Требование: об урегулировании разногласий при заключении государственного контракта
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
29 ноября 2016 г. |
А04-5716/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Пичининой И.Е., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
от ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа": Кумаев Д.В., представитель по доверенности от 19.12.2015 N 29/167;
от общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
на решение от 25.08.2016
по делу N А04-5716/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Шишовым О.А.
по иску федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплосеть"
об урегулировании разногласий при заключении договора
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО") с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Теплосеть" (далее - ООО "Теплосеть") об урегулировании разногласий возникших при заключении государственного контракта N 236 от 01.01.2016 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ)).
Решением суда от 25.08.2016 разногласия сторон по контракту были урегулированы.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части изложения пункта 5.3 спорного контракта, ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его изменить в указанной части. По мнению заявителя жалобы, судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда изменить в указанной части.
ООО "Теплосеть" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечило.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя истца, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
12.01.2016 ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО" обратилось к ООО "Теплосеть" с заявкой N 14 на заключение договора на поставку тепловой энергии на объекты, расположенные по адресу: 676450, Амурская область, г. Свободный, ул. Ленина, 15/1 - Военная прокуратура (административное здание), 676450, Амурская область, г. Свободный, ул. Малиновского, 66 - филиал N 2 ФГКУ "144 ВГ" МО РФ (лечебный корпус, казарма, столовая, контрольно-пропускной пункт).
13.01.2016 в адрес истца от ответчика поступил проект государственного контракта "энергоснабжения тепловой энергией" N 236 от 01.01.2016.
При рассмотрении указанного контракта возникли разногласия, в связи с чем письмом от 21.02.2016 N 66/1079 в адрес ответчика истцом был направлен протокол разногласий к контракту, однако, ответчик контракт в редакции истца не принял и направил в адрес истца письмо от 16.03.2016 N 2-1596 с протоколом согласования разногласий к протоколу разногласий к государственному контракту.
В процессе урегулирования разногласий стороны не достигли соглашения по следующим пунктам контракта: 1.1, 1.5, 2.3.8, 2.3.10, 3.2, 3.3, 4.2, 5.1, 5.2, 5.3, 7.8, 8.1, 8.2, 9.1, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Заявленный иск разрешен судом по правилам статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), с учетом Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", исходя из того, что договор является публичным.
В доводах жалобы заявитель не согласен с выводами суда в части пункта 5.3 контракта, ссылаясь на то, что учреждение является бюджетным и во избежание ненадлежащего исполнения принятых обязательств в части оплаты оказанных услуг, просит изложить его в следующей редакции:
"Абонент оплачивает фактически потребленные тепловую энергию и теплоноситель в течение 10 (десяти) банковских дней следующих за расчетным месяцем с момента получения оригиналов следующих первичных документов: акт об оказании услуг в отчетном периоде (3 экземпляра), счет-фактура (1 экземпляр).
В случае осуществления авансовых платежей согласно условиям п. 6.7., платеж производится на основании счета на оплату.
Расчеты по настоящему Контракту производятся платежными поручениями на расчетный счет Энергоснабжающей организации. При наличии структурных подразделений у Энергоснабжающей организации в Контракте указываются полные банковские реквизиты получателя денежных средств. Датой оплаты определить дату списания денежных средств со счета Абонента.
Во всех первичных документах должны быть указаны наименование Абонента, номер и дата Контракта, период оказанных услуг, наименование услуг соответствующие предмету контракта, даты оформления и подписания документов. Первичные документы ответственное лицо Абонента получает по электронной почте и заказным почтовым отправлением с уведомлением по адресу 676850, Амурская область, г. Белогорск, ул. Маяковского, 8.
В случае неполучения Абонентом каких-либо из вышеперечисленных документов или предоставления документов, оформленных с нарушением законодательства Российской Федерации и установленных Контрактом, а также с указанием неправильных реквизитов сторон, услуги Энергоснабжающей организации не оплачиваются до устранения причин.
Счет-фактуры выставляются Энергоснабжающей организацией в адрес Абонента в соответствии с нормами действующего законодательства.".
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции в отсутствие возражений сторон в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, Шестой арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы ФКУ "Объединенное стратегическое командование ВВО" и изменения оспариваемого судебного акта в силу следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) заинтересованная в заключение договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).
В случае получения извещения об акцепте оферты на иных условиях оферент вправе либо известить акцептанта о принятии договора в его редакции либо передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения или истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Статьей 446 ГК РФ предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случаях, если спор возник при заключении публичного договора, к числу которых, согласно ст. 426 ГК РФ, относится договор по энергоснабжению.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда соответствующее условие предписано законом или иным правовым актом.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, при решении вопроса о том, относятся ли содержащиеся в протоколе разногласий условия к существенным, необходимо руководствоваться статьей 432 ГК РФ, согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу статей 421, 422, 432 ГК РФ, исходя из принципа свободы договора, при урегулировании разногласий, возникших при заключении публичного договора, арбитражный суд не вправе включать в договор условие, хотя и предложенное для включения в него, но не согласованное сторонами, за исключением случая, когда содержание этого условия предусмотрено законом или иным правовым актом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент заключения. Пунктом 3 статьи 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору энергоснабжения применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
На дату вынесения решения действовали Правила об организации теплоснабжения в российской федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Согласно статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления от 29.04.2010 N 10/22 принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.
Данное разъяснение означает, что в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса, суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения спор возник и какие нормы подлежат применению.
В рассматриваемом случаи, суд расценил действие сторон по заключению государственного контракта "Энергоснабжения тепловой энергий" N 236 от 01.01.2016 как заключение публичного договора, по правилам статей 445, 446 ГК РФ, с учетом Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О теплоснабжении" и изложил спорный пункт 5.3 контракта в следующей редакции:
"Абонент оплачивает фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, за который осуществляется оплата, с момента получения оригиналов расчетно-платежных документов.
В случае осуществления авансовых платежей согласно условиям п.6.7., платеж производится на основании счета на оплату.
Энергоснабжающая организация отправляет счет-фактуру в адрес абонента заказным письмом.
Расчеты по настоящему Контракту производятся платежными поручениями на расчетный счет энергоснабжающей организации. Датой оплаты определить дату поступления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации.
В случае совпадения первого числа оплаты за потребленную тепловую энергию с праздничными и выходными днями абонент осуществляет расчет в первый рабочий день, следующий за выходными или праздничными днями.
Абонент обязуется оплачивать тепловую энергию, поставляемую на объекты Минобороны России в период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года в рамках контракта поставки тепловой энергии энергоснабжающей организации и принимаемую абонентом.".
Согласно подпункту 9 статьи 15 Закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 34 (1) Правил N 808, бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:
30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца;
оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Судом первой инстанции верно установлены нормы закона, касающиеся как поставщика, так и заказчика по контракту энергоснабжения тепловой энергии, по существу, являются обоюдными, и баланс интересов в рамках исполнения обязательств не нарушен.
Кроме того, судом обоснованно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку в рассматриваемом вопросе стороной является бюджетное учреждение - как специфический субъект и должны применяться нормы законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Истец (потребитель по контракту) является исполнителем возложенных на него функций по обеспечению государственных нужд в области минобороны, в связи с чем источником финансирования его деятельности по всем договорным обязательствам являются бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, расходование которых осуществляется по принципу эффективности и рациональности.
Преодоление коллизии норм законов в данном случае разрешается путем применения норм права, учитывающих особенности статуса субъектов спорных отношений, поскольку договором (государственным контрактом) оформляется поставка тепло энергии для государственных нужд за счет бюджетных средств и применение к его условиям Закона о контрактной системе является обоснованным исходя из статуса заказчика и специального порядка оформления правоотношений с его участием.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом норм материального или процессуального права.
Оценив в совокупности изложенные обстоятельства, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об урегулировании разногласии касающегося контракта тепло энергии.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 25.08.2016 по делу N А04-5716/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
И.Е. Пичинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5716/2016
Истец: ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа "
Ответчик: ООО "Теплосеть"