебных расходов истцом представлен в материалы дела договор оказания юридических услуг от 02.06.2016, в соответствии с которым Шульгин А.А. принял обязательство оказать заказчику юридические услуги по подготовке искового заявления, представлению интересов в суде, а также иные услуги, указанные в разделе 2 договора.
Стоимость услуг определена в п. 4.1 и составляет 40 000 руб. В соответствии с п. 4.2 заказчик оплачивает услуги в сумме, уменьшенной на величину НДФЛ.
В силу статьи 110 право на возмещение судебных расходов Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возникает при условии фактически понесенных стороной затрат, получателем которых является лицо (организация), оказывающее юридические услуги.
Взысканию подлежат фактически понесенные и документально подтвержденные лицом судебные издержки.
Реальность понесенных затрат со стороны истца подтверждена представленным в материалы дела расходным кассовым ордером N 672 от 02.08.2016 на сумму 34 800 руб.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 2 информационного письма Президиума от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" высказана позиция, в соответствии с которой размер вознаграждения представителя должен определяться в порядке, предусмотренном статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом фактически совершенных исполнителем действий (деятельности).
Критерий разумности в данном случае раскрывается через категории необходимости и достаточности произведенных стороной расходов для качественной защиты своего права в рамках арбитражного судопроизводства.
Судом установлено, что представителем истца совершены следующие действия: собраны доказательства для обращения в суд, подготовлено и направлено исковое заявление, приложения к нему, заявление о применении обеспечительных мер, пояснения к указанному заявлению.
При оценке разумности понесенных расходов на оплату услуг представителя суд руководствовался результатами рассмотрения Советом Адвокатской палаты Ростовской области от 23 марта 2016 года вопроса обобщения гонорарной практики, сложившейся на территории Ростовской области в 2015 году, в соответствии с которым установлены следующие средние ставки на юридические услуги, оказываемые адвокатами: составление исковых заявлений - 9000 рублей; составление запросов, ходатайств, иных документов процессуального характера 2800 рублей; участие в качестве представителя доверителя, правовое сопровождение дела в арбитражном судопроизводстве в суде первой инстанции - 60000 рублей; участие в суде апелляционной инстанции 39000 рублей.
Принимая во внимание категорию рассматриваемого спора, спор из ненадлежащего исполнения договора оказания услуг, отсутствие необходимости сбора значительной доказательственной базы и проведения сложных расчетов, вместе с тем, в совокупности учитывая объем осуществленных представителем истца действий, суд пришел к выводу, что в отношении расходов на оплату услуг представителя в суде первой инстанции критерию разумности будет соответствовать сумма 30 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявления о взыскании судебных расходов судом отказано.
В суде апелляционной инстанции ООО "Транс Сервис" заявлено о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 13050 руб., понесенных в суде апелляционной инстанции.
В обоснование понесенных расходов истцом представлены следующие документы: расходный кассовый ордер от 10.10.2016 N 934 на сумму 13050 руб., договор на представление интересов юридического лица в арбитражных судах от 02.06.2016, в соответствии с пунктом 2.2. которого, Шульгин А.А. представляет интересы заказчика в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде, а именно: подготавливает документы от имени заказчика и участвует в судебных заседаниях.
В соответствии с п. 4.1.2 договора, стоимость услуг согласно раздела 2 договора составляет в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде 15000 руб.
В соответствии с п. 4.3 договора, заказчик производит оплату по п.п. 4.1.2 договора, уменьшенной на величину НДФЛ.
Судом установлено, что представителем истца совершены следующие действия: подготовлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, представитель участвовал в судебных заседаниях 01.11.2016, 28.11.2016.
Принимая во внимание объем осуществленных представителем истца действий, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявленный истцом размер судебных издержек отвечает критерию разумности и подлежит взысканию в полном объеме.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.08.2016 по делу N А53-14820/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транс Сервис" (ИНН 6140030380, ОГРН 1106188001150) судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные в суде апелляционной инстанции, в размере 13050 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14820/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2017 г. N Ф08-1318/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТРАНС СЕРВИС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ