Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 марта 2017 г. N Ф05-792/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
14 ноября 2016 г. |
Дело N А40-188494/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы: Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июля 2016 года по делу N А40-188494/15, принятое судьей Гараевой Н.Я.
по иску Общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания Щуровский комбинат" (ИНН 5022558550, ОГРН 1105022001369)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5031006724, ОГРН 1037715046467),
Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284),
Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН 5031006724, ОГРН 1035006114208)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от ответчика (1): Тюрина М.Д. по доверенности от 09.05.2016 г.;
от ответчика (3): Федорова О.В. по доверенности от 11.04.2016 г.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Управляющая компания Щуровский комбинат" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) о взыскании с ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО "УК Щуровский комбинат" за период с 01.01.2014 г. по 08.04.2014 г. за квартиры: N N 6, 8, 12, 13, 16, 21. 22, 25, 29, 33, 40, 41, 45, 53, 58, 63, 65, 70, 75, 80, 85, 105 за период с 01.01.2014 г. по 07.04.2014 г. за квартиры: NN 86, 88, 93, 96, 98, 100, 101, 102, 114, 128, 132. 134, 136, 138, 140, 142, 144, 148, 149, 150, 153 задолженность за коммунальные услуги в размере 455136 рублей 83 копейки; о взыскании с ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО "УК Щуровский комбинат" за период с 08.04.2014 г. по 31.07.2015 г. за квартиры: NN 86, 88, 93, 96, 98, 100. 101, 102, 114. 128. 132, 134. 136, 138, 140, 142, 144, 148, 149, 150, 153; за период 09.04.2014 г. по 31.07.2015 г. за квартиры: NN 6, 8, 12, 13, 16, 21, 22, 25, 29, 33, 40, 41, 45, 53, 58, 63,65, 75, 80, 85, за период с 09.04.2014 г. по 03.07.2014 г. за квартиру N105; за период с 09.04.2014 по 31.07.2015 г. за квартиру N70 задолженность за коммунальные услуги в размере 1 975 664 рубля 67 копеек; при недостаточности денежных средств у ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны взыскать денежные средства с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.07.2016 г. взыскано с Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467) в пользу ООО "Управляющая компания Щуровский комбинат" (ИНН 5022558550) 455 136 рублей 83 копейки основного долга, 6 582 рубля 14 копеек судебных расходов на оплату госпошлины; взыскано с ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" (ОГРН 1035006114208) в пользу ООО "Управляющая компания Щуровский комбинат" (ИНН 5022558550) 1 975 664 рубля 67 копеек основного долга, 28 571 рубль 86 копеек судебных расходов на оплату госпошлины; при недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467) или ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" (ОГРН 1035006114208) взыскание осуществить с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации; ООО "Управляющая компания Щуровский комбинат" (ИНН 5022558550) выдана справка на возврат из бюджета уплаченной госпошлины в размере 50 руб. по платежному поручению от 01.09.2015 г. N 409
В Девятый арбитражный апелляционный суд поступили апелляционный жалобы: Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-188494/15 от 28.07.2016 г.
Истец и второй ответчик, в судебное заседание не явились, судом уведомлены о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы, исходя из следующего:
Как установлено судом первой инстанции, на основании государственного контракта от 10.08.2009 г. N 100809/21, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и ООО фирма "Коломенский домостроитель" в собственность Министерства обороны были переданы 95 квартир общей площадью 6018 кв.м. в доме, находящемся по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул. Первомайская, д.49; факт передачи квартир подтвержден актом приема-передачи от 13.08.2009 г.; право собственности Министерства обороны зарегистрировано на все квартиры согласно выпискам из ЕГРП, находящимся в материалах дела
Согласно протокола общего собрания собственников помещений жилого дома от 30 апреля 2010 года, ООО "Управляющая компания Щуровский комбинат" выбрана управляющей организацией вышеуказанного дома.
Правомерно определено судом первой инстанции, что 03.05.2010 г. между истцом и ФГКЭУ "Коломенская КЭЧ района", которое на тот момент имело полномочия действовать в спорных правоотношениях от лица собственника квартир - Министерства обороны Российской Федерации, заключен договор на техническое обслуживание всех 95 квартир, согласно которому, истец обязался выполнять работы, связанные с обслуживанием помещений в многоквартирном жилом доме с 03.05.2010 г. по момент получения лицами, которым в установленном порядке будут предоставлены жилые помещения, правоустанавливающих документов.
В силу п. 5.3 договора, оплата услуг производится заказчиком в срок до 20 числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем, на основании счета, представляемого исполнителем до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
ФГКЭУ "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации в результате реорганизации путем присоединения вошла в состав ФГКУ Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, к которому перешли права и обязанности присоединенного юридического лица в силу ч.2 ст. 58 ГК РФ, в связи с чем, правомерен вывод суда первой инстанции, переходе обязанности по оплате оказанных услуг к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Доказательств расторжения вышеуказанного договора суду не представлены.
Согласно представленному ответчиком приказу от 03.02.2014 г N 109 Министерства обороны Российской Федерации, спорные квартиры, расположенные по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул. Первомайская, д. 49, закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и зарегистрированы за Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с 08.04.2014 г. и 09.04.2014 г. согласно выписок из ЕГРП.
Правомерно также определено судом первой инстанции, что в период с 01.01.2014 г. по 08.04.2014 г. квартиры: N N 6, 8, 12, 13, 16, 21, 22, 25, 29, 33, 40, 41, 45, 53, 58, 63, 65, 70, 75, 80, 85, 105 и в период с 01.01.2014 г. по 07.04.2014 г. квартиры: NN 86, 88, 93, 96, 98, 100, 101, 102, 114, 128, 132, 134, 136, 138, 140, 142, 144, 148, 149, 150, 153 закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное Территориальное управление Имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации"; в период с 08.04.2014 г. по 31.07.2015 г. квартиры: NN 86, 88, 93, 96, 98, 100, 101, 102, 114, 128, 132, 134, 136, 138, 140, 142, 144, 48, 149, 150, 153, в период с 09.04.2014 г. по 31.07.2015 г. квартиры: NN 8, 12, 13, 16, 21, 22, 25, 29, 33, 40, 41, 45, 53, 58, 63, 65, 75, 80, 85, в период с 09.04.2014 г. по 03.07.2014 г. квартира N105, в период с 08.04.2014 г. по 31.07.2015 г. квартира N70 закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Правомерен вывод суда первой инстанции, что отсутствие у истца с ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" договорных отношений не влияет на обязанность по оплате фактически оказанных услуг.
Факт оказания коммунальных услуг подтверждается договорами с ресурсоснабжающими организациями.
Доказательства, что спорные услуги оказывались силами иной организации (не ООО "Управляющая компания "Щуровский комбинат") ответчиками суду не представлены.
В силу норм ст. 210 ГК РФ, ст. 30, 153-155 ЖК РФ, п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 г. N 25, обязанность по содержанию принадлежащего собственнику жилого помещения возложена на собственника.
Правительство Российской Федерации в силу норм ст. 114 Конституции Российской Федерации, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет управление и распоряжение объектами федеральной собственности.
Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 г. N 1053, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении недвижимого имущества, находящегося у Вооруженных сил Российской Федерации на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, является Минобороны России.
В силу норм ч. 3 ст. 153, ч.1 ст.158 ЖК РФ, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица; собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу норм ст. 154, п.1 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа следующего за расчетным месяца, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений", возражая относительно отсутствия обязанности по оплате квартиры N 70 ссылается на решении N 1684 о предоставлении жилого помещения в общую долевую собственность от 13.05.2015 года на состав семьи из 4 человек; копия данное решения приобщена к материалам дела.
Согласно выписки из ЕГРП от февраля 2016 года, права собственности на указанную квартиру за каким-либо иным лицом не закреплено, в связи с чем, правомерен вывод суда первой инстанции, что собственником является Российская Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации..
Учитывая нормы ст. 120 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Собственником имущества ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" является Российская Федерация, органом, осуществляющим в установленном порядке полномочия собственника, является Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ, такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
Согласно подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
Учитывая п. 2 ст.120, п.1 ст. 399 ГК РФ, при взыскании с должника ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" задолженности при недостаточности у него денежных средств на погашение этой задолженности, субсидиарную ответственность по их долгам будет нести Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Доводы заявителей апелляционных жалоб по существу спора были предметом рассмотрения судом первой инстанции, давшим им надлежащую оценку, с которой согласился апелляционный суд.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
В п. 2 ст. 9 АПК РФ прямо указано, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Доводы апелляционных жалоб отклоняются апелляционным судом, поскольку ответчик, зная о наличии у него обязанности в установленный законом срок вносить платежи за содержание и ремонт общего имущества дома, вправе был обратиться в Управляющую компанию за оформлением платежных документов и на их основании произвести оплату; доказательства, что ответчик не мог исполнить обязательство вследствие наличия каких-либо обстоятельств, препятствующих совершению указанных действий, из материалов дела не усматривается.
Ссылка заявителей жалоб об отсутствии между сторонами договора отклоняется судом, поскольку собственник (либо уполномоченное им лицо) не жилого помещения, находящегося в неразрывной связи с многоквартирным домом, в силу прямого указания закона, обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги; содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Отсутствие платежных документов, не освобождает ответчика от оплаты расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Арбитражный апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Остальные доводы заявителей апелляционных жалоб оценены и не принимаются апелляционным судом во внимание в силу их безосновательности, а также в связи с тем, что, по мнению суда, они не могут повлиять на результат рассмотрения дела.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения.
Руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июля 2016 года по делу N А40-188494/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы: Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-188494/2015
Истец: ООО УК Щуровский комбинат
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ, ФГКУ "Центральное ТУИО"Минобороны России, ФГКУ Центральное территориальное управление имущественных отношений МО РФ
Третье лицо: ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ