Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
30 ноября 2016 г. |
Дело N А56-31214/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пермяковой Е.П.
при участии в заседании:
от заявителя: Вереховская С.М. - по доверенности от 15.11.2016, Корниенко Л.П. - по доверенности от 28.07.2016, Корниенко С.Н. - по доверенности от 15.11.2016;
от заинтересованного лица: Лаврентьев В.Л. - по доверенности от 03.11.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26017/2017) КПК "Планета кредитов" на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2016 по делу N А56-31214/2016 (судья Градусов А.Е.), принятое
по заявлению КПК "Планета кредитов", место нахождения: 191025, г. Санкт-Петербург, Невский пр., д.51, кв.13, ОГРН 1117847168746;
к Северо-Западному Главному управлению Центрального Банка Российской Федерации, место нахождения: 191038, Санкт-Петербург, наб.реки Фонтанки, 68, 70-72-74;
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Кредитный потребительский кооператив "Планета кредитов" (далее - КПК "Планета кредитов", Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Северо-Западного Главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - СЗГУ ЦБ РФ, Управление) от 28.04.2016 N 40-16-Ю/0078/3110 о привлечении Кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части назначенного наказания, а именно заменить административный штраф в размере 50 000 руб. на предупреждение.
Решением суда от 08.08.2016 в удовлетворении заявления Кооператива отказано.
Не согласившись с принятым решением, Кооператив направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просил решение от 08.08.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, несмотря на наличие в действиях Кооператива формальных признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, имеются основания для изменения вида административного наказания с объявлением Кооперативу предупреждения или признания совершенного правонарушения малозначительным в связи с отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом первой инстанции при рассмотрении дела не была дана оценка того, что правонарушение совершено в период отсутствия деятельности Кооператива, заявитель привлечен к ответственности впервые, все правонарушения устранены до составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Управления доводы заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Кооператива несостоятельными.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, Межрегиональной инспекцией по Северо-Западному федеральному округу Главной инспекции Банка России по результатам проверки соблюдения КПК "Планета кредитов" требований Федерального закона от 07.08.2011 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закона N 115-ФЗ) составлен акт N А3НИ25-13/11ДСП от 27.01.2016, в котором, в том числе, отражено, что:
- в Кооперативе, осуществляющем прием пайщиков с 2011 года, отсутствовали правила внутреннего контроля, а также специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию (нарушение части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ);
- Кооператив не исполнил должным образом обязанность по проведению идентификационных мероприятий в отношении 70-ти пайщиков, 55 из которых приняты в Кооператив в период с 01.07.2015 по 15.01.2016 (нарушение пунктов 1.1., 2 части 1 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 7.3 Закона N 115-ФЗ, пункта 2.2 Положения ЦБ РФ N 444-П).
Усмотрев в действиях Кооператива признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, 18.04.2016 Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 40-16-Ю/0078/1020.
Постановлением СЗГУ ЦБ РФ от 28.04.2016 N 40-16-Ю/0078/3110 КПК "Планета кредитов" признана виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая постановление Управления незаконным в части назначенного наказания, Кооператив оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности Управлением состава административного правонарушения в действиях Кооператива, отсутствия нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, а также отсутствия оснований для освобождения последнего от административной ответственности.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, обязательный контроль (статья 4 Закона N 115-ФЗ).
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относятся кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации.
Согласно Уставу КПК "Планет кредитов" является организацией, оказывающей финансовую взаимопомощь членам кооператива (пайщикам) посредством: объединения паенакоплений и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива и иных денежных средств (пункт 1.1.1) и размещения денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива для удовлетворения их финансовых потребностей (пункт 1.1.2 ).
Следовательно, на Кооператив распространяются обязанности, установленные требованиями Закона N 115-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных потребительских кооперативов, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово- хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ (подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ мерам, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 7.3 Закона N115-ФЗ).
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Факт отсутствия у Кооператива правил внутреннего контроля, неисполнение последним обязанности по назначению специального должностного лица, ответственного за их реализацию, а также факт неисполнения обязанности по проведению идентификационных мероприятий в отношении 70-ти пайщиков установлен судом первой инстанции, подтверждается представленными в материалы дела доказательствам и не оспаривается заявителем, что в свою очередь образует в его действиях событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Кооперативом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств невозможности предотвращения правонарушения, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о доказанности Управлением в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, следует признать обоснованным.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение Управлением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Кооператив привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, назначенный штраф соответствует минимальному размеру санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что избранная административным органом мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Ссылаясь на то, что Кооператив впервые привлечен к административной ответственности, допущенные нарушения носят незначительный характер и не влекут за собой причинение ущерба третьим лицам, заявитель утверждает о необходимости замены административного штрафа на предупреждение.
Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В то же время состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ относится к наиболее тяжким, посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в связи с чем с учетом длительного периода бездействия Кооператива совершенное им правонарушение, безусловно, создало угрозу причинения вреда безопасности государства, а потому оснований для назначения КПК "Планета кредитов" наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случае не имелось.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, а также, учитывая непредставление заявителем в материалы дела доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, оснований для освобождения Кооператива от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ у суда первой инстанции также не имелось.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительным административным правонарушением является деяние, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
В данном случае пренебрежительное отношение Кооператива к исполнению обязанностей выразилось в непринятии мер по соблюдению требований Закона N 115-ФЗ в течение длительного времени (нескольких лет).
В свою очередь факт добровольного прекращения противоправного поведения не являются обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения, а в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывается при назначении административного наказания.
С учетом вышеприведенного, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 08.08.2016, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области следует оставить без изменения, а жалобу Кооператива - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2016 по делу N А56-31214/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу КПК "Планета кредитов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
И. Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31214/2016
Истец: КПК "Планета кредитов", Потребительский кооператив КРЕДИТНЫЙ "ПЛАНЕТА КРЕДИТОВ"
Ответчик: Северо-Западное Главное управление Центрального Банка РФ