город Омск |
|
02 декабря 2016 г. |
Дело N А46-6160/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13851/2016) публичного акционерного общества "Омскшина" (далее - ПАО "Омскшина", Общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 21.09.2016 по делу N А46-6160/2016 (судья Храмцов К.В.), принятое
по заявлению ПАО "Омскшина" (ИНН 5506007419, ОГРН 1025501244779)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление, регистрирующий орган),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрации Октябрьского административного округа г. Омска,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
от ПАО "Омскшина" - Исакова Е.Б. по доверенности N 01/150 от 22.12.2015 сроком действия по 31.12.2016 (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Росреестра по Омской области - Аверенина А.Д. по доверенности N 56 от 05.07.2016 сроком действия по 31.12.2016 (удостоверение);
от Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Администрации Октябрьского административного округа г. Омска - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
публичное акционерное общество "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации N 55/201/031/2015-8395 (от 02.02.2016 N 04/4333) и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество: квартира N 12, назначение: жилое, общей площадью 52,0 кв.м., этаж N 4, кадастровый номер 55:36:120308:4762, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 12; квартира N 13, назначение: жилое, общей площадью 30,1 кв.м., этаж N 3, кадастровый номер 55:36:120308:4758, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 13, в установленный законом срок. По данному заявлению определением Арбитражного суда Омской области от 05.05.2016 возбуждено производство по делу N А46-6160/2016.
ПАО "Омскшина" также обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Росреестра по Омской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации N 55/201/031/2015-8400 (от 02.02.2016 N 04/4334) и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество: квартира N 14, назначение: жилое, общей площадью 30,3 кв.м., этаж N 3, кадастровый номер 55:36:120308:4759, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 14, в установленный законом срок. По данному заявлению определением Арбитражного суда Омской области от 10.05.2016 возбуждено производство по делу N А46-6158/2016.
ПАО "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Росреестра по Омской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации N 55/201/031/2015-8364 от 27.01.2016 (от 01.02.2016 N 04/4171) и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество: квартира N 5, назначение: жилое, общей площадью 47,7 кв.м., этаж N 3, кадастровый номер 55:36:120308:4757, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 5; квартира N 6, назначение: жилое, общей площадью 35,9 кв.м., этаж N 3, кадастровый номер 55:36:120308:4475, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 6; квартира N 7, назначение: жилое, общей площадью 63,3, кв.м., этаж N 4, кадастровый номер 55:36:120308:4474, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 7, в установленный законом срок. Определением Арбитражного суда Омской области от 10.05.2016 возбуждено производство по делу N А46-6159/2016.
ПАО "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Росреестра по Омской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации N 55/201/031/2015-8337 от 27.01.2016 (от 29.01.2016 N 06/3906) и об обязании Управления внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении права на объект недвижимого имущества: "Строение ЖКО, пожарное депо, состоящее из четырехэтажного здания с четырьмя одноэтажными пристройками общей площадью 3 144,9 кв.м., литеры А, А1, А2, А3, А4, кадастровый номер 55:36:120308:3158, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 6-я Шинная, д. 6, и осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество: нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 934,4 кв.м., этаж: подвал 1, 2, 3, 4, кадастровый номер 55:36:120308:3914, расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 6-я Шинная, д. 6, пом. 1П; нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 1 481,4 кв.м., этаж N 1, 2, 3, 4, кадастровый номер 55:36:120308:3915, расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 6-я Шинная, д. 6, пом. 2П., в установленный законом срок. На основании данного заявления определением Арбитражного суда Омской области от 10.05.2016 возбуждено производство по делу N А46-6161/2016.
ПАО "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Росреестра по Омской области о признании незаконными отказов в государственной регистрации N 55/201/031/2015-8392, 8390, 8385, 8382 от 02.02.2016 (от 02.02.2016 N 04/4332) и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество: квартира N 11, назначение: жилое, общей площадью 56,5 кв.м., этаж N 4, кадастровый номер 55:36:120308:4763, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 11; квартира N 10, назначение: жилое, общей площадью 62,5 кв.м., этаж N 2, кадастровый номер 55:36:120308:4472, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 10; квартира N 9, назначение: жилое, общей площадью 35,6, кв.м., этаж N 4, кадастровый номер 55:36:120308:4461, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 9; квартира N 8, назначение: жилое, общей площадью 48,3 кв.м., этаж N 4, кадастровый номер 55:36:120308:4477, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 8, в установленный законом срок. Определением Арбитражного суда Омской области от 10.05.2016 возбуждено производство по делу N А46-6162/2016.
Также ПАО "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Росреестра по Омской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации N 55/201/031/2015-8364 от 27.01.2016 (от 01.02.2016 N 04/4171) и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество: квартира N 14, назначение: жилое, общей площадью 62,4 кв.м., этаж N 3, кадастровый номер 55:36:120308:4476, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 4, в установленный законом срок. Определением Арбитражного суда Омской области от 05.05.2016 возбуждено производство по делу N А46-6163/2016.
Кроме того, ПАО "Омскшина" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Росреестра по Омской области о признании незаконными отказов в государственной регистрации N 55/201/031/2015-8346, 8354, 8357 (от 02.02.2016 N 04/4321) и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество: квартира N 1, назначение: жилое, общей площадью 63,0 кв.м., этаж N 2, кадастровый номер 55:36:120308:4746, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 11; квартира N 2, назначение: жилое, общей площадью 46,2 кв.м., этаж N 2, кадастровый номер 55:36:120308:4473, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 2; квартира N 3, назначение: жилое, общей площадью 34,4, кв.м., этаж N 2, кадастровый номер 55:36:120308:4747, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. 6-я Шинная, д. 6, кв. 3, в установленный законом срок. В связи с подачей указанного заявления определением Арбитражного суда Омской области от 10.05.2016 возбуждено производство по делу N А46-6164/2016.
В соответствии с положениями статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Арбитражного суда Омской области от 01.06.2016 перечисленные выше дела N А46-6158/2016, N А46-6159/2016, N А46-6160/2016, N А46-6161/2016, N А46-6162/2016, N А46-6163/2016, N А46-6164/2016 объединены в одно производство для совместного рассмотрения; объединенному делу присвоен номер А46-6160/2016.
Определениями Арбитражного суда Омской области от 08.08.2016, от 21.08.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска и Администрация Октябрьского административного округа г. Омска соответственно.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.09.2016 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) является законным и достаточным основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности, поскольку реконструкция спорных объектов недвижимости не является исключением из общего правила о её осуществлении только на основании соответствующего разрешения, и из того, что сам факт выполнения реконструкции соответствующих объектов недвижимости подтверждается материалами дела.
Суд первой инстанции указал, что произведенные заявителем изменения конструктивных элементов здания должны были осуществляться на основании разрешения на строительство (реконструкцию), однако согласно данным Департамента строительства Администрации города Омска за период с января 2006 года по октябрь 2015 года разрешение на ввод объекта, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 6 Шинная, 6, в эксплуатацию не выдавалось, в казенном учреждении Омской области "Исторический архив Омской области" документы о вводе в эксплуатацию построек литера A3 (1982 год), литера А4 (1983 года) также отсутствуют, в связи с чем, регистрирующий орган правомерно отказал в осуществлении соответствующих регистрационных действий.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель настаивает на том, что ПАО "Омскшина" является собственником объекта недвижимости - строения ЖКО, пожарное депо, состоящего из четырехэтажного здания с четырьмя одноэтажными пристройками, литеры А, А1, А2, А3, А4, а также собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:120306:9, и на том, что демонтаж внутренних перегородок и монтаж новых перегородок, который был выполнен Обществом в соответствующих зданиях, не требует получения разрешения на строительство, поскольку в указанном случае изменение объектов капитального строительства не затрагивало конструктивные и других характеристики их надежности и безопасности. Общество отмечает, что все произведенные в жилых помещениях изменения были согласованы с органом местного самоуправления и не превышали предельные параметры разрешенной реконструкции, и что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в результате произведенных изменений оказано влияние на надежность и безопасность объектов капитального строительства либо его частей.
Заявитель обратил внимание на то, что все изменения помещений в строении выполнены ПАО "Омскшина" до 2010 года и зафиксированы в исследованном в ходе рассмотрения дела техническом паспорте объекта по состоянию на 2009 год, поэтому ссылки на приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 являются несостоятельными, и на то, что изначально спорный объект недвижимого имущества строился и вводился в эксплуатацию как пожарное депо с жилой частью, при этом какой-либо реконструкции такого объекта из нежилого здания в многоквартирный дом не производилось.
В судебном заседании представитель ПАО "Омскшина" поддержал требования и доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения заявленных по существу требований.
Представитель Управления Росреестра по Омской области в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде выразил несогласие с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска и Администрация Октябрьского административного округа г. Омска извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, письменные отзывы на жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства по делу не заявили.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие указанных выше лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением исполнительного комитета Омского городского Совета народных депутатов от 29.06.1979 N 230-13 утвержден акт государственной приемочной комиссии от 22.06.1979 о вводе в эксплуатацию пожарного депо на 6 автомашин и жилой части полезной площадью 826,4 кв.м., жилой площадью 576,4 кв.м. по ул. 6-я Шинная, 6, построенного трестом N 3 по титулу объединении "Омскшина".
На основании плана приватизации ПО "Омскшина", утвержденного 23.12.1992 распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом N 1160-р от 21.12.1992, за ОАО "Омскшина" зарегистрировано право собственности на строение: ЖКО, пожарное депо, состоящее из четырехэтажного здания с четырьмя одноэтажными пристройками, общей площадью 3144,9 кв.м., литеры А, А1, А2, А3, А4, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 6-я Шинная, д. 6 (свидетельство о государственной регистрации права серии АА N 132958).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 798939 от 23.10.2008 Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 10858 кв.м., расположенный по адресу: г. Омск, ул. 6-я Шинная, д. 6.
В 2012 и 2013 годах из состава вышеуказанного строения: ЖКО, пожарное депо, выделены и поставлены на кадастровый учет следующие нежилые и жилые помещения:
- нежилое помещение, общей площадью 934,4 кв.м., этаж: подвал, 1, 2, 3, 4, кадастровый номер 55:36:120308:3914, расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 6 Шинная, д.6, пом. 1П;
- нежилое помещение, общей площадью 1 481,4 кв.м., этаж: 1, 2, 3, 4, кадастровый номер 55:36:120308:3915, расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. 6 Шинная, д.6, пом. 2П;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 46,2 кв.м., этаж N 2, кадастровый номер 55:36:120308:4473, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 2;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 62,4 кв.м., этаж N 3, кадастровый номер 55:36:120308:4476, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 4;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 35,9 кв.м., этаж N 3, кадастровый номер 55:36:120308:4475, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 6;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 63,3 кв.м., этаж N 4, кадастровый номер 55:36:120308:4474, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 7;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 48,3 кв.м., этаж N 4, кадастровый номер 55:36:120308:4477, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 8;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 35,6 кв.м., этаж N 4, кадастровый номер 55:36:120308:4461, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 9;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 62,5 кв.м., этаж N 2, кадастровый номер 55:36:120308:4472, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 10.
С целью выделения из строения: ЖКО, пожарное депо, квартир N 1, 3, 5, 10, 11, 12, 13, 14 и постановки таких квартир на кадастровый учет ПАО "Омскшина" обратилось в Администрацию города Омска с заявлениями о согласовании работ по перепланировке и переустройству жилых помещений (квартир) N 1, 3, 5, 10, 11, 12, а также с заявлениями о переводе двух нежилых помещений в жилые (квартиры) N 13, 14.
По заявлениям Общества Администрацией города Омска приняты следующие распоряжения:
- от 06.05.2014 N 211-р и N 212-р "О переводе нежилого помещения, расположенного на третьем этаже в доме N 6 по улице 6-я Шинная в Октябрьском административном округе города Омска, в жилое помещение";
- от 28.01.2014 N 39-р "О согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения - квартиры N 1, расположенной в доме N 6 по улице 6-я Шинная в Октябрьском административном округе города Омска";
- от 28.01.2014 N 28-р "О согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения - квартиры N 3, расположенной в доме N 6 по улице 6-я Шинная в Октябрьском административном округе города Омска";
- от 06.05.2014 N 213-р "О согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения - квартиры N 5, расположенной в доме N 6 по улице 6-я Шинная в Октябрьском административном округе города Омска";
- от 28.01.2014 N 38-р "О согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения - квартиры N 10, расположенной в доме N 6 по улице 6-я Шинная в Октябрьском административном округе города Омска";
- от 01.09.2014 N 445-р "О согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения - квартиры N 12, расположенной в доме N 6 по улице 6-я Шинная в Октябрьском административном округе города Омска".
На основании указанных распоряжений, а также актов о вводе объекта в эксплуатацию от 26.02.2014, от 21.07.2014, от 29.10.2014, от 01.09.2014, выданных Администрацией Октябрьского административного округа г. Омска, на кадастровый учет поставлены следующие объекты недвижимости:
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 63,0 кв.м., этаж N 2, кадастровый номер 55:36:120308:4746, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 1;
- квартира, назначение: нежилое, общая площадь 34,4 кв.м., этаж N 2, кадастровый номер 55:36:120308:4747, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 3;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 47,7 кв.м., этаж N 3, кадастровый номер 55:36:120308:4757, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 5;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 52,0 кв.м., этаж N 4, кадастровый номер 55:36:120308:4762, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 12;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 30,1 кв.м., этаж N 3, кадастровый номер 55:36:120308:4758, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 13;
- квартира, назначение: жилое, общая площадь 30,3 кв.м., этаж N 3, кадастровый номер 55:36:120308:4759, расположенная по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, кв. 14.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 23.07.2015 по делу N А46-4546/2015 жилое помещение - квартира N 11 в доме N 6 по ул. 6-я Шинная в городе Омске, общей площадью 56,5 кв. метров (назначение: жилое, этаж N 4, кадастровый номер 55:36:120308:4763), сохранено в перепланированном и перестроенном состоянии.
При обращении заявителя в Управление Росреестра по Омской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности ПАО "Омскшина" на вышеуказанные жилые и нежилые помещения регистрирующим органом отказано в регистрации таких прав со ссылкой на абзацы четвертый, восьмой, тринадцатый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также в связи с тем, что ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав.
Соответствующие отказы изложены в направленных в адрес Общества сообщениях Управления Росреестра по Омской области N 55/201/031/2015-8395 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8400 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8364 от 01.02.2016, N 55/201/031/2015-8337 от 27.01.2016, N 55/201/031/2015-8392,8390,8385,8382 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8364 от 27.01.2016, N 55/201/031/2015-8346,8354,8357 от 02.02.2016.
Полагая, что изложенные в сообщениях N 55/201/031/2015-8395 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8400 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8364 от 01.02.2016, N 55/201/031/2015-8337 от 27.01.2016, N 55/201/031/2015-8392,8390,8385,8382 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8364 от 27.01.2016, N 55/201/031/2015-8346,8354,8357 от 02.02.2016 отказы Управления в государственной регистрации права собственности на перечисленные выше объекты, расположенные по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права ПАО "Омскшина", как собственника соответствующего здания и земельного участка, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
21.09.2016 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Применительно к данной ситуации это означает, что если законность и обоснованность совершения действия должен доказывать орган государственной власти (орган местного самоуправления), то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу положений пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 5 той же статьи отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Пунктом 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с названным Кодексом и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определена как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Пунктом 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
Согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами.
При этом пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ определено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном названным Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Таким образом, для государственной регистрации права собственности на новый объект (который может быть образован, в том числе, путем выделения помещений из состава здания) заявителем должны быть представлены разрешения на строительство (реконструкцию) и на ввод объекта в эксплуатацию, а также правоустанавливающий документ на земельный участок.
Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлены пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В частности, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац четвертый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ); правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац восьмой пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества - нежилые и жилые помещения в составе здания, расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6.
При этом основанием для отказа в государственной регистрации прав собственности на такие объекты в соответствии с сообщениями Управления Росреестра по Омской области N 55/201/031/2015-8395 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8400 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8364 от 01.02.2016, N 55/201/031/2015-8337 от 27.01.2016, N 55/201/031/2015-8392,8390,8385,8382 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8364 от 27.01.2016, N 55/201/031/2015-8346,8354,8357 от 02.02.2016, послужило непредставление Обществом разрешений на реконструкцию и на ввод реконструированного объекта (нежилого здания пожарного депо в многоквартирный дом) в эксплуатацию и отсутствие сведений о наличии таких документов в органах государственной власти или органах местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы заявителя, приведенные в обоснование заявленного требования о признании незаконными соответствующих отказов в государственной регистрации прав, и возражения регистрирующего органа, а также проанализировав содержание представленных в материалы дела документов в их совокупности и взаимосвязи между собой и с положениями действующего законодательства, приходит к выводу о законности оспариваемых решений, по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае ПАО "Омскшина" обратилось с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на здание с кадастровым номером 55:36:120308:3158 и о государственной регистрации права собственности на находящиеся в таком здании нежилые и жилые помещения (квартиры).
При этом на государственную регистрацию представлен кадастровый паспорт от 12.10.2015 на объект с кадастровым номером 55:36:120308:3158, наименование: многоквартирный жилой дом, назначение: многоквартирный дом, площадью 3144,9 кв.м., в то время как в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о государственной регистрации права собственности на объект с кадастровым номером 55:36:120308:3158: нежилое здание ЖКО, пожарное депо, назначение: нежилое.
Таким образом, с момента государственной регистрации права на здание с кадастровым номером 55:36:120308:3158 его собственником осуществлен кадастровый учет изменения назначения такого здания с "нежилого здания" на "многоквартирный дом".
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся жилые дома, квартиры, комнаты.
При этом квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Буквальное толкование процитированных положений действующего жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что жилые помещения в виде квартир могут находиться только в многоквартирном доме, при этом строение признается многоквартирным домом только при условии соблюдения требований, предъявляемых к нему законодательством.
Иными словами, выделение в составе строения квартир, как отдельных жилых помещений, возможно только после реконструкции строения с целью изменения назначения его использования на многоквартирный дом.
При этом довод заявителя о том, что в спорном здании всегда имелись отдельные жилые помещения - квартиры, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не подтвержденный документально, поскольку документы, подтверждающие проведение технического учета квартир, а, значит, и их существование в качестве самостоятельных объектов недвижимости, отсутствуют.
Таким образом, регистрирующий орган обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом случае Общество обратилось с заявлениями о государственной регистрации права собственности на вновь созданные (в результате выделения из здания) объекты недвижимости - жилые помещения, возникновение которых в качестве самостоятельных объектов обусловлено изменением назначения (а, значит, и конструктивных особенностей) самого здания.
Так, из имеющихся в деле проектов перепланировки и переустройства жилых помещений - квартир N 3, 1,5, 10, 12, нежилых помещений с целью их перевода в жилой фонд по адресу: ул. 6 Шинная, 6 в Октябрьском округе г. Омска следует, что до обращения с заявлениями о государственной регистрацией прав на соответствующие объекты недвижимости Обществом произведено изменение принадлежащего ему на праве собственности строения, а именно: выполнен демонтаж, монтаж перегородок, заложены и раскрыты проемы.
Более того, само Общество в апелляционной жалобе указывает на то, что в связи с изменением назначения использования здания по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, в нем осуществлен демонтаж некоторых перегородок и монтаж новых перегородок и проемов с закрытием существовавших ранее проемов с целью образования новых помещений.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованной позицию Управления Росреестра по Омской области, согласно которой регистрация прекращения права собственности на здание с кадастровым номером 55:36:120308:3158 и прав собственности на заявленные в данном случае новые объекты недвижимости могла быть осуществлена только при условии представления заявителем разрешения на реконструкцию указанного здания и разрешения на ввод его в эксплуатацию после реконструкции.
При этом ссылка подателя жалобы на то, что произведенные в здании работы не повлекли конструктивные изменения и изменения характеристик соответствующего объекта капительного строительства (здания с кадастровым номером 55:36:120308:3158) и в связи с этим не повлияли на надежность и безопасность такого объекта, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, как не подтвержденная надлежащими и достаточными доказательствами и не основанная на материалах дела.
Кроме того, приказом Министерства регионального развития России от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" определены виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и к числу таких работ отнесены разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей; монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок (пункты 2.1, 7.2 раздела III).
То обстоятельство, что указанный нормативный акт введен в действие после выполнения Обществом обозначенных выше работ по демонтажу перегородок и образованию новых разъемов в здании по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, само по себе не отменяет необходимость применения положений приказа Министерства регионального развития России от 30.12.2009 N 624 к рассматриваемым правоотношениям, поскольку вопрос о возможности регистрации права собственности по заявлениям ПАО "Омскшина" (поданным в 2016 году, то есть в период действия названного нормативного акта) не может быть разрешен без установления факта законности реконструкции соответствующего здания, из которого выделены спорные объекты, по состоянию на момент предполагаемого осуществления регистрационных действий.
Таким образом, отсутствие у ПАО "Омскшина" документов, подтверждающих правомерность осуществленной до подачи заявлений о регистрации права собственности на выделенные из здания помещения (жилые и нежилые) реконструкции, в данном случае препятствует осуществлению соответствующих регистрационных действий.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что по запросу регистрирующего органа Департаментом строительства Администрации города Омска письмом N Исх-ДС/3423 от 29.10.2015 предоставлены сведения о том, что за период с января 2006 года по октябрь 2015 года разрешение на ввод объекта, расположенного по адресу: г. Омск, ул. 6 Шинная, 6, в эксплуатацию не выдавалось.
Представленной в Управление Росреестра по Омской области казенным учреждением Омской области "Исторический архив Омской области" архивной копией решения Исполнительного комитета Омского городского Совета народных депутатов от 29.06.1979 N 230-13 "О вводе в эксплуатацию пожарного депо на 6 автомашин по ул. 6 Шинная, 6" подтверждается лишь то, что 29.06.1979 был утвержден акт приемки в эксплуатацию пожарного депо на 6 автомашин по ул. 6 Шинная N 6 от 22.06.1979.
В то же время из ответа казенного учреждения Омской области "Исторический архив Омской области" N 01-28/3743 от 25.11.2015 следует, что в базе архива отсутствуют документы о вводе в эксплуатацию построек литера A3 (1982 год), литера А4 (1983 года), в архивном фонде ОАО "Омскшина", в актах ввода в эксплуатацию за 1982-1983 годы, сведений об указанных постройках также не имеется.
Таким образом, посредством межведомственных запросов у органов государственной власти или органов местного самоуправления документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав по заявлениям Общества, Управлением также не получены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения заявления ПАО "Омскшина" о государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости - здание по адресу: Омская область, г. Омск, Октябрьский АО, ул. Шинная 6-я, д. 6, у регистрирующего органа фактически отсутствовали документы, необходимые в соответствии с нормами действующего законодательства для осуществления такой регистрации, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что в настоящем случае у Управления Росреестра по Омской области отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявлений Общества, в связи с чем, Управление правомерно отказало в регистрации, изложив в качестве основания отказа формулировку абзацев четвертого и тринадцатого пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" разъяснено, что если собственник здания в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" принимает решение о выделении из состава здания одного или нескольких помещений, то при внесении в реестр записей об образовании самостоятельных объектов недвижимости прекращается право собственности на здание в целом ввиду утраты зданием правового режима объекта недвижимости, на который может быть установлено право собственности одного лица, о чем делается соответствующая запись в реестре.
С учетом указанного, регистрационный орган правильно отметил, что государственная регистрация прав в отношении объектов, подлежащих преобразованию и образованных в результате такого преобразования, осуществляется одновременно.
Поскольку достаточные документы (подтверждающие законность проведенной реконструкции и перевода нежилого здания в многоквартирный дом) для осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на здание заявителем не представлены, постольку регистрация права собственности на выделенные из здания помещения также не может быть осуществлена.
Таким образом, принимая во внимание обстоятельства, установленные выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые Обществом решения Управления об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленные сообщениями N 55/201/031/2015-8395 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8400 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8364 от 01.02.2016, N 55/201/031/2015-8337 от 27.01.2016, N 55/201/031/2015-8392,8390,8385,8382 от 02.02.2016, N 55/201/031/2015-8364 от 27.01.2016, N 55/201/031/2015-8346,8354,8357 от 02.02.2016, основаны на положениях действующего законодательства и приняты с учетом фактических обстоятельств дела, поэтому достаточные основания для признания таких решений незаконными отсутствуют.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1 500 руб., а Обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб., то излишне уплаченные 1 500 руб. подлежат возврату ПАО "Омскшина" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 21.09.2016 по делу N А46-6160/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Омскшина" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной в излишнем размере при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению от 10.10.2016 N 12533 на сумму 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6160/2016
Истец: ПАО "ОМСКШИНА"
Ответчик: Управление Федеральной слжбы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Администрации Октябрьского административного округа г. Омска, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, ОАО Администрация г. Омска