Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2016 г. N 09АП-51833/16
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 марта 2017 г. N Ф05-1964/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А40-41371/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.
судей: |
Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Мосводоканал" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.2016 по делу N А40-41371/16, принятое судьей Д.Г. Вигдорчиком, по заявлению АО "Мосводоканал" к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве об оспаривании предписания,
при участии:
от заявителя: |
Чубаров К.В. по дов. от 31.12.2015; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мосводоканал" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве о признании недействительным предписания от 17.07.2015 г. N 02-0383-ПР.
Решением от 29.08.2016 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 18.06.2015 г. N 02-0383 Управлением в отношении АО "Мосводоканал" проведена внеплановая выездная проверка по адресу: г. Москва, 1-й Курьяновский пр., дом 15.
Внеплановые выездные мероприятия по контролю в отношении Курьяновских очистных сооружений АО "Мосводоканал" (КОС) проведены в период с 22.06.2015 г. по 17.07.2015 г. с целью проверки фактов жалобы от 02.06.2015 г. N 01-03633-ж на неблагоприятные условия проживания, связанные с загрязнением атмосферного воздуха при функционировании КОС, поступившее из Росприроднадзора.
Проверкой установлено, что территория АО "Мосводоканал" Курьяновские очистные сооружения расположена в промзоне в ЮВАО г. Москвы. Ограничена с севера, запада и юго-запада - рекой Москва, с востока - территорией ПКО "Мосжилпромкомплект", с юго-востока - в 250 м расположен жилой микрорайон Курьяново, с юга - территорией Красногвардейской плодоовощной базы. Расстояние до ближайшей жилой застройки 250 метров к юго-востоку от границы предприятия.
Курьяновские очистные сооружения являются филиалом АО "Мосводоканал" специализируются на проведении биологической очистке городских сточных вод. Проектная производительность сооружений - 3,125 млн. мЗ. Режим работы сооружений - круглосуточный.
На территории г. Москвы расположена одна промышленная площадка. За пределами городской черты (в Ленинском и Раменском районах Московской области) расположены 6 иловых площадок. Иловые площадки являются технологическими сооружениями, предназначенными для естественной сушки осадка, образующегося в процессе очистки сточных вод.
Технологические сооружения по очистке сточных вод состоят из трех самостоятельных блоков очистных сооружений и блока экспериментальной комплексной очистки (ЭБКО): Старокурьяновский блок производительностью 1 млн. м3/сут; Первый блок Новокурьяновских сооружений 1 млн. м3/сут; Экспериментальный блок комплексной очистки 125 тыс. м3/сут; Второй блок Новокурьяновских сооружений 1 млн. м3/сут.
Очистные сооружения в своем составе имеют следующие основные цеха: - механической очистки воды (ЦМОВ). - биологической очистки воды (ЦБОВ), - доочистки воды (ЦДВ), - обработки осадка (ЦОО), - механического обезвоживания осадка (ЦМОО), - естественной сушки осадка (Московская область).
Кроме основных цехов в состав предприятия входят вспомогательные цеха и подразделения: котельный цех паросилового хозяйства (КЦПСХ), цех по ремонту и обслуживанию энергетического оборудования (ЦРО ЭО), цех по ремонту и обслуживанию механического оборудования (ЦРО МО), цех подстанций (ЦП), цех по ремонту и обслуживанию контрольно-измерительных приборов и автоматики (ЦРО КИПиА), цех по обслуживанию и содержанию зданий и сооружений (ЦОСЗнС), лаборатория, инженерно-технологический центр.
Основными производственными участками, в том числе являющимися источниками воздействия на атмосферный воздух являются: основное технологическое оборудование, предназначенное для осуществления очистки сточных вод (как организованные, так и неорганизованные источники); котельная (для отопления предприятия), металлообрабатывающее оборудование, посты сварки и газовой резки; участки пайки, горно-кузнечное отделение, аккумуляторная, -шиномонтажный участок, мойка автотранспорта, посты ТО и TP, деревообрабатывающие станки, стоянки автотранспорта.
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется посредством 290 источников (230 организованных, 60 неорганизованных) выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Валовый выброс составляет 1248.38 т/год, суммарная интенсивность выброса -2361,8 г/с.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- не представлено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ по установлению размеров санитарно-защитной зоны для Курьяновских очистительных сооружений АО "Мосводоканал".
- не представлена корректировка проекта организации санитарно-защитной зоны Курьяновских очистительных сооружений АО "Мосводоканал",
- не проведена оценка риска здоровью населения в связи с увеличением валового выброса Курьяновских очистительных сооружений с 409,9 т/год в 2013 г. до 1248 т/год в 2015 г., суммарной интенсивности выброса с 1919,1 г/с до 2361,8 г/с, в том числе сероводорода и аммиака, свойственных выбросам объектов.
- не представлен проект единой санитарно-защитной зоны, выполненный для Курьяновских очистительных сооружений с учетом всех суммарных выбросов и физических воздействий источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс).
По результатам проверки составлен акт от 17.07.2015 г. N 02-0383А.
Также 17.07.2015 г. руководителя Управления Роспотребнадзора по Москве Е.Е. Андреевой вынесено Предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении выявленных нарушений санитарных правил N 02-0383-ПР.
На основании изложенного 17.07.2015 г. руководителем Управления Роспотребнадзора по г. Москве Е.Е. Андреевой выдано Предписание N 02-0383-ПР об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
В соответствии с обжалуемым Предписанием, на общество возложена обязанность:
1) Представить Постановление Главного государственного санитарного врача РФ по установлению размеров санитарно-защитной зоны для Курьяновских очистительных сооружений АО "Мосводоканал", расположенных по адресу: г. Москва, 1-й Курьяновский проезд, дом 15 в соответствии с требованиями пп. 4.2, 4.8 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", ст. 11,20 Закона N 52-ФЗ.
2) Представить корректировку проекта организации санитарно-защитной зоны Курьяновских очистительных сооружений АО "Мосводоканал", провести оценка риска здоровью населения в связи с увеличением валового выброса Курьяновских очистительных сооружений с 409,9 т/год в 2013 г. до 1248 т/год в 2015 г., суммарной интенсивности выброса с 1919,1 г/с до 2361,8 г/с, в том числе сероводорода и аммиака, свойственных выбросам объектов.
3) Представить проект единой санитарно-защитной зоны, выполненный для Курьяновских очистительных сооружений с учетом всех суммарных выбросов и физических воздействий источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс) в соответствии с требованиями пп.7.1.13, 4.8,3.13 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", ст. 11,20 Закона N 52-ФЗ.
Не согласившись с оспариваемым предписание, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", в редакции действующей на момент выдачи обжалуемого предписания, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя, о том, что положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие предприятия.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 (ред. от 25.04.2014).
В силу п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно- экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции на объект, являющийся источником воздействия на среду обитания, должен быть разработан проект обоснования размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
В соответствии с п. 3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно- защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: - предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; - экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; - оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно. Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий. Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ.
Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
В силу п. 4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов в стране и за рубежом, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, если в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух они относятся к I и II классам опасности, в остальных случаях - Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.
Согласно пп. 7.1.13 "Канализационные очистные сооружения п. 1 Примечания СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" СЗЗ для канализационных очистных сооружений производительностью более 280 тыс. м3/сутки, а также при принятии новых технологий очистки сточных вод и обработки осадка, следует устанавливать в соответствии с требованиями п. 4.8 настоящего нормативного документа.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
При этом, как установлено судом первой инстанции, представленное заявителем письмо Заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 111-16/29-04 от 04.03.2002 г. об установлении санитарно-защитной зоны Курьяновских очистных сооружений величиной 500 метров от границы промплощадки согласно заключения РМАПО от 14.02.2002 г. N 68/30 не может служить доказательством своевременного получения обществом Постановления об установлении размеров санитарно-защитной зоны для Курьяновских очистительных сооружений.
Данное письмо в 2002 году выдано на основании заключения РМАПО от 14.02.2002 г. N 68/30 по материалам проекта санитарно-защитной зоны, в котором указано, что на расстоянии 250 м в юго-восточном направлении, от границ Курьяновских очистных сооружений расположен жилой микрорайон Курьяново.
При этом, судом первой инстанции правомерно учтено, что данное письмо носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом, по установлению размеров установленных санитарно-защитных зон.
Так, в силу абз. 3 п. 2 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что главный государственный санитарный врач РФ наделен полномочиями на утверждение нормативных документов, регламентирующих осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Таким образом, Постановление об установлении размеров санитарно-защитной зоны является нормативным правовым актом.
В соответствии с п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009) нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации Министерством юстиции РФ.
В соответствии с п. 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Доказательств принятия Письма N 111-16/29-04 от 04.03.2002 г. в установленном законом порядке, с последующим его опубликованием и регистрацией в Министерством юстиции РФ, заявителем суду не представлено.
На момент выдачи письма Заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 111-16/29-04 от 04.03.2002 г. действовал СанПиН 2.2.1/2.1.1031-01, предназначенный для организаций, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов (п. 1.3).
Согласно п. 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1031-01 в проектной документации на реконструкцию действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, в случае необходимости.
Согласно п. 2.30 СанПиН 2.2.1/2.1.1031-01 в СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ СЗЗ.
Производительность Курьяновских очистных сооружений составляет 3 млн куб м/сутки.
В соответствии с р. 4.5 (п.1 Примечания к таблице 4.5.1) "Канализационные очистные сооружения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" СЗЗ для канализационных очистных сооружений производительностью более 280 тыс. м3/сутки, а также при принятии новых технологий очистки сточных водной обработки осадка, следует устанавливать по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
На момент проведения внеплановой выездной проверки в 2015 году действовал СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", предназначенный для организаций, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов (п. 1.3)
АО "Мосводоканал", с 2002 г. достоверно обладает информацией о том, что в его 500-метровой санитарно-защитной зоне на расстоянии 250 м расположен жилой район Курьяново.
Проверкой выявлено, что проект единой санитарно-защитной зоны, выполненный для Курьяновских очистных сооружений с учетом всех суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную ЗОНУ, промышленный узел (комплекс) не представлен.
В соответствии с Разрешением Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 22.02.2013 г. N 54/193, действующим до 20.08.2015 г., на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданного для Курьяновских очистных сооружений в ходе технологического процесса КОС в атмосферный воздух выделяются вещества 51-го наименования азота диоксид, аммиак, серы диоксид, сероводород, сажа, углерода оксид, метан толуол; ацетон, керосин, аэрозоль масла, пыль древесная, метилмеркаптан, этилмеркаптан, формальдегид, уксусная кислота, железа оксид, марганец и его соединения, хрома оксид, натрия гидроокись, углеводороды по метану и гексану, бензол, стирол, фенол и т.д. посредством 279 источников выбросов. Суммарное количество вредных выбросов в атмосферный воздух составляет 408,5158 т/год при мощности выброса 1919,9627 г/с.
Выбросы приняты в качестве предельно допустимых. Временно согласованные выбросы отсутствуют.
Представлено санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для КОС от 22.04.2015 г. N 77.01.10.000.Т.001261.04.13.
Не представлена корректировка проекта организации санитарно-защитной зоны Курьяновских очистных сооружений, не проведена оценка риска здоровью поселения в связи с увеличением валового выброса Курьяповских очистных сооружений с 409,9 т/год в 2013 г. до 1248 т/год по 2015 г., суммарной интенсивности выброса с 1919,1 г/с до 2361,8 г/с, том числе сероводорода и аммиака, соответственно, свойственных выбросам объекта.
Таким образом, заинтересованное лицо пришло к правомерному выводу, что указанные факты являются нарушением требований п. 3.13, 4.8, раздела 7.1.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитиые зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и положений ст. 11, 20 N 52-ФЗ от 30.03,1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено право должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание выдано надлежащим органом, на основании действующих на момент выдачи норм и правил.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных АО "Мосводоканал" не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм права.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.08.2016 по делу N А40-41371/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41371/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 марта 2017 г. N Ф05-1964/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Мосводоканал"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по г. Москве, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве