Требование: о признании частично недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
01 декабря 2016 г. |
А73-9719/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от АО "ЕВРАЗ НМТП": не явились;
от Дальневосточного Управления Госжелдорнадзора: представителей Волченко Е.Г., Королева А.Г.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт"
на решение от 22.09.2016 по делу N А73-9719/2016
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению Акционерного общества "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт"
к Дальневосточному управлению государственного железнодорожного надзора
о признании частично недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" (ОГРН 1022500697471, ИНН 2508001449; далее - АО "ЕВРАЗ НМТП", общество, торговый порт) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 2 предписания Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) N Ж-27-127/01-Р от 08.04.2016.
Решением суда от 22.09.2016 в удовлетворении требования отказано по мотиву соответствия оспариваемого в части предписания действующему законодательству.
Не согласившись с данным судебным актом, обществом подана апелляционная жалоба, в которой указано на то, что торговый порт не осуществляет перевозку пассажиров и грузов и по смыслу Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N261-ФЗ), и по Уставу железнодорожного транспорта, не является перевозчиком, в связи с чем Приказ Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта" (далее - Приказ N13/11), к его деятельности неприменим.
24.11.2016 от общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представители управления не признали приведенные в жалобе доводы, считая решение суда законным.
Повторно изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы с учетом высказанных пояснений управления, Шестой арбитражный апелляционный суд оснований для удовлетворения заявленной жалобы и отмены решения суда не усмотрел в силу следующего.
Из материалов дела видно, что управлением проведена внеплановая выездная проверка общества, в результате которой выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о чем составлен акт проверки от 08.04.2016 N Ж-27-127/01-р.
По итогам проверки выдано предписание от 08.04.2016 N Ж-27-127/01-р, в соответствии с которым торговому порту предписано в срок 31.05.2016 устранить нарушения:
- пройти аттестацию исполнительным руководителям и специалистам, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения на железнодорожных путях необщего пользования (пункт 1);
- исполнительный руководитель и специалист (Шунин П.Н.), чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения на железнодорожных путях необщего пользования, не проходил аттестацию более 5 лет (пункт 2).
АО "ЕВРАЗ НМТП", считая названные пункты предписания незаконными, оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, арбитражный суд первой инстанции отказал в заявленном требовании ввиду отсутствия совокупности таких условий.
Возражения общества сводятся к несогласию с данным выводом суда.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Понятие перевозки грузов дается в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50, согласно которым это совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.
В ходе проверки управлением установлено, что в собственности АО "ЕВРАЗ НМТП" имеется путь необщего пользования, примыкающий к путям общего пользования, который используется для работ связанных с грузовыми операциями. Также установлено, что общество занимается работами по перегрузке грузов, являясь грузоотправителем или грузополучателем, то есть выполняет грузовые операции, тем самым осуществляя одну из составляющих перевозочного процесса, а значит является участником самого перевозочного процесса.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 17-ФЗ в случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
На основании пункта 2 статьи 20 этого Закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Таким образом, в силу вышеизложенных положений нормативных актов общество, как участник перевозочного процесса, обязано обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Приказом Минтранса N 13/11 утверждено Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.
Пунктом 2 данного Положения определено, что аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации
В соответствии с пунктом 3 аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет.
Наличие выявленных нарушений Приказа 13/11 подтверждено материалами дела. Следовательно, у надзорного органа имелись основания для выдачи обществу оспариваемого в части пунктов 1 и 2 предписания.
Поскольку первой инстанцией при рассмотрении дела установлены все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам, и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у арбитражного суда толкованию норм права, то оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Государственная пошлина в размере 1 500 рублей, в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.09.2016 по делу N А73-9719/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт" излишне уплаченную по платежному поручению от 11.10.2016 N 790 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9719/2016
Истец: АО "ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт"
Ответчик: Дальневосточное управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта