Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
30 ноября 2016 г. |
дело N А53-6006/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Горбенко А.В. по доверенности от 31.12.2015;
от заинтересованного лица: представитель не явился;
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.09.2016 по делу N А53-6006/2016
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
к заинтересованному лицу - Администрации Елизаветинского сельского поселения Ростовской области
при участии третьих лиц - Жукова Анатолия Григорьевича, Комитета имущественных отношений Азовского района
о признании незаконным решения,
принятое в составе судьи М.А. Дмитриева,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "МРСК Юга" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации Елизаветинского сельского поселения Ростовской области (далее - администрация) о признании незаконным решения от 02.03.2016 N 146, об обязании выдать разрешение на строительство ВЛ-0,4 кВ от опоры NN33-32 ВЛ-0,4 кВ N1 КТП 10/0,4 кВ N33 ВЛ - 10 кВ N2907 РП-29 ПС 35/10 кВ А-18 для подключения жилого дома Жукова А.Г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жуков Анатолий Григорьевич, Комитет имущественных отношений Азовского района.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что оспариваемый отказ соответствует положениям постановления Правительства Ростовской области от 06 июля 2015 года N 440, поскольку обществом не было подано заявление в установленной форме с приложением установленных данным постановлением документов.
Публичное акционерное общество "МРСК Юга" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что основания отказа, изложенные в письмах N 481 от 25.05.15, N 726 от 14.08.15 противоречат действующему законодательству. Дополнительные документы обществом предоставлены не были, так как на ранее поданное заявление N 4100/739 от 18.11.2014 Администрацией Азовского района не был подготовлен ответ о возвращении пакета документов с рекомендацией подачи заявления в Администрацию Елизаветинского сельского поселения, в связи с изменениями в законодательстве. Заявление о согласовании места размещения объекта под строительство ВЛ-0,4кВ N 4100/739 от 18.11.2014 г. по-прежнему находилось на рассмотрении. Однако, заявление общества N 4100/739 от 18.11.2014 было принято и не возвращено, что свидетельствует о подаче обществом полного пакета документов в соответствии с действующим законодательством.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованного и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом "МРСК Юга" и Жуковым Анатолием Григорьевичем 31 октября 2012 заключен договор N 13001-12-00104633-1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
18 ноября 2014 года заявителем направлено письмо Главе Азовского района Ростовской области В.Н. Бевзюк о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ.
05 февраля 2015 года в дополнение к ранее поданному заявлению Главе Азовского района Ростовской области В.Н. Бевзюк направлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Отделом градостроительства Администрации Азовского района подготовлено заключение N 39 о возможности предоставления земельного участка (т. 1, л.д.43-44).
03.02.2016 заявитель в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации обратился к Главе Елизаветинского сельского поселения Азовского района Ростовской области Н.И. Белимову с письмом от 02.02.2016 - о предоставлении земельного участка под строительство ВЛ-0,4 кВ.(т.1, л.д. 46). В данном письме заявитель указал, что необходимые документы направлены письмом N 767 от 27.04.2015 Комитетом имущественный отношений Азовского района.
Письмом N 146 от 02.03.2016 Администрация Елизаветинского сельского поселения Ростовской области отказала публичному акционерному обществу "МРСК Юга" в выдаче разрешения на размещение объекта ВЛ-0,4 кВ от опоры NN33-32 ВЛ-0,4 кВ N1 КТП 10/0,4 кВ N33 ВЛ - 10 кВ N2907 РП-29 ПС 35/10 кВ А-18. В письме в качестве оснований для отказа указывается на не установление границ земельного участка.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ, основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 ЗК РФ.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление N 1300), объект заявителя подпадает под перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440 "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области" (далее - постановление N 440), размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов, виды которых определены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 (далее - разрешение), выданного уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, или органом местного самоуправления городских округов, поселений, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, органов местного самоуправления муниципальных районов, уполномоченных на управление и распоряжение земельными участками, при размещении на землях или земельных участках, находящихся в собственности муниципального района (далее - уполномоченный орган по распоряжению земельными участками). Оформление разрешения осуществляется без взимания платы.
При этом согласно пункту 5 постановления N 440 заявление о выдаче разрешения подается или направляется физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в уполномоченный орган по распоряжению земельными участками либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с соответствующим органом местного самоуправления или уполномоченным органом по распоряжению земельными участками.
Пунктом 6 и 7 постановления N 440 определены информация, которая должна быть указана в заявлении, и документы, которые прилагаются к заявлению.
Пунктом 8 предусмотрены документы и (или) информация, которые уполномоченный орган по распоряжению земельными участками в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение 3 дней с даты регистрации заявления, вправе запрашивать.
Согласно пункту 13 постановления N 440 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
- заявление подано с нарушением требований, установленных пунктом 6 настоящего Порядка и (или) не предоставлены документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка;
- в заявлении указаны наименования объектов, виды которых не определены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300;
- земельный участок, в отношении которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;
- размещение такого объекта препятствует дальнейшему использованию земель или земельного участка в соответствии с установленным целевым назначением и видом разрешенного использования таких земель или земельного участка;
- размещение такого объекта противоречит документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документации по планировке и межеванию территории, землеустроительной документации.
В соответствии с пунктом 14 постановления в решении об отказе в выдаче разрешения указываются основания отказа. В случае если заявление и (или) документы поданы с нарушением требований, предусмотренных пунктами 6, 7 настоящего Порядка, в решении об отказе в выдаче разрешения указывается, в чем состоит такое нарушение.
Таким образом, Правительством Ростовской области предусмотрена возможность реализации права, установленного статьями 39.33, 39.36 ЗК РФ, путем утверждения порядка рассмотрения подобного рода заявлений нормативным актом субъекта.
Отказ Администрация Елизаветинского сельского поселения Ростовской области N 146 от 02.03.2016 в выдаче разрешения на строительство ВЛ-0,4 кВ от опоры NN33-32 ВЛ-0,4 кВ N1 КТП 10/0,4 кВ N33 ВЛ - 10 кВ N2907 РП-29 ПС 35/10 кВ А-18 для подключения жилого дома Жукова А.Г. мотивирован тем, что обращение заявителя от 02.02.2016 требованиям, действовавшим на 02.02.2016, не отвечало, поскольку границы испрашиваемого земельного участка не установлены.
Доводы апелляционной жалобы общества основаны на том, что им были приняты меры по уточнению границ земельного участка для проведения работ и установки специализированного объекта - до 01 марта 2015 года. Поскольку направленные ранее обществом документы не были возвращены, общество считает, что заинтересованное лицо должно самостоятельно изыскать направленные ему документы и выдать разрешение на размещение объекта без предоставления земельного участка.
Из доводов общества следует, что в Администрацию Елизаветинского сельского поселения и Администрацию Азовского района были представлены все документы, предусмотренные пунктом 7 постановления N 440:
- договор N 13001-12-00104633-1 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;
- свидетельство о государственной регистрации права серии 61-АЖ N 495169, выданное 31.08.2011;
- выписка из ЕГРПН от 08.06.2015;
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане;
- заключение отдела градостроительства Администрации Азовского района N 39 от 13.03.2015, в котором указано о возможном предоставлении земельного участка под строительство.
Однако, администрация ссылается на то, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане не соответствует адресу местоположения земельного участка, что следует из генерального плана Елизаветинского сельского поселения Ростовской области. Кроме того, общество не представило документы, подтверждающие, что в момент предоставления земельного участка были установлены межевые знаки, а так же документы, подтверждающие наличие жилого дома. При таких обстоятельствах Администрация Елизаветинского сельского поселения Ростовской области пришла к выводу о том, что согласовать предоставление земельного участка для строительства не представляется возможным, поскольку нарушен порядок, установленный постановление N 440.
Поскольку в рамках рассматриваемого спора требования предъявлены в порядке главы 24 АПК РФ, проверка законности оспариваемого отказа заинтересованного лица в выдаче разрешения на строительство предполагает установление наличия предусмотренных пунктами 5-7 постановления N 440 документов, а также оценку действий заинтересованного лица на предмет их соответствия положениям постановления N 440 и законности отказа в выдаче разрешения на строительство объекта.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое решение заинтересованного лица соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1300, постановления Правительства Ростовской области от 06 июля 2015 года N 440.
Права и законные интересы заявителя не нарушены, поскольку возможность повторного обращения с соответствующим заявлением после устранения обстоятельств, послуживших основанием отказа, обществом не утрачена.
Как следует из письма от 27.07.2016 N 1367 Комитета имущественных отношений Азовского района и письма от 17.04.2015 N 767, направленного в адрес главы Елизаветинского сельского поселения, имевшиеся у Комитета имущественных отношений Азовского района документы по заявлению публичному акционерному обществу "МРСК Юга" были направлены в адрес главы Елизаветинского сельского поселения.
Однако, установить какие именно документы и в каком объеме были получены Администрацией Елизаветинского сельского поселения Ростовской области не представляется возможным в связи с отсутствием описи. Факт получения документов заинтересованное лицо не признает.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.09.2016 по делу N А53-6006/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6006/2016
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЮГА"
Ответчик: Администрация Елизаветинского сельского поселения
Третье лицо: Жуков Анатолий Григорьевич, КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АЗОВСКОГО РАЙОНА, Жуков А Г