Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
г. Саратов |
|
30 ноября 2016 г. |
Дело N А06-9010/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" ноября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Каплина С.Ю.,
Судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Болдыревой Анастасии Викторовны (ОГРНИП 309301608300025, 414057, г. Астрахань, ул. Звездная, д. 13, кв. 4)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 октября 2016 года по делу N А06-9010/2016 (судья Шарипов Ю.Р.),
по заявлению Министерства здравоохранения Астраханской области (414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 16в)
к индивидуальному предпринимателю Болдыревой Анастасии Викторовне (ОГРНИП 309301608300025, 414057, г. Астрахань, ул. Звездная, д. 13, кв. 4)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
- представителя Министерства здравоохранения Астраханской области - Янченковой Е.А., действующей на основании доверенности от 27.06.2016 N 02-05-14-08509,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Астраханской области (далее - министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Болдыревой Анастасии Викторовны (далее - ИП Болдырева А.В., предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.10.2016 заявленные требования удовлетворены, ИП Болдырева А.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного приостановления лицензионной деятельности на 90 суток.
ИП Болдырева А.В., не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.10.2016 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Представитель Министерства здравоохранения Астраханской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.10.2016 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является привлечение ИП Болдыревой А.В. к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 07.07.2016 N 1026-р административным органом в период с 16.08.2016 по 17.08.2016 в отношении ИП Болдыревой А.В. проведена внеплановая выездная проверка исполнения ранее выданных Министерством здравоохранения Астраханской области предписаний от 24.03.2015 N 03-04-12-03468, от 04.09.2015 N 03-04-12-11937, от 19.10.2015 N 03-04-12-14206, от 01.12.2015 N 03-04-12-16181, от 12.04.2016 N 02-05-14-04720, от 16.06.2016 N 02-05-14-07969.
По результатам проверки министерством выявлены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, установлен факт не устранения нарушений, указанных в вышеперечисленных предписаниях, что отражено в акте проверки от 17.08.2016 N 101 (л.д. 38-40).
По факту выявленных нарушений в отношении ИП Болдыревой А.В. составлен протокол от 30.08.2016 N 73/02/2016 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 14-17).
В соответствии с положениями части 3 статьи 23.1 КоАП РФ министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленные административным органом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых предпринимательская деятельность ведется с грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
По смыслу положений пункта 47 части 1 статьи 12 вышеуказанного закона фармацевтическая деятельность относится к лицензируемому виду деятельности и может осуществляться на территории Российской Федерации только при наличии лицензии.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании N 1081).
Согласно Положению N 1081 к фармацевтической деятельности относится деятельность осуществляемая юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями.
Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением в силу пункта 6 Положения N 1081 понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 данного Положения.
В соответствии с подпунктами "а", "з" пункта 5 Положения N 1081, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен обеспечить наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций); в случае хранения лекарственных средств для медицинского применения - соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что ИП Болдырева А.В. осуществляет фармацевтическую деятельность на основании выданной Министерством здравоохранения Астраханской области лицензии от 17.03.2011 N ЛО 30-02-000284.
В процессе проведения проверки за исполнением предписаний от 24.03.2015 N 03-04-12-03468, от 04.09.2015 N 03-04-12-11937, от 19.10.2015 N 03-04-12-14206, от 01.12.2015 N 03-04-12-16181, от 12.04.2016 N 02-05-14-04720, от 16.06.2016 N 02-05-14-07969 Министерством здравоохранения Астраханской области были выявлены нарушения предпринимателем лицензионных требований, а также установлен факт не устранения выявленных нарушений, указанных в вышеперечисленных предписаниях.
1. В соответствии с пунктом 3.1. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 21.10.1997 N 309 "Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)" (далее - Приказ N 309) помещения аптек следует оборудовать, отделывать и содержать в соответствии с правилами санитарного режима в чистоте и надлежащем порядке.
Согласно пункту 1.6. данного Приказа не допускается размещение на площадях аптек подразделений, функционально не связанных с аптекой.
Как предусмотрено пунктами 6.4.5 и 6.9. Приказа N 309, производственному персоналу запрещается принимать пищу, курить, а также хранить еду, курительные материалы и личные лекарственные средства в производственных помещениях аптек и в помещениях хранения готовой продукции. В аптеках должен быть предусмотрен необходимый состав санитарно-бытовых помещений для персонала: гардеробные с индивидуальными шкафами на 100% списочного состава для раздельного хранения верхней, домашней и санитарной одежды, помещения для приема пищи и отдыха (должны быть изолированы от других помещений).
В нарушение указанных норм в торговом зале аптеки ИП Болдыревой А.В., расположенной по адресу: г. Астрахань, ул. Савушкина, 47, литер строения А, 1 этаж, помещение 2, комнаты N 3, 6, 25, на момент проверки шкафы, полки для хранения лекарственных средств были покрыты пылью, имелась паутина, в подсобном помещении аптеки находилось швейное оборудование, в торговом зале - верхняя одежда сотрудников аптеки.
2. Исходя из части 6 статьи 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В нарушение раздела II приложения N 4 к распоряжению Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи", в аптеке отсутствовали лекарственные препараты: Бисакодил (суппозитории), Кагоцел (таблетки).
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" препарат Лирика с действующим веществом Прегабалин отнесен в вышеуказанный перечень.
Однако ИП Болдыревой А.В. не был представлен журнал учета операций, связанных с обращением данного лекарственного, факт нахождения которого в аптеке был зафиксирован административным органом.
3. В нарушение требований статьи 57 Федерального закона N 61-ФЗ в торговом зале аптеки ИП Болдыревой А.В. вместе с другими лекарственными препаратами находились лекарственные средства с истекшим сроком годности.
4. В нарушение пунктов 3, 7, 26 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" в торговом зале аптеки при температуре воздуха +24°С осуществлялось хранение лекарственных препаратов с нарушением температурного и светового режима.
Таким образом, в рассматриваемом случае ИП Болдырева А.В. допустила грубые нарушения лицензионных требований, выразившиеся в несоответствии установленным требованиям помещения и оборудования, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность; несоблюдении лицензиатом правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Факт грубого нарушения ИП Болдыревой А.В. лицензионных требований установлен апелляционной коллегией, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и ею не оспаривается.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает доказанной объективную сторону вменяемого заявителю правонарушения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ИП Болдыревой А.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
ИП Болдырева А.В., являясь субъектом предпринимательской деятельности, ежедневно осуществляющим фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, могла и должна была знать о необходимости соблюдения установленных лицензионных требований, обеспечивающих безопасность и сохранность лекарственных средств.
Тем не менее, имея возможность для соблюдения действующего законодательства, ИП Болдырева А.В. не приняла зависящих от нее мер по обеспечению соблюдения вышеуказанных положений закона.
По существу вменяемых правонарушений предприниматель в апелляционной жалобе доводов не привела.
Принимая во внимание нарушение предпринимателем положений закона, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ИП Болдыревой А.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и удовлетворил заявленные требования.
Согласно доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, предприниматель не согласна с видом назначенного наказания - административным приостановлением деятельности, считает, что справедливым и разумным в рассматриваемом случае является применения такой меры административного наказания как наложение административного штрафа.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно материалам проверки, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Астраханской области от 07.04.2016 по делу N А06-1953/2016, от 07.07.2016 по делу N А06-4050/2016, от 03.08.2016 по делу N А06-5577/2016, от 14.09.2016 по делу N А06-6813/2016 ИП Болдырева А.В. привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административных штрафов.
Вместе с тем, материалами проверки подтверждено, что несмотря на неоднократную выдачу административным органом предписаний об устранении нарушений и привлечение к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований, ИП Болдырева А.В. продолжает противоправное поведение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей.
В рассматриваемом случае угрозу жизни и здоровью людей влечет грубое нарушение правил хранения лекарственных средств, отсутствие предметно-количественного учета соответствующих препаратов, хранение лекарственных средств с истекшим сроком годности совместно с другими препаратами, необеспечение надлежащего санитарного состояния помещения аптеки, отсутствие минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, хранение лекарственных препаратов с нарушением температурного и светового режима.
Апелляционный суд также считает необходимым учесть то обстоятельство, что предприниматель неоднократно привлекалась к административной ответственности за аналогичные правонарушения. Вместе с тем, ранее назначенные наказания в виде административных штрафов не позволили ИП Болдыревой А.В. осознать степень опасности совершаемых ею действий.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает назначение наказания в виде приостановления деятельности на срок 90 суток правомерным, соответствующим конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивающим реализацию такой цели административной ответственности как предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Нарушений порядка привлечения ИП Болдыревой А.В. к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечена к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного приостановления деятельности назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.10.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 октября 2016 года по делу N А06-9010/2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Каплин |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9010/2016
Истец: Министерство здравоохранения Астраханской области
Ответчик: ИП Болдырева Анастасия Викторовна
Третье лицо: Ленинский районный отдел судебных приставов г.Астрахани