г. Тула |
|
30 ноября 2016 г. |
Дело N А23-449/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Григорьевой М.А. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - производственно-строительного кооператива "Тэсла" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН1024000954010, ИНН4025004090) - Ермолаева А.Ю. (протокол от 16.03.2015 N 26), от ответчика -администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Обнинск" (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1024000937927, ИНН 4025001211) - Гордеевой Н.И. (доверенность от 02.11.2015 N 01-23/1292), в отсутствие представителей третьего лица - кооператива "Тюльпан" по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев (Калужская область, г. Обнинск, ОГРН 1024000941436, ИНН4025016458), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Обнинск" на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.07.2016 по делу N А23-449/2016 (судья Носова М.А.), установил следующее.
Производственно-строительный кооператив "Тэсла" (далее по тексту - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации (исполнительно-распорядительный орган) Городского округа "Город Обнинск" (далее по тексту - ответчик, администрация) в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером 40:27:030102:40, изложенного в письме от 29.12.2015 N 351.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен кооператив "Тюльпан" по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 11.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация (исполнительно-распорядительный орган) Городского округа "Город Обнинск" просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что требования администрации о согласовании проекта организации строительства со смежным землепользователем основаны на ранее принятых нормативно-правовых актах. Сообщает, что в ходе рассмотрения проектной документации, предоставленной заявителем, установлены несоответствия представленной проектной документации градостроительному плану земельного участка N RU40302000-225/12, утвержденному постановлением администрации города Обнинска от 27.06.2012 N 1246-п, в частности, противопожарная лестница со второго и третьего этажа по оси б расположена за границей земельного участка и, как следствие, за границей места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, указанного в чертеже градостроительного плана. По мнению апеллянта, факт несоответствия реконструируемого объекта установленным параметрам подтверждается справкой Управления архитектуры и градостроительства о несоответствии площади земельного участка параметрам заявленной реконструкции. Полагает, не соответствующей законодательству ссылку проектировщика на наличие инвестиционного договора, как на основание исполнения требований об обязательном наличии парковочных мест на земельном участке, на котором расположено реконструируемое здание, ввиду того, что предметом инвестиционного договора являлось строительство муниципальной парковки, на земельном участке общего пользования, без предоставления заявителю его в установленном законом порядке. Сообщает об отсутствии у ПСК "Тэсла" документов, подтверждающих факт осуществления данным производственным кооперативом деятельности по перевозке пассажиров, как и подтверждение факта осуществления им образовательной деятельности.
В отзыве на апелляционную жалобу ПСК "Тэсла", опровергая доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Кооператив "Тюльпан" по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, а апелляционную жалобу администрации удовлетворить.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ПСК "Тэсла" обратилось в администрацию города Обнинска с заявлением от 17.12.2015 N 058 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Реконструкция здания ПСК "Тэсла", расположенного по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Красных Зорь, 28, на земельном участке с кадастровым номером 40:27:030102:40, сроком на три года, приложив правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка N RU40302000-225/12, проектную документацию, положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Письмом от 29.12.2015 N 351 администрация города Обнинска отказала в выдаче разрешения на реконструкцию здания ПСК "Тэсла" до получения согласования проекта организации строительства с ГСК "Тюльпан", мотивировав свой отказ тем, что проектом организации строительства на период реконструкции здания предусмотрено закрытие проезда на территорию ГСК "Тюльпан". Указано, что постановлением от 28.07.1999 N 621-п земельный участок, предоставленный в бессрочное пользование ПСК "Тэсла", обременен правом беспрепятственного проезда на территорию ГСК "Тюльпан". Позднее при оформлении указанного земельного участка в собственность ПСК "Тэсла" постановлением администрации от 07.10.2009 N 1423 установлен сервитут, в том числе на проход и проезд через земельный участок, использование земельного участка в целях ремонта инженерных сетей, а также объектов транспортной инфраструктур. Согласование проекта организации строительства с ГСК "Тюльпан" не предъявлено.
Полагая, что данный отказ администрации не соответствует требованиям градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы кооператива в сфере экономической деятельности, ПСК "Тэсла" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
В соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Порядок и основания оформления, сроки выдачи и основания отказа в выдаче разрешения на проведение строительных работ регулируются статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 названной статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее, в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; 3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Иных оснований отказа в выдаче разрешения на строительство Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлено.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основанием для отказа заявителю в выдаче разрешения на реконструкцию здания ПСК "Тэсла", расположенного по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Красных Зорь, 28 на земельном участке с кадастровым номером 40:27:030102:40 послужило непредставление администрации согласования проекта организации строительства с ГСК "Тюльпан".
Оценивая приведенное в оспоренном письме администрации города Обнинска основание для отказа кооперативу в выдаче разрешения на строительство, судебная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности данного отказа ввиду следующего.
Из представленной проектной документации следует, что постановлением администрации г. Обнинска от 27.06.2012 N 1246-п утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:40, расположенного по адресу: Калужская область, г. Обнинск, ул. Красных Зорь, 28 (N RU40302000-225/12).
В градостроительном плане земельного участка при описании границ указано, что земельный участок с северной стороны граничит с территорией ГСК "Сигнал", с южной стороны с территорией ООО "Метра", с западной стороны граничит с территорией общего пользования, земли города (ул. Красных Зорь), с восточной стороны с территорией общего пользования, земли города, проезд к ГСК "Тюльпан".
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на указанный земельный участок правообладателем значится ПСК "Тэсла"; имеется указание на сервитут, где МО "Город Обнинск" имеет право ограниченного пользования земельным участком для прохода и проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.
Основанием для регистрации послужило постановление администрации от 07.10.2009 N 1423.
Согласно проектной документации по реконструкции здания ПСК "Тэсла" том 6 "Проект организации строительства" 2014-02-ПОС имеется указание, что на время проведения строительных работ въезд в ГСК "Тюльпан" осуществляется через второй въезд ГСК "Сигнал".
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, постановление администрации г. Обнинска от 28.07.1999 N 621-п устанавливало обременение в пользу ГСК "Тюльпан" с правом беспрепятственного проезда.
Между тем данное обременение не прошло государственной регистрации.
Постановлением администрации от 07.10.2009 N 1423 установлено право ограниченного пользования земельным участком для МО "Город Обнинск", которое зарегистрировано в установленном порядке.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществлялась по заявлению ПСК "Тэсла" от 14.05.2012 N 017 с приложением проектного предложения реконструкции здания ПСК "Тэсла" (в составе проекта топографическая съемка, ситуационный план М1:500, основные технико-экономические показатели).
Градостроительный план земельного участка N RU40302000-225/12 не содержит указаний на наличие публичного сервитута согласно пункту 2 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При составлении проектной документации, в числе прочего, использован градостроительный план, договор на реализацию инвестиционного проекта по строительству автопарковки в районе д. 28 по ул. Красных Зорь (постановление администрации г. Обнинска от 22.10.2014 N 1958-п о разрешении ПСК "Тэсла" на строительство муниципальной автопарковки).
Таким образом, оснований для вывода о том, что проектная документация не соответствует градостроительному плану земельного участка, не имеется.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, кооперативом с заявлением о выдаче разрешения на строительство представлен весь пакет документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное ПСК "Тэсла" требование.
Довод администрации о несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка в части размещения противопожарной лестницы, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку согласно ответу проектной организации от 09.03.2016 N 28 на запрос ответчика размещение противопожарной лестницы со второго и третьего этажа по оси 6 предусмотрено на земельном участке площадью 45 м, являющегося собственностью ГСК "Сигнал"; размещение эвакуационной лестницы согласовано собственником участка Ермолаевым А.Ю. от 16.06.2015.
При этом реконструкция объекта, как верно отмечено судом первой инстанции, носит временный характер, а проект реконструкции не предполагает ограничение прохода и проезда через земельный участок после реконструкции.
Кроме того, данная лестница существует в настоящее время, является объектом вспомогательным, не имеет фундамента (лист 13 раздела 4 проекта), не является объектом капитального строительства, в связи с чем ее строительство и реконструкция не требует получения разрешения на строительство (подпункт 2 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом, как пояснено представителем кооператива в отзыве на апелляционную жалобу и подтверждено пунктом 2.2 чертежа градостроительного плана земельного участка кооператива, реконструируемый объект расположен в границах допустимого размещения.
Также судебная коллегия учитывает, что проектная документация прошла негосударственную экспертизу и получила положительное заключение от 29.10.2015 N 2-1-1-0183-15.
В письме, представленном заявителем в суд апелляционной инстанции, от 14.11.2016 N 01 ИП Виноградов Д.Н., который выполнял проектирование реконструкции спорного здания и имеет соответствующие допуски, пояснил, что при подготовке проектной документации установлено отсутствие превышений предельных параметров разрешенного строительства, соответствие объекта реконструкции по результатам ее осуществления разрешенному использованию земельного участка застройщика.
Ссылка администрации на несоответствие реконструируемого объекта виду разрешенного использования земельного участка является несостоятельной, поскольку земельный участок заявителя расположен в зоне многофункциональной производственно- коммунальной застройки ПК-3 (раздел 2 Градостроительного плана заявителя).
Разрешенными видами использования земельного участка кооператива, в соответствии с Правилами города Обнинска, в частности, являются: учреждения среднего, специального и высшего образования (п.2.200 табл.5 ПЗЗ); производственные предприятия, производственные базы строительных, коммунальных, транспортных и других предприятий (п.11.100 табл.5 ПЗЗ); предприятия IV-V класса опасности по классификации СанПиН (п.11.120 табл.5 ПЗЗ); склады и оптовые базы IV-V класса опасности по классификации СанПиН (п.12.200 табл.5 ПЗЗ); объекты для организации деятельности по осуществлению перевозок автобусами (п.14.251 табл.5 ПЗЗ).
Функциональное назначению реконструируемого здания - объект, предназначенный для организации деятельности по осуществлению перевозок пассажиров автобусами, о чем свидетельствуют проектное предложение, проектная документация и заключение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29.10.2015 N 1172.
Как пояснено представителем кооператива в отзыве на апелляционную жалобу, складские помещения, расположенные в здании кооператива, используются в соответствии с функциональным назначением здания как объекта транспортной деятельности для хранения инвентаря, в том числе учебного.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что единственным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительства, как уже упоминалось ранее, послужило отсутствие согласования проекта организации строительства с ГСК "Тюльпан". Иных оснований оспариваемый отказ администрации не содержал.
Ссылка администрации на решение Обнинского городского суда от 15.02.2016, которым, в числе иного, за Миловановым Ю.В. признана доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен объект, разрешение на реконструкцию которого испрашивает заявитель, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, так как законность оспариваемого отказа подлежит оценке судом исходя из тех обстоятельств, которые имели место быть на момент его принятия. При этом судебная коллегия отмечает, что на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого решения указанное решение Обнинского городского суда не вступило в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не опровергающие правомерность и обоснованность выводов арбитражного суда первой инстанции и не являющиеся основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 11.07.2015 по делу N А23-449/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Обнинск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-449/2016
Истец: ПСК "Тэсла", ПСК Тэсла
Ответчик: Администрация (исполнительно-распорядительный орган) городского округа Город Обнинск, Администрация городского округа "город Обнинск"
Третье лицо: Кооператив "Тюльпан", кооператив "Тюльпан"