Требование: о взыскании долга, о взыскании неустойки
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Санкт-Петербург |
|
01 декабря 2016 г. |
Дело N А56-35793/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Антонов Р.М., по доверенности от 01.10.2015;
от ответчика: Егорова Т.Г., по доверенности от 05.07.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27483/2016) общества с ограниченной ответственностью "Сланцы-Водоканал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2016 по делу N А56-35793/2016 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "СЛАНЦЫ" (ОГРН: 1120280045599) к обществу с ограниченной ответственностью "Сланцы-Водоканал" (ОГРН: 1134707001219)
о взыскании 1 267 354 рублей 03 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СЛАНЦЫ" (далее - ООО "СЛАНЦЫ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с уточненным иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Сланцы-Водоканал" (далее - ООО "Сланцы-Водоканал") 1 228 000 рублей задолженности и 9 210 рублей 09 копеек неустойки.
Решением от 06.09.2016 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ООО "Сланцы-Водоканал" просит решение суда от 06.09.2016 отменить в части взыскания с него неустойки по пункту 30 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), которым установлена ответственность абонента за нарушение условий договора, в то время как ООО "Сланцы-Водоканал" присвоен статус гарантирующего поставщика и ответственность абонента на него не распространяется.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2016 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что между ООО "СЛАНЦЫ" (Предприятие) и ООО "Сланцы-Водоканал" (Организация ВКХ) заключен договор от 06.07.2015 N 65-06-0002 в редакции мирового соглашения от 28.12.2015, утвержденного определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2016 по делу N А56-53821/2015, в соответствии с которым Предприятие обязуется осуществлять прием на биологические очистные сооружения сточных вод организации, их очистку и сброс очищенных стоков в водный объект, а Организация обязуется оплачивать услуги в порядке, размере и сроки, предусмотренные настоящим договором. В отношении абонентов - юридических лиц Организация обязуется способствовать соблюдение нормативов по составу передаваемых на очистку сточных вод.
Предприятие в марте 2016 года оказало организация ВКХ услугу водоотведения по договору от 06.07.2015 N 65-06-0002 стоимостью 1 228 000 рублей (в неоплаченной части), что подтверждается Актом об оказании услуг водоотведения (очистка сточных вод), выставленным к оплате счетом-фактурой.
Просрочка оплаты услуг водоотведения в систему канализации Предприятия, в период март 2016 года послужила основанием для начисления Организации ВКХ 9 210 рублей 09 копеек общей неустойки в соответствии с пунктом 30 Правил N 644.
Суд иск удовлетворил. Решение обжаловано.
Суд апелляционной инстанции признал жалобу обоснованной и изменил решение ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Исходя из пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт оказания услуг по очистке сточных вод Организации ВКХ за мат 2016 года подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В обоснование требования о взыскании с ответчика 9 210 рублей 09 копеек неустойки Предприятие ссылается на пункт 30 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), согласно которому в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Между тем ООО "СЛАНЦЫ" не учло следующее.
Из пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что условие договора может быть предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 426 ГК РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе по энергоснабжению), признается публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Как следует из статьи 4, пункта 11 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению правил холодного водоснабжения и водоотведения, а также типового договора водоотведения. Названные правила должны определять положения, предусмотренные Законом N 416-ФЗ.
Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.2013 N 644 утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения, а постановлением от 29.07.2013 N 645 - типовой договор водоотведения. Возможность делегирования подобных полномочий была предметом оценки высшей судебной инстанции и нашла свое подтверждение (определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2010 N КАС09-661).
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (пункт 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ договор водоотведения является публичным договором.
Подпунктом 9 пункта 5 статьи 14 Закона 416-ФЗ предусмотрено, что ответственность сторон является существенным условием договора водоотведения.
Согласно пункту 8 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пункту 5 Правил N 644 договоры водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Довод Предприятия об отсутствии между сторонами договорных отношений и, как следствие, непризнании им себя абонентом, обязанным оплачивать оказанные услуги, надлежаще оценен апелляционным судом и обоснованно отклонен как противоречащий фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
В пункте 1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ дано понятие "абонент", которым является физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Из части 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ следует, что гарантирующая организация обязана оплачивать, в том числе услуги по очистке сточных вод по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 329, части 1 статьи 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, то есть денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Денежная сумма определяется законом или договором.
Реализуя свои полномочия, Правительство Российской Федерации установило ответственность в виде неустойки и определило ее размер в типовой форме договора водоотведения (пункты 53 - 55). Данное условие договора не может быть изменено по соглашению сторон.
Так, в пункте 30 Правил N 644, а также в пункте 55 типовой формы договора водоотведения установлено, что в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате организация водопроводно-канализационного хозяйства (истец) вправе потребовать от абонента (ответчика) уплаты неустойки в размере двукратной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 и статье 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
ООО "Сланцы-Водоканал" определена в качестве гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которым гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пункта 15 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, такой организацией признается ООО "СЛАНЦЫ"
В пункте 1 статьи 2 Закона N 416-ФЗ так же как и в Правилах N 167 дано понятие "абонент", которым является физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (п. 1 Правил).
ООО "Сланцы-Водоканал" договор на водоснабжение и водоотведение с ООО "Сланцы" не заключало. Между ними заключен договор на оказание услуг по очистке сточных вод. Данный вид договоров Правила холодного водоснабжения и водоотведения не регулируют. Поэтому ООО "Сланцы-Водоканал" не является абонентом ООО "СЛАНЦЫ", ответственность абонента по пункту 30 Правил холодного водоснабжения и водоотведения на него не распространяется. Очистка и сброс сточных вод в открытые водоемы регулируется нормами Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
Суд первой инстанции применил норму о водоотведении в централизованную систему водоотведения, не подлежащую применению к правоотношениям очистке и сбросу сточных вод, в открытые водоемы в связи с чем решение подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2016 по делу N А56-35793/2016 в части неустойки по пункту 30 Постановления Правительства от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сланцы-Водоканал" в пользу общества с ограниченной ответственностью "СЛАНЦЫ" 1 228 000 рублей долга, 25 183 рубля 23 копейки расходов по оплате госпошлины.
Во взыскании 9 210 рублей 09 копеек неустойки отказать
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СЛАНЦЫ" из федерального бюджета 301 рубль 54 копеек излишне уплаченной государственной пошлины за подачу искового заявления.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СЛАНЦЫ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сланцы-Водоканал" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35793/2016
Истец: ООО "СЛАНЦЫ"
Ответчик: ООО "СЛАНЦЫ-ВОДОКАНАЛ"