Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
30 ноября 2016 г. |
Дело N А56-37444/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от истца (заявителя): Шержинская М.А. - доверенность от 17.03.2016;
от ответчика (должника): Белинский Ф.Г. - доверенность от 18.07.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26884/2016) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2016 по делу N А56-37444/2016 (судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
публичное акционерное общество "ЛЕНЭНЕРГО" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - УФАС, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 40-05-Ш/16 от 19 мая 2016 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 13.09.2016 заявление удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 13.09.2016 отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению антимонопольного органа, статья 9.21 КоАП РФ в действующей редакции введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 250-ФЗ, вступившим в силу 10.01.2016, и является специальной нормой по отношению к статье 14.31 КоАП РФ, а следовательно, Общество правомерно привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, ходатайствовал о приобщении к материалам дела постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2016 по делу N А42-1454/2016. Представитель Общества доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Ходатайство Управления о приобщении к материалам дела постановления по делу N А42-1454/2016 отклонено, так как данный судебный акт не обладает признаками преюдициальности в отношении рассматриваемого и содержит иную квалификацию нарушения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 17.06.2015 между ПАО "ЛЕНЭНЕРГО" и гр. Мольковой Л.И. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N ОД-ГтЭС-10834-15/17057-Э-15. В соответствии с пунктом 5 договора срок исполнения обязательств составил 6 месяцев, т.е. до 17.12.2015 года.
Сроки выполнения мероприятий по договорам об осуществлении технологического присоединения установлены пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). По состоянию на 13.05.2016 договор ПАО "ЛЕНЭНЕРГО" не исполнен, технологическое присоединение к сетям Общества жилого дома заявителя не осуществлено.
Полагая, что в действиях Общества содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, 13.05.2016 в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 33.
Постановлением N 40-05-Ш/16 от 19 мая 2016 года Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 руб.(штраф снижен на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Считая указанное постановление антимонопольного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности на основании статьи 9.21 КоАП РФ в редакции, действующей с 10.01.2016, не имелось, учитывая, что правонарушение совершено 17.12.2015 (срок исполнение договора).
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 3 и 6 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, в частности, не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
ПАО "Ленэнерго" является субъектом естественной монополии.
По смыслу приведенных положений установленный Правилами N 861 срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем нарушение Обществом срока технологического присоединения жилого дома Мольковой Л.И. к сетям Общества, установленного договором N ОД-ГтЭС-10834-15/17057-Э-15 до 17.12.2015.
Действительно, ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе к электрическим сетям установлена статьей 9.21 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ, действующего с 10.01.2016.
Правонарушение совершено Обществом 17.12.2015.
В силу части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2 статьи 1.7 КоАП).
На момент совершения Обществом административного правонарушения ответственность за аналогичное правонарушения была установлена статье 14.31 КоАП РФ.
Для применение ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ Управлению следовало определить, что размер штрафа, установленный на основании данной нормы, не ухудшает положение лица, совершившего правонарушение, по сравнению с санкцией статьи 14.31 КоАП РФ, однако оспариваемое постановление не содержит сравнительного анализа размера штрафа по статье 14.31 КоАП РФ и части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Кроме того, на основании ранее действовавшей нормы не была предусмотрена административная ответственность за повторное совершение правонарушения.
Учитывая изложенное, правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ административным органом не доказаны.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда от 13.09.2016 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 сентября 2016 года по делу N А56-37444/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37444/2016
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26884/16