Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А40-68717/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Кочешковой М.В., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "ЖХ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2016 по делу N А40-68717/16, принятое судьей И.Н. Уточкиным
по заявлению МУП "ЖХ"
к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО
об оспаривании предписания,
при участии:
от заявителя: |
Белоглазов Н.А. по доверенности от 02.11.2016; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищное хозяйство" (МУП ЖХ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Росприроднадзору о признании недействительным предписания от 23.12.2015 N 11-36/1914.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что оспариваемым предписанием от 23.12.2015 N 11-36/1914 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований заявителю предписано внести плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления, не учтенных в расчетах МУП "ЖХ" и переведенных для транспортировки с последующим размещением сторонним организациям по следующим договорам: от 31.12.2014 N 152/535, от 01.03.2014 N 249/111, от 01.07.2014 N 282/255, от 03.08.2015 N 285/607, от 01.03.2014 N 185/94, от 01.07.2013 N 276/239.
В отношении предприятия также было вынесено требование от 20.01.2016 N И- 25/280 о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Полагая, что предписание от 23.12.2015 N 11-56/1005 и требование от 20.01.2016 NИ-25/280 являются незаконными, предприятие обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
1. По итогам проведенной плановой проверки МУП "ЖХ", согласно приказу от 10.11.2015 г. N 2960-пр установлено следующее.
Видом основной деятельности МУП "ЖХ" является управление многоквартирными домами.
Ввиду того, что жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами согласно письму Ростехнадзора от 28.08.2006 N 04-09/599 "Расчет платы за загрязнение при размещении отходов производства", то собственники помещений в многоквартирном доме согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (далее -Кодекс) выбрали способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 20 Кодекса управляющая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 2.3 статьи 161 Кодекса при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
При этом в соответствии с пунктом 2 Правил в состав общего имущества включаются, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 135 Кодекса управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом необходимо отметить, что согласно пункту 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают свои обязанности "образователя" отходов производства и потребления управляющей компании.
Статьей 1 Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса. Согласно ст. 2 вышеуказанного закона в отношениях, связанных с содержанием жилищного фонда, потребителями являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные услуги в целях содержания и ремонта жилых помещений.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", производится расчет тарифов за оказание коммунальных услуг в том числе тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов. В тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов учтены обязательные платежи, связанные с сохранением экологии окружающей среды.
В соответствии со статьей 154 Кодекса в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.
Структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.
Таким образом, услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Кодекса.
Подпункт "д" пункта 11 Правил согласуется и с положениями части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ. По смыслу этой нормы к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома, и т.п.), являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что и закреплено в оспариваемой норме.
При этом, в данном случае передаются права как на твердые коммунальные (бытовые) отходы (подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения отходы, образующиеся в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров (продукции) гражданами, а также товары (продукция), использованные ими в указанных домах в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства), так и на отходы производства (подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, проведения работ, оказания услуг).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 4 указанного закона установлено, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 7.8. ГОСТ 30772-2001 "Ресурэнергосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" "...Собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (Примечание: Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся).
Наряду с этим в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой ООО "Тополь", внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, в случае, если отходы были переданы специализированным организациям для размещения.
Вместе с тем, данная позиция также корреспондирует позиции Минприроды, выраженной в письме от 09.10.2013 N 12-44/19533 "О направлении разъяснений по вопросу разработки ПНООЛР.
Довод о том, что собственниками отходов являются жильцы, а не Предприятие не соответствует правоприменительной практике.
В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда в деле А41-48174/12 указал, что: "Согласно Письму Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.08.2006 N 04-09/599 жильцы не являются участниками правоотношений по обращению с отходами. Выполняя муниципальный заказ, муниципальное унитарное предприятие как юридическое лицо несет ответственность за отходы населения, образовавшиеся от жизнедеятельности населения, что создает последующую обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, общество заменяет жильцов в правоотношениях, связанных с обращением отходами, на него возлагаются права и обязанности собственников отходов, образованных жильцами.
Таким образом, заявитель обязан разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, как на образовавшиеся в результате деятельности жильцов многоквартирных домов, управляющей компанией которых является общество, так и тех, что образовались в результате деятельности общества непосредственно. "
Определением от 26.12.2013 г. по делу ВАС-18866/13 отказал в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра судебного акта в порядке надзора.
Факт невнесения платы за негативное воздействие подтверждается Постановлением о назначении административных наказаний от 23.12.2015 г. N 11-35/2766 (за невнесение в установленный законом срок платы за негативное воздействие МУП "ЖХ" также привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ. в том числе за отходы, вывозимые из жилищ, офисов и бытовых помещений организаций).
Постановления не оспорены, вступили в законную силу, оплачены Предприятием (платежные поручения N 134 по постановлению N 11-35/2767, N 135 по постановлению N 11-35/2768, N 138 по постановлению N 11-35/2769, N 139 по постановлению N 11-35/2766).
Согласно выданному документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17.09.2010 г., рег. N 10-14592/э (далее-Документ), ежегодный объем отходов МУП "ЖХ" 4 класса опасности - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) и отходов 5 класса опасности - отходы из жилищ крупногабаритные, подлежат размещению на полигоне ТБО "Каурцево" Наро-Фоминского р-на Ногинского района Московской области.
Однако, в нарушение требований разрешительного документа, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) 4 класса опасности и отходов 5 класса опасности - отходы из жилищ крупногабаритные Предприятием размещалось отходы на полигоне Тимохово.
Пунктами 5 и 6 Положениями порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632, установлено, что определения платы и ее предельных размеров, согласно которым в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Разрешения размещать отходы на полигоне Тимохово у Предприятия не было, иных доказательств в материалы дела не представлено. Из документа от от 17.09.2010 г., рег. N 10-14592/э усматривается, что ответчику разрешалось размещать эти отходы только на полигоне ТБО "Каурцево" Наро-Фоминского р-на Ногинского района Московской области.
На основании вышеизложенного, сумма платы ответчика за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов должна быть внесена с учетом пятикратного повышающего коэффициента (умножена на пять).
С учетом отсутствия совокупности обстоятельств, установленных ст. 200 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для отмены оспариваемого предписания.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.08.2016 по делу N А40-68717/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68717/2016
Истец: МУП "Жилищное хозяйство", МУП "ЖХ", МУП "ЖХ" (представитель: Осипенко С.Т. ), Осипенко С.Т.
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ЦФО