Требование: о взыскании долга по договору энергоснабжения в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N А57-10797/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Барышниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2016 года по делу N А57-10797/2016 (судья Медникова М.Е.),
по исковому заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, г. Саратов (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456)
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (ИНН 6450530344, ОГРН 1026402205246)
третьи лица: муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом "Город Саратов",
о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию,
при участии в судебном заседании:
- представителя комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Татаринцева В.Ю., по доверенности N 04-02/1641 от 16.10.2015;
- представителя ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов - Погореловой И.А., по доверенности N б/н от 01.10.2015;
от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация товарищества собственников жилья Ленинского района (далее - Ассоциация ТСЖ Ленинского района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по финансам) о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию за период с 01.10.2015 по 30.04.2016 в сумме 125 515 руб. 77 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2016 суд взыскал с МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования в пользу Ассоциации ТСЖ Ленинского района задолженность по оплате за тепловую энергию за период с 01.10.2015 по 30.04.2016 в общей сумме 125 515 руб. 77 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб., в остальной части судебных расходов - отказано.
Комитет по финансам, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Саратовской области по делам N N А57-19444/2015, А57-20310/2015, А57-20311/2015, A57-20309/20l5; А57-19448/2015, А57-20832/2015 подтверждена обязанность МО "Город Саратов" как собственника нежилых помещений в многоквартирных домах N 8 по ул. Антонова, N 9 по ул. Батавина, N 15 по ул. Куприянова, N 74А по ул. Лебедева-Кумача, N 25А по ул. Лунной, N 1А по ул. Тархова; N 2 по ул. Чехова, N 25 по ул. 1-я Прокатная в г. Саратове по внесению обязательных ежемесячных платежей за тепловую энергию (судами рассмотрены периоды по 30.04.2015).
Как следует из материалов дела, вышеуказанные многоквартирные жилые дома по договорам от 24.08.2015 находятся в управлении Ассоциации ТСЖ Ленинского района.
Согласно пунктам 4.2.2, 4.2.4 договоров, Ассоциация имеет право от имени и в интересах собственников жилых и нежилых помещений без доверенности представлять их законные интересы в судах, связанных с управлением общим имуществом в данном доме, а также требовать от собственников помещений внесения платы по договору в полном объеме.
В соответствии с договорами, а также уставными целями и задачами, руководствуясь, статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Ассоциация осуществляет обслуживание общего имущества многоквартирных домов, представляет и защищает общие имущественные интересы собственников жилья и их объединений, связанные с управлением общим имуществом в данных домах, в судах, в отношениях с третьими лицами.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Муниципальное образование "Город Саратов" является собственником вышеуказанных нежилых помещений, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также сведениями, представленными Комитетом по управлению имуществом "Город Саратов".
Являясь собственником нежилых помещений в указанных выше многоквартирных домах, ответчик не производит оплату за тепловую энергию.
Ссылаясь на то, что за ответчиком числится задолженность за период с 01.10.2015 по 30.04.2016 в сумме 125 515 руб. 77 коп., истец обратился в суд с данным иском.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 2 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Таким образом, именно собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (ст. 16 Правила содержания общего имущества).
Ассоциация ТСЖ Ленинского района - абонент коммунальной услуги - передает энергию, принятую от энергоснабжающей организации, другому лицу - Муниципальному образованию "Город Саратов" - на основании положений статьи 545 Гражданского кодекса РФ, о чем свидетельствуют расчетные ведомости, представленные в материалы дела.
Статьей 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом в силу статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится собственником помещения в многоквартирном доме, то есть потребителем услуг, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим, если иное не установлено договором.
В силу части 3 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе в судебном порядке потребовать принудительного возмещения обязательных платежей в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей.
Истцом за период с 01.10.2015 по 30.04.2016 произведен расчет задолженности за пользование ответчиком тепловой энергией по вышеуказанным адресам в размере 125 515 руб. 77 коп.
Поставщиком услуги по поставке тепловой энергии по данному жилому фонду является ПАО "Т Плюс".
Суду представлены доказательства выставления счетов-фактур Истцу на оплату тепловой энергии в горячей воде (отопление) в спорный период, расчетные ведомости за спорный период, в которые включены дома по ул. Антонова N 8, ул. Батавина N 9, ул. Куприянова N 15, ул. Лебедева-Кумача N74А, ул. Лунной N 25А, ул. Тархова N 1А, по ул. Чехова N 2, по ул. 1-я Прокатная, N 25 в г. Саратове.
Расчёт заявленной ко взысканию суммы задолженности проверен и признан верным. Контррасчёт ответчиком не представлен.
Факт несвоевременного выполнения ответчиком обязательств по оплате тепловой энергии подтвержден материалами дела и не опровергнут последним.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Доказательств того, что истец не исполнял предусмотренные договором и нормами ЖК РФ обязательства либо получил от ответчика плату в счет этих обязательств, в деле не имеется.
Кроме того, в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период времени ответчик как собственник нежилых помещений не пользовался услугами истца, либо доказательства самостоятельного несения затрат на оплату энергии, равно как и не представлено доказательств оказания услуг иными лицами.
Согласно части 3.1 Решения Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
Материалами дела установлено, что спорные нежилые помещения составляют имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", которые не закреплялись за иными лицами на каком-либо праве.
Письмами, имеющимися в материалах дела (т. 1, л.д.56-63) КУИ сообщил, что указанные помещения свободны от пользователей, заключенные ранее договоры аренды объектов муниципального нежилого фонда в отношении спорного имущества расторгнуты.
Следовательно, взносы по оплате тепловой энергии в спорных домах за период с 01.10.2015 по 30.04.2016, являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования по его расходным обязательствам, как собственника недвижимого имущества, расположенного в доме, управляемом ТСЖ Ленинского района.
Таким образом, обязательства ответчика перед истцом возникли на основании требования закона.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на регулирование отношений по расходам бюджета бюджетным законодательством не освобождает собственника имущества от бремени несения расходов по его содержанию. По данному спору между сторонами сложились гражданско-правовые отношения.
Доводы апеллянта о том, что единственным способом перечисления денежных средств управляющей организации является выделение субсидий, не могут быть приняты во внимание, в силу следующего.
Субсидия - это безвозмездное и безвозвратное возмещение части понесенных организацией или индивидуальным предпринимателем затрат. Она может выделяться из бюджетов разного уровня.
В спорной ситуации рассматривается вопрос об обязанности муниципального образования "Город Саратов" как собственника спорного имущества оплачивать задолженность по обязательным платежам за тепловую энергию.
Разумность и добросовестность участников гражданского оборота предполагается, пока не доказано иное (п. 3 ст. 10 ГК РФ).
Собственник, действуя добросовестно и разумно, должен был знать о способе управления в многоквартирном жилом доме, в котором имеется принадлежащие ему на праве собственности помещения.
Доводы апеллянта о том, что он является ненадлежащим ответчиком, суд апелляционной инстанции отклоняет.
В соответствии с Положением о Комитете по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19 июля 2007 года N 19-172 Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" является финансовым органом Администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
Согласно пункту 1.2 Положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений Администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
Пунктами 3.3, 3.23 Положения предусмотрено, что комитет организует исполнение бюджета, является главным администратором доходов бюджета.
В соответствии с пунктом 3.44 Положения комитет выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города.
Согласно пункту 3.45 Положения комитет исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства, исполнительным органом, участвующим в гражданском обороте от имени муниципального образования "Город Саратов", в рассматриваемом случае, является Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Следовательно, взыскание долга обоснованно произведено с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов".
В части распределения судебных расходов на оплату услуг представителя апелляционная жалоба возражений не содержит.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2016 года по делу N А57-10797/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10797/2016
Истец: АТСЖ Ленинского района, АТСЖ Ленинского района г. Саратова, ТСЖ Ассоциация Ленинского района
Ответчик: Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова