Требование: о возмещении вреда
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А52-2332/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 ноября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Гришановой Светланы Олеговны на решение Арбитражного суда Псковской области от 12 октября 2016 года по делу N А52-2332/2016 (судья Шубина О.Л.),
установил:
казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики" (место нахождения: 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Базисная, д. 17; ОГРН 1051801769360, ИНН 1833035803, далее - Учреждение) обратилось в мировой суд с иском к Гришановой Светлане Олеговне (далее - Гришанова С.О.) о взыскании 35 721 руб. вреда, причиненного автомобильным дорогам провозом автомобильным транспортом тяжеловесных грузов.
Определением мирового судьи судебного участка N 41 Невельского района Псковской области Дорошенко Ю.В. от 27.05.2016 исковое заявление Учреждения к Гришановой С.О. о взыскании 35 721 руб. принято к производству. Определением от 21.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечен Ткаченко Сергей Игоревич.
Определением мирового судьи от 27.06.2016 гражданское дело по иску Учреждения к Гришановой С.О. о взыскании 35 721 руб. передано по подсудности в Арбитражный суд Псковской области.
Определением Арбитражного суда Псковской области от 25.07.2016 дело N А52-2332/2016 принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением от 12 октября 2016 года исковые требования Учреждения удовлетворены в полном объеме.
Гришанова С.О. с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. Специального разрешения на провоз груза 22.04.2013 не требовалось, поскольку полная масса автомобиля не превышала допустимую нагрузку. Положения приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 12.03.2013 N 85/01-05 "О временном ограничении движения транспортных средств на региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах Удмуртской Республики в 2013 году" (далее - Приказ N 85/01-05) не распространяют свое действие на автомобильные дороги федерального значения, которой является трасса М-7. Приказом Миндортранса УР от 25.04.2013 N 166/01-05 внесены изменения в Приказ N 85/01-05, согласно которым автодорога "Обход города Ижевска на подъездной автодороге к городу Перми" исключена из перечня дорог, на которые распространяют действие временные ограничения движения транспортных средств.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 22.04.2013 на пункте весового контроля, расположенном на автомобильной дороге Западный Обход г. Ижевск 30 км., сотрудниками отдела весового контроля Учреждения выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством МАН 19.414, государственный регистрационный номер В983ВО60, полуприцеп ШМИТЦ, государственный регистрационный знак ВВ469760, принадлежащим Гришановой С.О., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N 60ОМ514701, N 60НУ356645, под управлением водителя Ткаченко С.И.
По данному факту сотрудниками отдела весового контроля КУ УР "БДД УР", по результатам контрольного взвешивания, выявлено превышение транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (акт от 22.04.2013 N 153).
В соответствии с актом от 22.04.2013 N 153 грузовой автомобиль МАН 19.414 имел осевые нагрузки: на первую ось - 7.69 тонн, с учетом погрешности 7.65 тонн при допустимой нагрузке 7.00 тонн, на вторую ось - 10.70 тонн с учетом погрешности 10.66 тонн при допустимой нагрузке 7.00, на третью ось - 6.56 тонн с учетом погрешности 6.52 тонн при допустимой 5.00 тонн, на четвертую ось - 6.22 тонн с учетом погрешности 6.18 при допустимой нагрузке 5.00 тонн, на пятую ось - 6.02 тонн с учетом погрешности 5.98 тонн при допустимой нагрузке 5.00 тонн.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось с использованием средств измерения - весы автомобильные с заводскими номерами 1809, 1847 (листы дела 42-51).
На основании сведений, указанных в акте составлен расчет размера вреда на сумму 35 721 руб. (лист дела 23).
Поскольку ущерб ответчиком в добровольном порядке не возмещен, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев заявленные требования, суд признал их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах, Закон N 257-ФЗ).
На основании части 5 статьи 4 названного Закона и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В силу пункта 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с абзацем 4 пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, зарегистрированным в Минюсте РФ, под тяжеловесным грузом подразумевается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 к указанным Правилам.
На основании пункта 2.1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (пункт 4 статьи 30 Закона N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 12.03.2012 N 90 утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Удмуртской Республике".
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 12.03.2013 N 85/01-05 "О временном ограничении движения транспортных средств на региональных и межмуниципальных автомобильных дорогах Удмуртской Республики" на автомобильных дорогах Удмуртской Республики регионального и межмуниципального значения с 15.04.2013 по 14.05.2013 было введено временное ограничение движения транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на оси по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Удмуртской Республики.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее - Порядок осуществления контроля).
Пунктом 2.2.2 Порядка осуществления контроля предусмотрено, что на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом, взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Удмуртия, осуществляется сотрудниками КУ УР "БДД УР" на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверки весовых параметров в статическом режиме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
В Республике Удмуртия размер вреда определяется в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.04.2010 N 137 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения", с применением показателей размера вреда в соответствии с Правилами N 934.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как следует из материалов дела, перевозка тяжеловесных грузов, при выполнении которой был проведен соответствующий весовой контроль, осуществлялась транспортным средством без специальных разрешений.
Факт превышения установленных ограничений по нагрузке на оси автомобиля подтверждается актом от 22.04.2013 N 153 о превышении транспортным средством предельно допустимых значений по общей массе и (или) нагрузке на ось. На основании сведений, указанных в акте, составлен расчет платы за провоз тяжеловесного груза по автомобильным дорогам.
Размер ущерба, нанесенного в результате нарушения установленных требований, по расчету истца, составил 35 721 руб.
Расчет судом первой инстанции проверен, признан правильным. Оснований для переоценки данного вывода суда у апелляционной инстанции не имеется.
Ссылка ответчика на Приказ Миндортранса УР от 25.04.2013 N 166/01-05, которым в Приказ N 85/01-05 "О временном ограничении движения транспортных средств на региональных и межмуниципальных автомобильных дорогах Удмуртской Республики" внесены изменения, касающиеся исключения автодороги "Обход города Ижевска на подъездной автодороге к городу Перми" из перечня дорог, на которые распространяют действие временные ограничения движения транспортных средств, несостоятельна, поскольку нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов допущено ответчиком 22.04.2013, то есть до внесения соответствующих изменений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 12 октября 2016 года по делу N А52-2332/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришановой Светланы Олеговны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Шадрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2332/2016
Истец: Казенное учреждение Удмуртской Республики "Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики"
Ответчик: Гришанова Светлана Олеговна
Третье лицо: Ткаченко Сергей Игоревич
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9436/16