Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2017 г. N Ф06-18828/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А57-5777/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мухамбетовой Д.Ш.,
при участии в судебном заседании представителей заявителя: Шельпякова А.В., действующего на основании доверенности от 18 декабря 2015 года; государственной жилищной инспекции Саратовской области: Шапкиной Е.В., действующей на основании доверенности N 250-01-10 от 02 июня 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026 (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2016 года по делу N А57-5777/2016 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, ОГРН 1036405320456, ИНН 6453074026 (г. Саратов)
к государственной жилищной инспекции Саратовской области, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998 (г. Саратов),
обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭК", ОГРН 1156451007349, ИНН 6452115858 (г. Саратов),
о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области, выразившихся во включении в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат - ООО "ЖЭК" (ОГРН 1156451007349, ИНН 6452115858) и об обязании Государственной жилищной инспекции Саратовской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя
третье лицо: Антонов Николай Андриянович (г. Саратов),
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация товарищества собственников жилья Ленинского района (далее - заявитель, АТСЖ Ленинского района) обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - инспекция), выразившихся во включении в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат - ООО "ЖЭК". В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать государственную жилищную инспекцию Саратовской области в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исключив многоквартирный дом N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове из Реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом, управляемый ООО "ЖЭК", и включить многоквартирный дом N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельность по управлению которым осуществляется Ассоциацией ТСЖ Ленинского района; запретить ООО "ЖЭК" осуществлять деятельность по управлению общим имуществом, по обеспечению владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями, а также по осуществлению иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным жилым домом N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано. С Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского в доход федерального бюджета судебные расходы в сумме 9 000 рублей.
Ассоциация ТСЖ Ленинского района не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области в порядке ст. 262 АПК РФ представила отзыв и дополнительный отзыв на апелляционную жалобу, с апелляционной жалобой не согласилась, в ее удовлетворении просила отказать. Представитель инспекции в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебное заседание не явилось заинтересованное лицо - Антонов Николай Андриянович. О месте и времени судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением N 74280 о вручении почтового отправления 05 ноября 2016 года. Информация о публикации определения суда об отложении судебного заседания от 31 октября 2016 года размещена в сети интернет на сайте суда 01 ноября 2016 года, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов. Антонов Н.А. принимал участие в судебном заседании 03 октября 2016 года, что подтверждается протоколам судебного заседания от 03 октября 2016 года (т. 3, л.д. 85-87). Антонов Н.А. имел реальную возможность обеспечить свою явку либо явку своего представителя в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей заявителя и инспекции, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 24 августа 2015 года между Ассоциацией товариществ собственников жилья Ленинского района и собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 2 по 1-му пр. Строителей был заключен договор управления многоквартирным домом, согласно п. 8 которого следует, что договор заключен на срок с 01 сентября 2015 года по 31 августа 2020 года. Сведения о многоквартирном дому, находящимся в управлении у управляющей организации - АТСЖ Ленинского района внесены в реестр лицензий Саратовской области.
20 сентября 2015 года состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома N 2 по 1-му проезду Строителей, проведенное в форме заочного голосования (протокол N 4), из которого следует, что собственниками жилых помещений дома N 2 по 1-му проезду Строителей принято решение избрать способ управления домом - управление управляющей компанией ООО "ЖЭК", расторгнуть договор управления с ранее действующей управляющей организацией.
На основании указанного решения собственников помещений дома N 2 по 1-му проезду Строителей, ООО "ЖЭК"11 декабря 2015 года обратилось в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области с заявлением от о внесении изменений в реестр лицензий Саратовской области о включении сведения о доме N 2 по ул. 1-ый проезд Строителей в г. Саратове в раздел, включающий сведения о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ООО "ЖЭК".
На основании указанного заявления Государственная жилищная инспекция Саратовской области внесла сведения о многоквартирном жилом доме N 2 по 1-му проезду Строителей г. Саратова в реестр лицензий Саратовской области за управляющей организацией ООО "ЖЭК".
Полагая, что Государственная жилищная инспекция Саратовской области необоснованно внесла изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Саратовской области, исключив дом N 2 по 1-му пр. Строителей из перечня домов, которыми управляет Ассоциация и включив его в перечень домов, которыми управляет ООО "ЖЭК", АТСЖ Ленинского района обратилась в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со ст. 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу, что оспариваемое заявителем действие инспекции соответствует требованиям законодательства.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда, находит их не соответствующими положениям жилищного законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
На основании ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к выполнению договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Частью 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким органом является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), которое уполномочено установить порядок и сроки внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий.
В настоящее время условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации установлены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 N 41716, который действует с 23 апреля 2016 года.
Таким образом, действующей на момент обращения ООО "ЖЭК" в инспекцию с заявлением от 11 декабря 2015 года редакцией ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации не были установлены порядок и срок для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, Минстрой России в п. 1 письма от 05.08.2015 N 24430-АЧ/04 предложил до утверждения такого документа прикладывать к заявлению лицензиата копии протокола общего собрания и договора управления, подписанного в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора обязан проверить полноту и достоверность сведений, опираясь, в том числе, на информацию, раскрытую в соответствии с лицензионными требованиями.
Как следует из содержания ч. 4 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, АТСЖ Ленинского района с заявлением об исключении спорного дома из реестра лицензий не обращалось, на дату исключения спорного многоквартирного дома из реестра лицензий Ассоциации договор управления соответствующим многоквартирным домом недействительным в установленном законом порядке не признан, доказательства отказа собственников помещений в многоквартирных жилых домах в одностороннем порядке от заключенного договора управления отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у инспекции не имелось оснований для исключения сведений о многоквартирном дом N 2 по 1-му проезду Строителей г. Саратова из реестра лицензий.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области, самостоятельно сделав вывод по результатам рассмотрения поступившего от ООО "ЖЭК" заявления, исключила из реестра лицензий сведения об управлении заявителем (АТСЖ Ленинского района) спорного дома, в нарушение предоставленных ей полномочий.
Действия инспекции по внесению изменений в реестр лицензий сведений об указанном выше многоквартирном доме, в отношении которого управляющая компания осуществляет деятельность, следует признать неправомерными.
Как следует из материалов дела и пояснил представитель инспекции, на инспекцию не возложена обязанность проверять атрибуты представленных документов, формальные признаки проведения собрания собственников жилых помещений, кворум собрания.
Суд первой инстанции с учетом того, что собрание собственников жилых помещений, оформленное протоколом от 20 сентября 2015 года (т. 1, л.д. 33), не признано недействительным, согласился с такой позицией Государственной жилищной инспекции Саратовской области.
Суд апелляционной инстанции установил, что на момент принятия судом решения, последний располагал сведениями о том, что в производстве Ленинского районного суда имеется гражданское дело по иску о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 2 по 1-му проезду Строителей в г. Саратове, проведенного в форме заочного голосования и оформленного по его итогам протоколом N 4 от 20 сентября 2015 года (исковое заявление в т. 3 на л.д. 18-23, извещение Ленинского районного суда т. 3, л.д. 17).
Заявитель по настоящему делу обратился в суд с ходатайством о приостановлении производства по делу в связи в рассмотрением Ленинским районным судом дела об оспаривании решения собственников от 20 сентября 2015 года, что нашло отражение в протоколе судебного заседания от 2 июня 2016 года (т. 3, л.д. 32-35).
Суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства. Вместе с тем сделал немотивированный преждевременный вывод о том, что решение собрания собственников от 20 сентября 2015 года не признано недействительным.
Суду апелляционной инстанции подателем апелляционной жалобы представлено решение Ленинского районного суда г. Саратова от 21 июля 2016 года, которым признано недействительным решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 2 про 1-му проезду Строителей в г. Саратове в форме заочного голосования, оформленного по его итогам протоколом N 4 от 20 сентября 2015 года.
Таким образом, до принятия апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции, имелся судебный акт суда общей юрисдикции, признавший недействительным решение собрания собственников помещений от 20 сентября 2015 года, явившееся единственным основанием для внесения соответствующих сведение в реестр лицензий.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решение Ленинского районного суда г. Саратова от 21 июля 2016 года оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 19 октября 2016 года N 33-8048 и вступило в законную силу.
Судебными актами судов общей юрисдикции установлено, что при проведении заочного собрания, по результатам которого составлен протокол N 4 от 20 сентября 2015 года отсутствовал кворум, необходимый для принятия решений, не представлены доказательства уведомления всех собственников помещений многоквартирного дома о проведении заочного собрания, в представленных бюллетенях отсутствует дата их заполнения и дата их сбора.
Указанные обстоятельства инспекция имела возможность и должна была проверить, в том числе исходя из запрошенных ею 29 декабря 2015 года документов и сведений.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание и на то обстоятельство, что АТСЖ Ленинского района имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 064-000149 от 30 апреля 2015 года, сведения о многоквартирном доме 2 по 1-му проезду Строителей в г. Саратове внесены в реестр лицензии АТСЖ Ленинского района с 01 сентября 2015 года, договор между собственниками помещений и Ассоциацией заключен 24 августа 2015 года во исполнение решения собрания собственников от 21 августа 2015 года (т. 1, л.д. 17-31).
11 декабря 2015 года с заявлением о включении дома в реестр лицензии ООО "ЖЭК" на основании решения о выборе способа управления домом от 20 сентября 2015 года обратилось ООО "ЖЭК".
29 декабря 2015 года государственная жилищная инспекция Саратовской области, рассмотрев заявление ООО "ЖЭК" о включении дома 2 по 1-му проезду Строителей в г. Саратове в реестр лицензий, уведомило ООО "ЖЭК" о необходимости предоставления сведений о принадлежащих лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, уведомления собственников помещений о проведении общего собрания (реестр, сведения об отправке заказных писем), данные об инициаторе проведения собрания (учредителе), протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме проводимого в очной форме голосования по вопросам поставленным в протоколе N 4 от 20 сентября 2015 года, сведения об обжаловании решения общего собрания собственников в суд.
Действия инспекции по направлению ООО "ЖЭК" 29 декабря 2015 года запроса N 4674-01-15 об истребовании дополнительных сведений соответствовали смыслу ч. 3 ст. 198 ЖК РФ и разъяснениям, содержащимся в письме Минстроя России от 05.08.2015 N 24430-АЧ/04, нашедшим отражение в утвержденном Порядке и сроках внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года N 938/пр).
Не получив, сведения, указанные в письме от 29 декабря 2015 года N 4674-01-15, инспекция 05 февраля 2015 года уведомила ООО "ЖЭК" о внесении многоквартирного дома N 2 по 1-му проезду Строителей г. Саратова в реестр лицензий Саратовской области за управляющей организацией ООО "ЖЭК".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что инспекцией нарушен порядок проведения проверок.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Частью 4.2 указанной статьи установлено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований, в том числе к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют, в том числе право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На основании п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора правления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
В Письме Минстроя России от 24.02.2015 N 4745-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" указано, что в случае принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления собственники уведомляют орган ГЖН письменным заявлением с приложением копии протокола общего собрания.
Если решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления принимались путем проведения заочного голосования, орган ГЖН вправе запросить у собственников подтверждение кворума общего собрания в форме совместного присутствия по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления и решение о проведении общего собрания в форме заочного голосования с аналогичной повесткой дня, реестр отправки заказных писем с сообщением о ведении общего собрания в форме заочного голосования, ведомость вручения сообщений о введении общего собрания в форме заочного голосования собственникам под роспись, решения собственников в форме заочного голосования, копию протокола общего собрания в форме заочного голосования по указанным вопросам, подтверждение размещения уведомлений собственников об итогах его собрания, проведенного в форме заочного голосования.
Направив в адрес ООО "ЖЭК" 29 декабря 2015 года письмо N 4674-01-15 о представлении дополнительных сведений и документов, необходимых для рассмотрения заявления общества о внесении изменений в реестр лицензий Саратовской области, инспекция, по мнению суда апелляционной инстанции, инициировала проверку правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае у инспекции отсутствовала информация о прекращении или расторжении договора управления, заключенного с АТСЖ Ленинского района. В связи с чем, у инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области отсутствовали основания для исключения из реестра лицензий сведений об управлении АТСЖ Ленинского района спорным многоквартирным домом.
В соответствии с п. 8 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Согласно ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Односторонний отказ управляющей организации от исполнения договора управления многоквартирным домом, действующим законодателем не предусмотрен.
Соглашение сторон о прекращении управления многоквартирными домами, расторжении договора управления многоквартирным домом отсутствует.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области без надлежащих на то оснований исключила из реестра лицензий сведения об управлении заявителем спорным домом, превысив свои полномочия.
При указанных обстоятельствах инспекцией нарушены требования ст. 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем оспариваемые действия нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Установив незаконность действий и нарушение прав заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене судебного акта и принятию по делу решения об удовлетворении заявленного требования о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Саратовской области, выразившегося во включении в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат - ООО "ЖЭК".
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать государственную жилищную инспекцию Саратовской области в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исключив многоквартирный дом N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове из Реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом, управляемый ООО "ЖЭК", и включить многоквартирный дом N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельность по управлению которым осуществляется Ассоциацией ТСЖ Ленинского района; запретить ООО "ЖЭК" осуществлять деятельность по управлению общим имуществом, по обеспечению владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями, а также по осуществлению иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным жилым домом N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
В числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в гл. 24 АПК, не указана необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемым актом, решением, действием, бездействием. Согласно п. п. 3, 5 ч. 1 ст. 199 АПК заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом, решением, действием, бездействием, и предъявить требование о признании акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными. Согласно ст. 13 ГК в случае признания акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК.
Если заявитель не указал конкретного способа защиты, а суд обязан указать на это в решении в силу императивного предписания закона, то суд сам определяет надлежащий, по его мнению, способ защиты нарушенного права. Если же заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд, установив, что данный способ ненадлежащий, должен применить надлежащий способ защиты. Формулировки п. 3 ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК в их взаимосвязи с п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 199 АПК указывают на применение судом надлежащего способа защиты, даже если истец и вовсе не указывал этого в своем заявлении либо указывал неверно.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что права заявителя подлежат восстановлению путем обязания государственной жилищной инспекции Саратовской области в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда внести изменения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исключив многоквартирный дом N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове из Реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом управляемый обществом с ограниченной ответственностью "ЖЭК" и включить многоквартирный дом 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельность по управлению которым осуществляется ассоциацией товарищества собственников жилья Ленинского района.
Требование о запрете ООО "ЖЭК" осуществлять деятельность по управлению общим имуществом, по обеспечению владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями, а также по осуществлению иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным жилым домом N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове не направлено на восстановление нарушенного инспекцией права заявителя. Самостоятельных требований к ООО "ЖЭК" АТСЖ Ленинского района не заявляло, гражданско-правовой спор между двумя хозяйствующими субъектами судом не рассматривался.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и суд находит их обоснованными. Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводам, не соответствующим фактическим материалам дела, не установил всех обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильно применил нормы материального права, регулирующие порядок ведения реестра лицензий субъекта Российской Федерации". При этом нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, суд не допустил.
Придя к выводу об отмене обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции принимает по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 11 июня 2016 года по делу N А57-5777/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным действие государственной жилищной инспекции Саратовской области, выразившееся во включении в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат - общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК".
Обязать государственную жилищную инспекцию Саратовской области в течение десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда внести изменения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, исключив многоквартирный дом N 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове из Реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, как дом управляемый обществом с ограниченной ответственностью "ЖЭК" и включить многоквартирный дом 2 по 1-му пр. Строителей в г. Саратове в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельность по управлению которым осуществляется ассоциацией товарищества собственников жилья Ленинского района.
Возвратить ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района (г. Саратов) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, уплаченную по платежному поручению от 18 июля 2016 года N 857308.
Взыскать с государственной жилищной инспекции Саратовской области в пользу ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района судебные расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5777/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2017 г. N Ф06-18828/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района, Ассоциация ТСЖ Ленинского района
Ответчик: Антонов Николай Андриянович, Государственная жилищная инспекция Саратовской области, ООО "ЖЭК"
Третье лицо: Антонов Н. А., Антонов Н.А.
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9442/17
03.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-18828/17
02.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7421/16
11.06.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5777/16