Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф09-12183/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: об изменении условий договора аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А50-18200/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е. В.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от истца открытого акционерного общества "Пермские сельские леса" (ИНН: 5905277174, ОГРН: 1105905002004) - Бушуева Е.И., доверенность от 25.10.2016, конкурсный управляющий Мартиросян М.Р.,
от ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ИНН: 5902293298, ОГРН: 1065902004354) - Баневская Е.Е., доверенность от 16.09.2016,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца открытого акционерного общества "Пермские сельские леса"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 сентября 2016 года
по делу N А50-18200/2016
принятое судьей Н.В. Гусельниковой
по иску открытого акционерного общества "Пермские сельские леса" к ответчику Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об изменении условий договора,
установил:
Открытое акционерное общество "Пермские сельские леса" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство, ответчик) об изменении условий договора аренды лесного участка от 29.12.2009 N 437 путем исключения приложения N 4 к нему.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.09.2016 исковые требования удовлетворены частично: из приложения N 4 договора аренды лесного участка от 29.12.2009 N 437 исключена ответственность за вид нарушения, указанного в пункте 1 "Оставление недорубов (в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках, за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10% от площади лесосеки). Лесосека считается начатая рубкой, а после истечения срока действия декларации к договору аренды - недорубом, если в ней срублено 5 и более куб. метров древесины". В удовлетворении остальной части отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа в удовлетворении исковых требований, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в оспариваемой части.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что истец признан несостоятельным (банкротом) и не способен удовлетворить требования кредиторов; имущественные права по договору аренды включены в конкурсную массу, исключение из договора положений об ответственности позволит продать права аренды по более высокой цене, между тем расторжение договора приведет к нарушению прав третьих лиц - кредиторов должника; процедура банкротства в силу ст.451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) относится к существенному изменению обстоятельств; установленная в договоре ответственность основана на нормах части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации, признанной неконституционной; одновременное применение административных штрафов и неустоек влечет двойную ответственность.
Представители истца в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ, в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, на основании протокола о результатах аукциона от 15.12.2009 N 3 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и ГКУП "Пермские сельские леса" ИНН 5905257837 (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 29.12.2009 N 437.
По данному договору арендатору предоставлен для заготовки древесины лесной участок площадью 14941 га, расположенный по адресу: Пермский край, Краснокамский муниципальный район, ГКУ "Закамское лесничество", Краснокамское участковое лесничество (бывшее Краснокамское) (кварталы и иные реквизиты участка перечислены в пункте 2 договора - л.д.26).
Данный договор имеет приложение N 4, которым предусмотрена неустойка за нарушения условий договора (л.д.37).
ГКУП "Пермские сельские леса" ИНН 5905257837 реорганизовано в форме преобразования в открытое акционерное общество "Пермские сельские леса", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 12.04.2010 внесена соответствующая запись.
На основании указа губернатора Пермского края N 53 от 05.07.2011 "О внесении изменений в указ губернатора Пермского края N 121 от 29.12.2007 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края было переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
На основании Постановления Правительства Пермского края N 756-п от 03.09.2012 "О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края", Министерство лесного хозяйства Пермского края реорганизовано в форме присоединения к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.05.2014 по делу N А50-15010/2012 Общество признано банкротом, в его отношении введена процедура конкурсного производства. Определением от 17.11.2015 конкурсным управляющим Общества назначен Мартиросян М.Р.
30.06.2016 истец обратился к ответчику по вопросу исключения из договора аренды приложения N 4 (л.д.57).
Отказ Министерства от 30.06.2016 г. (л.д.60) послужил истцу основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в исключении из условий договора приложения N 4 (за исключением пункта 1), исходил из того, что договор заключен в результате аукциона, банкротство истца не является основанием для изменения договора аренды лесного участка, установленная договором гражданско-правовая ответственность арендатора не противоречит законодательству.
Доводы жалобы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 названного Кодекса).
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 143-ФЗ).
Нормы главы 6 Лесного кодекса регулируют отношения по предоставлению гражданам и юридическим лицам в пользование лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 71 Лесного кодекса предусмотрено, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование в соответствии с положениями Лесного Кодекса. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено Лесным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Изменениями, внесенными в часть 2 статьи 74 Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ, исключение предусмотрено лишь для случая, указанного в части статьи 53.7 Лесного кодекса (если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора).
Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса дополнительно изменена, в связи с чем указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, в отсутствие указанных случаев (исключений из общего правила) закон не допускает возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона.
Поскольку рассматриваемый договор аренды лесного участка заключен по результатам аукциона и ни одного из случаев для изменения договора, предусмотренных Лесным кодексом, в настоящем случае не наступило, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Доводы истца о своем банкротстве, как существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (пункт 1 статьи 451 ГК РФ), отклонен, поскольку в рассматриваемом случае к правоотношениям по изменению договора подлежат применению специальные нормы, установленные Лесным кодексом.
Изложенные выводы подтверждаются позицией, указанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12157/13, определении Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2015 N 301-ЭС14-448.
Кроме того, возможность организации-банкрота продать право аренды лесного участка по более высокой цене не должно приводить к ухудшению положения иной стороны по договору, причем по отношению не к банкроту, а к потенциальному покупателю, который банкротом может и не являться.
Вопреки доводам жалобы, установленная договором гражданско-правовая ответственность арендатора не противоречит законодательству, в том числе Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 "О типовом договоре аренды лесного участка", на которое ссылается истец.
Ссылка на приложение N 4 к договору имеется в пункте 16, разделе IV договора "Ответственность сторон", то есть арендатор мог и должен был ознакомиться со всем условиями договора аренды до участия в конкурсе.
Иные доводы жалобы (о чрезмерности установленной договором неустойки, неконституционности части 2 статьи 99 Лесного кодекса, недопустимости двойной ответственности) не имеют отношения к рассматриваемому спору. Наличие оснований для применение конкретной санкции (штрафа) и ее снижения подлежит установлению по конкретному случаю нарушения условий договора с учетом обстоятельств и характера совершенного правонарушения.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу ст.110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб. относятся на истца. Поскольку ему при подаче жалобы предоставлена отсрочка уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с Общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 сентября 2016 года по делу N А50-18200/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Пермские сельские леса" (ИНН 5905277174, ОГРН 1105905002004) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18200/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 февраля 2017 г. N Ф09-12183/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ПЕРМСКИЕ СЕЛЬСКИЕ ЛЕСА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ