Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2017 г. N Ф01-327/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А82-3687/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии представителя Общества: Бабенко С.И. по доверенности от 21.03.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.09.2016 по делу N А82-3687/2016, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ярославнефтеоргсинтез-Энерго"
(ИНН: 7604227166, ОГРН: 1127604009257)
к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)
о признании частично недействительным решений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ярославнефтеоргсинтез-Энерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 24.12.2015 N 4363 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и N 4666 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний недействительными в части начисления страховых взносов на стоимость бесплатно выданного молока, на стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и на суммы оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, соответствующих сумм пеней и штрафов за неполную уплату страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Фонд указывает, что в отношении Общества по результатам проведения первой аттестации рабочих мест необходимость в бесплатной выдаче молока или других равноценных продуктов не установлена. Карты аттестации рабочих мест ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргситнез" использованию (применению) Обществом в качестве основания бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов питания применению не подлежат. Также Фонд считает, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом не является видом пособий по государственному социальному страхованию, за работником сохраняется средний заработок. Фонд указывает, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых работников в рамках социального пакета следует рассматривать как выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Фонд явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Фонда.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Общества проведены: выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также документальная выездная проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходовании этих средств, за период с 21.06.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверок отражены в актах от 27.11.2015 N 528-ОСС, N 528 н/с.
Фондом установлено, в частности, занижение Обществом базы для начисления страховых взносов на стоимость бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов, выдаваемых работникам Общества, на частичную компенсацию стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.
По итогам рассмотрения материалов проверок заместителем управляющего Фондом приняты решения от 24.12.2015:
- N 4363 о привлечении Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 6 937 рублей 65 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 34 688 рублей 25 копеек страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, 2 766 рублей 08 копеек пени;
- N 4666 о привлечении Общества к ответственности по статье 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 2 116 рублей 17 копеек. Данным решением Обществу предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также 10 580 рублей 82 копейки недоимки по страховым взносам, 690 рублей 34 копеек пени.
Не согласившись с указанными решениями Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 15, 129, 135, 219, 222, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 20.1, подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.03.2003 N 126 "Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", учитывал позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, и исходил из того, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
В силу статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами: все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
На основании статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В статье 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н).
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Приказу N 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно пункту 13 приложения N 1 Приказа N 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество создано в 2012 году в результате реорганизации цеха электроснабжения N 18 ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез (ЯНОС)" путем выделения данного структурного подразделения в дочернее общество (приказ от 28.05.2012 N 597, лист дела 2 том 4).
На момент создания Общества действовали результаты аттестации рабочих мест цеха N 18 ОАО "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез (ЯНОС)", проведенной в 2007 году, по результатам которой была установлена необходимость выдачи работникам молока в связи с воздействием на них вредных производственных факторов (карты аттестации рабочих мест по условиям труда).
По результатам аттестации, проведенной в Обществе в 2013 году, выдача молока не была предусмотрена, но не в связи с прекращением вредного воздействия на работников, а в связи с тем, что с 04.06.2010 в пункт 4 Приказа N 45н внесены изменения, согласно которым выдача молока производится, если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены.
Время воздействия опасных веществ на работников различных профессий (должностей) установлено протоколами измерений и оценки химического фактора.
Кроме того, из пункта 13 приложения N 1 Приказа N 45н следует, что работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации.
Письмом от 20.06.2013 N 78/103 профсоюзное бюро работников Общества отказало в даче согласия на прекращение выдачи молока (листы дела 34-35 том 1), и выдача молока была продолжена в соответствии с действующим в Обществе коллективным договором.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проведенной в 2007 году аттестацией рабочих мест цеха N 18 ОАО "Славнефть-ЯНОС", переведенного в июле 2012 года в дочернее общество - Общество, была установлена обязательная выдача молока в соответствие с действовавшей редакцией Приказа N 45н, которая не могла быть прекращена без получения согласия профсоюзной организации.
Доводы Фонда о том, что аттестация рабочих мест в 2007 году была проведена в отношении иного юридического лица (ОАО "Славнефть-ЯНОС"), подлежат отклонению, поскольку как было указано выше, Общество было создано на основе оптимизированной структуры цеха N 18 ОАО "Славнефть-ЯНОС", где была проведена аттестация рабочих мест в 2007 году. Доказательств, свидетельствующих о том, что рабочие места, существовавшие в цехе N 18, отличаются от рабочих мест в Обществе, что по сравнению с 2007 годом в проверяемом периоде изменились условия труда, Фондом не представлено, из материалов дела данный вывод не следует.
Ссылка Фонда на то, что в результате проведенной в Обществе в 2012-2013 годах аттестации рабочих мест, условия труда работников Общества признаны допустимыми, не может быть принята во внимание, поскольку результаты такой аттестации в данном случае не возлагают на Общества безусловную обязанность принять решение о прекращении выдачи молока работникам.
При этом материалами дела подтверждается и не опровергнуто Фондом, что спорная сумма представляет собой именно стоимость бесплатно выданного молока работникам, а не другие выплаты заработной платы работников. В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и пункта 2 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, не подлежат обложению страховыми взносами.
С учетом изложенного Обществом правомерно не включена в объект обложения страховыми взносами стоимость бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов, выдаваемых работникам Общества.
В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В статье 129 ТК РФ определено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
На основании пункта 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10).
С учетом изложенного Обществом правомерно не включены в объект обложения страховыми взносами спорные средства на оплату дополнительных выходных дней работникам по уходу за ребенком-инвалидом.
Также коллективным договором Общества (раздел 5 "Социальные гарантии, льготы и компенсации") предусмотрены следующие обязательства работодателя перед работниками: направление на санаторно-курортное лечение и отдых, в том числе в ООО "Санаторий-профилакторий "ЯНОС" с учетом анализа заболеваемости, организация отдыха и оздоровления работников и членов их семей в ООО "ЗОК "Березка" и ООО "СП-ЯНОС".
Приказами Общества установлена сумма компенсации в случае приобретения путевок в зависимости от оздоровительного сезона, продолжительности путевки и категории номера.
Из материалов дела следует и Фондом иного не установлено, что спорные выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами, вознаграждением или элементами оплаты труда. Целью выделения путевки и спорной выплаты на ее приобретение является обеспечение оздоровительного отдыха работников Общества и членов их семей.
Учитывая изложенное, компенсация стоимости путевок осуществлялась Обществом вне зависимости от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, поэтому указанные выплаты не являются объектом для начисления страховых взносов, и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку являются неправомерными, и не являются основанием для включения спорных выплат в базу для исчисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Фонда социального страхования освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.09.2016 по делу N А82-3687/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3687/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 марта 2017 г. N Ф01-327/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЯРОСЛАВНЕФТЕОРГСИНТЕЗ-ЭНЕРГО"
Ответчик: ГУ - Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации