Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
30 ноября 2016 г. |
Дело N А32-26461/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель Кабачек М.И. по доверенности от 30.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гран-Арт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.09.2016 по делу N А32-26461/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гран-Арт"
к заинтересованному лицу - Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ,
принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи О.И. Меньшиковой,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гран-Арт" (далее - заявитель, общество, ООО "Гран-Арт") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО) об отмене постановления от 13.07.2016 г. N 07-16/510/5 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично, без вызова сторон, в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2016 в удовлетворении заявленных требований.
Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения по ст. 15.13 КоАП РФ, выразившегося в искажении информации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в декларации, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований признания правонарушения малозначительным.
Общество с ограниченной ответственностью "Гран-Арт" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна отсутствием прямого умысла и негативных последствий в совершении административного правонарушения. Искажения при подаче декларация, были допущены обществом в связи с техническими ошибками программного обеспечения. После обнаружения факта искажения информации общество предприняло все зависящие от него меры по исправлению искаженной информации. Кроме того, заявитель считает, что вмененное в оспариваемом постановлении административное правонарушение является малозначительным, поскольку не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям в области государственного регулирования алкогольного рынка.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель управления просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО установлено, что ООО "Гран-Арт", осуществляя деятельность по лицензиям КК 006265 рег.N 23РПА0011168 от 12.02.2015 г, КК 008587 рег.N 23РПА0012226 от 10.10.2015 г, КК 009501 рег.N 23РПА0012761 от 26.12.2015 г, ДК 000515 рег.N 23РПА 13056 от 01.04.2016 г, выданных на розничную продажу алкогольной продукции сроком действия до 18.07.2016 г., допустило нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, что выразилось в искажении информации в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме (Приложения N 11) за 4 квартал 2015 г, а именно, в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение N 6) представленной ОАО "ЮЖНАЯ МНОГООТРАСЛЕВАЯ КОРПОРАЦИЯ" за 4 квартал 2015 г, отражена поставка алкогольной продукции отгруженной в адрес ООО "Гран-Арт" по кодам вида продукции: 200,212,229,237,280,401,402,403,450,461 в объеме 200,93 дал, однако ООО "Гран-Арт" в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме Приложения N 11 за 4 квартал 2015 г., закупка алкогольной продукции у ОАО "ЮЖНАЯ МНОГООТРАСЛЕВАЯ КОРПОРАЦИЯ" не отражена.
Фактически закупка алкогольной продукции у ОАО "ЮЖНАЯ МНОГООТРАСЛЕВАЯ КОРПОРАЦИЯ" в 4 квартале 2015 года осуществлялась по кодам вида продукции: 200,212,229,237,280,401,402,403,450,461 в объеме 200,93 дал, что подтверждается первичными документами, представленными в ходе административного расследования ОАО "ЮЖНАЯ МНОГООТРАСЛЕВАЯ КОРПОРАЦИЯ" от 31.05.2016 б/н (вх.N сЗ-3871 от 06.06.2016). Таким образом, отклонение сведений об объеме закупки алкогольной продукции составило 200,93 дал.
По признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, консультантом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО, в отношении ООО "Гран-Арт", в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя (извещение о необходимости явки для составления протокола от 02.06.2016 г. N у3-10084/07-10, вручено 06.06.2016 г.), составлен протокол об административном правонарушении от 29.06.2016 г. N 07-16/510/5.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Поповой И.К., в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя общества, вынесено постановление от 13.07.2016 г. N 07-16/510/5 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрено, что искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Указанная норма включает в себя два самостоятельных состава административного правонарушения, объективная сторона которых выражается в совершении действий (бездействия), направленных на искажение информации в названных декларациях, или несоблюдение порядка и срока их подачи.
При этом искаженными данными в смысле вмененной обществу статьи КоАП РФ следует считать такие сведения, которые на момент внесения их в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть на указанный момент юридическому лицу было известно, что такие сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, в том числе первичных учетных документах, и у него имелась возможность их исправить.
Согласно части 1 ст. 14 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 4 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утвержденных Постановлением Правительства РФ "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" от 09.08.2012 N 815 (далее - правила) декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 13 правил организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство, хранение, поставки и розничную продажу (при наличии соответствующей лицензии) вина, игристого вина (шампанского), представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно Приложению N 11.
На основании пункта 16 правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "Об утверждении порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" N 231 от 23.08.2012 утвержден порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, согласно которому должны заполняться декларации.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Судом первой инстанции верно установлено и материалами дела подтверждается, что общество в установленный срок в нарушение ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ предоставило в уполномоченный орган по телекоммуникационным каналам связи декларацию по форме приложения N 11 к правилам (том 1 л.д. 91-92), содержащую искаженную информацию об использовании алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2015 года.
Так, в декларации за 4 квартал 2015 общество не отразило остатки алкогольной продукции на конец отчетного периода, поскольку остаток алкогольной продукции составил 200, 93 дал.
Общество не оспаривает факт допущенного административного правонарушения, при этом указывает на то что, допущенные обществом искажения в декларации за 4 квартал 2015 года, произошли вследствие неконтролируемого технического сбоя. В рамках подключения к системе ЕГАИС было установлено новое программное обеспечение, в процессе выгрузки данных произошел технический сбой, по причине которого данные выгружены не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 20 правил, при обнаружении организацией в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
Таким образом, при обнаружении обществом в текущем отчетном периоде фактов неполноты отражения в декларации необходимых сведений, ошибок у заявителя имелась возможность представить в контролирующие органы корректирующую декларацию за 4 квартал 2015 года вплоть до конца марта 2016 года.
Однако заявка о предоставлении доступа для подачи корректирующей декларации была направлена в управление 21.07.2016 (том. 1 л.д. 13), после принятия оспариваемого постановления от 13.07.2016 о привлечении общества к административной ответственности, то есть после срока, установленного в пункте 20 правил.
При этом апелляционный суд учитывает, что представление корректирующих расчетов не свидетельствует об отсутствии события правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, так как данное правонарушение считается оконченным в момент представления первоначальной декларации с недостоверными сведениями.
В силу изложенного, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях общества состава и события вменяемого правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ является верным.
Общество не оспаривает факт допущенного административного правонарушения, при этом указывает на то что, допущенные обществом искажения в декларации не угрожают охраняемым общественным отношениям, так как вышеуказанные искажения были устранены.
При таких обстоятельствах заявитель просит признать допущенное административное правонарушение малозначительным, руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на возможность применения положений ст. 2.9 КоАП о малозначительности к совершенному правонарушению, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 данного постановления).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении возможных материальных последствий в виде неуплаченных в бюджет налогов, допуска в оборот некачественной алкогольной продукции (доказательств отсутствия данных последствий в материалах дела не имеется), но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Установление декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции, а также запрета на внесение в декларации искаженных данных, имеет своей целью обеспечение контроля за легальностью находящейся в обороте алкогольной продукции (что обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, хранителю и поставщику алкогольной продукции относительно видов и объемов алкогольной продукции, произведенной и реализованной в соответствии с лицензионными требованиями), в целях недопущения ввода в оборот алкогольной продукции, не соответствующей установленным требованиям, и не обложенной соответствующим акцизом.
Кроме того, в данном случае имеет место существенная угроза охраняемым правоотношениям, которая выражается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных положениями Закона N 171-ФЗ.
Устранение правонарушения после рассмотрения дела об административном правонарушении не означает надлежащее выполнение обществом обязанностей, предусмотренных требованиями и Законом N 171-ФЗ и правил, не освобождает общество от административной ответственности.
Таким образам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания доводов заявителя о малозначительности совершенного правонарушения обоснованными.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.09.2016 по делу N А32-26461/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26461/2016
Истец: ООО "гран-арт"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО