01 декабря 2016 г. |
Дело N А84-2334/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Евдокимова И.В., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глазуновой М.М.,
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Тельнова Екатерина Павловна по доверенности от 12.01.2016 N 02, личность установлена по паспорту гражданин РФ,
от Акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького", Правительства города Севастополя, Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя": не явились, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 октября 2016 года по делу N А84-2334/2016 (судья Минько О.В.)
по заявлению Акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" (улица Новикова, дом 11, город Севастополь, 299042, ОГРН 1149204072181, ИНН 9202500450, КПП 920201001)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (улица Ленина, 2, город Севастополь, 299011, ОГРН 1149204004025)
заинтересованные лица:
Правительство города Севастополя (ул. Ленина, д. 2, город Севастополь, 299011),
Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя" (299029, г. Севастополь, ул. Н. Музыки, 88А, ОГРН 1159204004552)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
установил:
09.06.2016 Акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 29.04.2016 N 1443-РД в части включения в Реестр собственности города Севастополя здания общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Солнечная, 15, и закрепления его на праве хозяйственного ведения за ГУП города Севастополя" Управляющая компания "Общежития Севастополя".
15.06.2016 определением Арбитражного суда города Севастополя заявление принято к рассмотрению, привлечено к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Правительство города Севастополя, Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя".
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 05.10.2016 в удовлетворении требований Акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" - отказано.
Не согласившись с решением суда, Акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького", 20.10.2016 обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, вынести новое решение, которым удовлетворить заявление предприятия и признать недействительным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 1443-РД от 29.04.2016 в части включения в Реестр собственности города Севастополя здания общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Солнечная, 15, и закрепления его на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя".
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что здание общежития, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Солнечная, д. 15, принадлежит ПАО "Балаклавское РУ" на праве собственности согласно свидетельству о праве собственности, выданному 30.05.2016 Севреестром на основании свидетельства о праве собственности от 26.02.2010, соответственно вышеуказанный объект недвижимости не может быть отнесен к государственному имуществу города Севастополя. Порядок включения имущества в имущественную казну города Севастополя и полномочия Правительства Севастополя по управлению объектами имущественной казны определены статьями 5,16 Закона города Севастополя от 29.09.2015 N 179-ЗС "Об имущественной казне города Севастополя", согласно которым основанием для включения в имущественную казну города является договор купли-продажи, дарения, иные договоры о передаче имущества в собственность города Севастополя, и исключительно Правительство Севастополя может принимать решение о приобретении имущества для включения в состав имущественной казны. Однако, Правительство Севастополя не представило суду ни договора, заключенного между ПАО "Балаклавское РУ" и им на прием общежития в казну города Севастополя, ни соответствующего распорядительного акта, согласно которому в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Севастополя, принято решение о включении общежития в состав имущественной казны, и соответственно Департамент не имел право распоряжаться и управлять общежитием, которое не включено в имущественную казну города Севастополя. При вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не применены следующие нормы материального права, подлежащие применению: статья 1 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", пункты 1.1, 1.7, 2.3, 3.2, 4.2, 4.1 постановления Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 521-ПП.
27.10.2016 определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба Акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького" принята к производству; назначено судебное заседание на 28.11.2016.
В судебном заседании 28.11.2016 Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с требованиями апеллянта не согласно. Считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
28.11.2016 от Правительства Севастополя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание, назначенное на 28.11.2016 Акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького", Правительство города Севастополя, Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя" явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.
Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Согласно свидетельству о праве собственности, здание общежития по адресу: г.Севастополь, ул. Солнечная, 15, общей площадью 758,30 кв.м. принадлежит на праве собственности Акционерному обществу "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького", выданному 30.05.2016 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестром) на основании Свидетельства о праве собственности от 26.02.2010, Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета (т.1,л. 41).
В материалах дела содержатся следующие копии документов:
- обращение ЧАО "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" к Губернатору города Севастополя от 11.11.2014 N 2/2636 о рассмотрении вопроса о принятии в казну города Севастополя, числящегося на балансе общества здания общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Солнечная, 15 (т.1, л. 110);
- ответ на указанное обращение, согласно которому заявителю было предложено предоставить в Правительство Севастополя пакет документов, в том числе решение предприятия о передаче в собственность города Севастополя указанного объекта недвижимости (исх. 02-02/1935 от 05.05.2015) (т.1, л. 111);
- письмо в адрес начальника Главного управления имущественных и земельных отношений Правительства Севастополя от 07.08.2015 N 2/1821, которым сообщено обществом о проводимых действиях по внесению в Севреестр прав общества на указанное здание общежития(т.1, л. 112);
- письмо в адрес Директора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.10.2015 N 2/2235, которым направляет соответствующие документы, для достижения целей и задач безоплатной передачи здания общежития в собственность города (т.1, л. 113);
- письмо Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 08.09.2015 N 3820, которым у общества истребует дополнительную документацию, в рамках подготовки распорядительного документа(т.1, л. 114);
- письмо в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, депутата Законодательного собрания города Севастополя, Благодаревой Е.И. от 07.04.2016 N 2/607, которым общество просит рассмотреть вопрос о принятия имущества в казну города (т.1, л. 115).
29.04.2016 распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 1443-РД "О включении зданий общежитий в Реестр собственности города Севастополя и о закреплении зданий общежитий на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя" включено в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя здания общежитий, в том числе здания общежития, расположенного по адресу г. Севастополь, ул. Солнечная, 15 и закреплено за ГУП ГС "Управляющая компания "Общежития Севастополя".
Пунктом третьим и четвертым распоряжения управляющим компаниям предписано принять по актам приема-передачи указанное имущество и отделу реестра, учета и движения государственного Управления имущественных отношений Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя предписано внести соответствующую запись в Реестр собственности города Севастополя.
Не согласившись с законностью распоряжения N 1443-РД АО "Балаклавское РУ" обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд.
Таким образом, для признания судом ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Статьей 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Согласно пункту 3 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом. Пунктом 6 указанного решения предусмотрено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Частями 1, 2 статьи 3 Закона города Севастополя от 23.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" установлено, что город Севастополь не несет имущественную и иную ответственность по обязательствам:
- предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя", органов государственной власти, указанных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя";
- находящихся на территории города Севастополя представительств, филиалов, иных обособленных и структурных подразделений государственных предприятий, учреждений, организаций, учрежденных Украиной или с ее участием, имущество которых является имуществом города Севастополя.
Согласно части первой статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:
1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности;
2) право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя;
3) право коммунальной собственности территориальных громад признается правом собственности города Севастополя;
4) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя;
5) право коллективной собственности на землю признается правом частной собственности юридического лица.
В части второй статьи 31 Устава города Севастополя определено, что Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
В силу части второй статьи 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" правительство организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании вышеперечисленных правовых норм можно сделать вывод о том, что право государственной собственности на здания общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Солнечная, 15, и закрепления его на праве хозяйственного ведения за ГУП города Севастополя" Управляющая компания "Общежития Севастополя" возникло у субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя в силу закона.
В Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя 02.06.2014 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1149204004025, ИНН 9204002115, КПП 920401001.
Судом первой инстанции установлено, что Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя принято Распоряжение от 29.04.2016 N 1443-РД о включении в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города Севастополя здания общежитий, в том числе здания общежития, расположенного по адресу г. Севастополь, ул. Солнечная, 15 и закреплено за ГУП ГС "Управляющая компания "Общежития Севастополя".
Согласно пункту 1.1 положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 521-ПП (в редакции действовавшей на период сложившихся правоотношений), Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя представляет собой исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти.
К основным задачам департамента отнесены, в том числе проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции (пункты 2.1, 2.3 положения).
Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2 положения), а также передает в установленном порядке государственное имущество, находящееся в собственности города Севастополя, в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий (пункт 4.13 положения).
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что указанное имущество принадлежит на праве собственности АО "БРУ им. А.М. Горького", согласно свидетельству о праве собственности, выданному 30.05.2016 Севреестром на основании свидетельства о праве собственности от 26.02.2010, что подтверждает наличие у него прав на имущество к принятому Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя распоряжению N 1443-РД, равно как и отсутствие у Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя полномочий на распоряжение этим имуществом,
В соответствии с п.п. 1.1, 1.7, 2.3, 3.2, 4.2, 4.13 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 N 521 -ПП, Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение, распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, а также наделен полномочиями в установленном порядке передавать государственное имущество города Севастополя в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий.
Кроме того, на основании предоставленных АО "БРУ им. А.М. Горького" документов Департаментом в соответствии со своими полномочиями издано распоряжение от 29.04.2016 N 1443-РД, в том числе, о включении в Реестр собственности города Севастополя здания общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Солнечная, 15, и закрепления его на праве хозяйственного ведения за ГУП города Севастополя" Управляющая компания "Общежития Севастополя".
Судебная коллегия считает, обоснованным вывод суда первой инстанции, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в рамках реализации возложенных на него функций вправе был распорядиться имуществом, зданием общежития расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Солнечная, 15 посредством принятия решения в форме распоряжения.
Закон города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя" (далее - Закон N 56-ЗС) определяет основные принципы и правила управления государственным имуществом города Севастополя, включая объекты имущественной казны, и регулирует отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения таким имуществом, которые не урегулированы соответствующими законами города Севастополя и не относятся к средствам бюджета города Севастополя.
В силу статьи 3 Закона N 56-ЗС, от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Статьями 6 и 7 Закона N 56-ЗС определены сферы управления государственным имуществом города Севастополя Правительством Севастополя и полномочия исполнительных органов.
В соответствии со статьей 8 Закона N 56-ЗС определен учет в Реестре собственности города Севастополя объектов собственности города Севастополя.
Таким образом, имущество принято в казну города Севастополя на основании добровольного решения Совета директоров общества о даче согласия на безоплатную передачу в собственность города здания общежития.
Из системного анализа указанных выше норм права усматривается, что у Департамента по имущественным и земельным отношениям имелись полномочия для принятия оспоренного Распоряжения.
Кроме того, как усматривается из содержания заявления, единственным основанием для его подачи послужило то, что в результате издания уполномоченным органом Распоряжения N 1443-РД и закрепления соответствующего имущества на праве хозяйственного ведения за третьими лицами обществу созданы препятствия в распоряжении своим имуществом.
Судом первой инстанции установлено, что при включении имущества в казну города Севастополя с последним Правительством Севастополя не было заключено договора о передаче такого имущества, не оформлен акт приема-передачи. Однако каких-либо обращений в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям не предоставлено, заявитель не оспаривает процедуру безоплатной передачи имущества, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Солнечная, 15.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из положений статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 409-О, в результате пришел к выводу о выборе истцом ненадлежащего способа защиты права.
По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 АПК РФ, судебная защита нарушенных гражданских прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. Обращение в арбитражный суд не может заменить собой установленные законом процедуры по установлению, возникновению или прекращению прав.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения (пункт 36 Постановления Пленума N 10/22).
Признание права как способ защиты гражданских прав предусмотрено абзацем 2 статьи 12 ГК РФ. Признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие у истца с ответчиком спора о праве.
Таким образом, применительно к рассматриваемому делу, избранный заявителем способ защиты нарушенного права по требованию о признании недействительным распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, не соответствует нарушенному праву заявителя, и восстановление его права не влечет.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 29.04.2016 N 1443-РД в части включения в Реестр собственности города Севастополя здания общежития, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Солнечная, 15, и закрепления его на праве хозяйственного ведения за ГУП города Севастополя" Управляющая компания "Общежития Севастополя" соответствует действующему законодательству, вынесено в пределах полномочий и не нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной деятельности, подлежащих защите посредством судебного вмешательства применительно к статье 4 АПК РФ.
Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что приведенное правовое обоснование и мотивы заявителя по оспариванию ненормативного правового акта указывают на наличие спора о праве, суд апелляционной инстанции считает, что обществом избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, поскольку требование о признании недействительным ненормативного правового акта не направлено на восстановление права заявителя, в защиту которого подано настоящее заявление.
Изложенные обстоятельства в силу требований статей 198, 201 АПК РФ являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным ненормативного правового акта. Суд первой инстанции законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении его требований.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии со статьёй 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено.
В подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ установлено, что при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. При этом в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ закреплено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным размер подлежащей оплате государственной пошлины для организаций составляет 3 000,00 рублей.
Таким образом, за рассмотрение апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05 октября 2016 года по делу N А84-2334/2016 Акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" должно было уплатить 1 500,00 рублей государственной пошлины, в то время как им уплачено 3 000,00 рублей.
В связи с указанным, суд считает необходимым возвратить Акционерному обществу "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500,00 руб. за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 4431 от 18.10.2016.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.10.2016 по делу N А84-2334/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького" (улица Новикова, дом 11, город Севастополь, 299042; ОГРН 1149204072181 ИНН/КПП 9202500450/920201001) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500,00 руб. за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению N 4431 от 18.10.2016.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Евдокимов |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2334/2016
Истец: АО "Балаклавское управление им. А. М. Горького"
Третье лицо: ГУП города Севастополя "Управляющая компания "Общежития Севастополя", Правительство Севастополя, ГУП ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ОБЩЕЖИТИЯ СЕВАСТОПОЛЯ", ДЕПАРТАМЕНТ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Правительство города Севастополя