Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
05 декабря 2016 г. |
Дело N А40-179124/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2016 по делу N А40-179124/16, принятое судьей Д.Г. Вигдорчиком в порядке упрощенного производства
по заявлению УФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному Федеральному округу
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2016 предприятие привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Дело рассмотрено без вызова сторон. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 2721 АПК РФ.
Так, из материалов дела следует, что главным специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Деевой Н.С. в отсутствии законного представителя ФГУП "Почта России", в результате анализа и изучения поступивших материалов от ФГУП "Почта России" обнаружено административное правонарушение предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем составлен протокол об административном правонарушении от 26.07.2016 г. N АП-77/14/2161.
О дате месте составления протокола об административном правонарушении ответчик извещен уведомлением N 34430-14-77/77 от 22.07.2016 г., принятое специалистом отдела документооборота ФГУП "Почта России" Дьяченко Е.А.. 22.07.2016 г. согласно штампа входящих.
ФГУП "Почта России" в нарушение п. 5 условий лицензии, статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и подпункта "а" и "в" пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, и "Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160, не обеспечило качество оказания услуг.
Из материалов дела следует, что EMS-отправление N EA_62RU было принято 20.05.2016 в отделение почтовой связи (ОПС) Санкт-Петербург 190000 с адресом Австралия.
Вышеуказанное EMS-отправление прошло обработку в подразделениях ФГУП "Почта России", 25.05.2016 предъявлено и выпущено таможенной службой. Данное отправление 26.05.2016 по авиа депеше от 25.05.2016 N 00245 предъявлено для досмотра Службе авиационной безопасности (САБ) в отделении перевозки почты при аэропорте (АОПП) Домодедово.
По сообщению ФГУП "Почта России" в этот же день САБ составлен акт о наличии в емкостях с EMS-отправлениями опасного груза, в связи с чем, работниками АОПП Домодедово совместно с САБ проведена повторная проверка с применением рентген оборудования. Емкость с EMS-отправлением N EA_62RU снята с рейса, о чем составлен акт, согласно которому в данном EMS-отправлении выявлены признаки легковоспламеняющейся жидкости и опасного груза.
Срок прохождения и вручения вышеуказанного EMS - отправления (без учета дня приема), установленный распоряжением ФГУП "Почта России" от 23.11.2009 N 122-р "В целях оптимизации сроков прохождения отправлений ускоренной почты EMS по Российской Федерации", разработанный в соответствии с п. 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (ПОУПС) из Санкт- Петербурга в Москву составляет 2 дня. Урегулирование таможенных формальностей составило 1 день. Таким образом, срок прохождения EMS - отправления N EA_62RU составил 3 дня (2+1).
Фактический срок прохождения данного EMS - отправления по территории РФ составил 5 дней. Замедление в его прохождении составило 2 дня.
По сообщению ФГУП "Почта России" EMS-отправлением N EA_62RU было возвращено и вручено отправителю 06.06.2016.
ФГУП "Почта России" сообщило, что повторно, то же вложение было принято 09.06.2016 в ОПС Санкт-Петербург 190882 с адресом Австралия и EMS-отправлением N ЕА_11RU.
Вышеуказанное EMS-отправление прошло обработку в подразделениях ФГУП "Почта России", 16.06.2016 предъявлено и выпущено таможенной службой. Данное отправление 15.06.2016 по авиа депеше от 14.06.2016 N 00281 предъявлено для досмотра САБ в АОПП Домодедово.
По сообщению ФГУП "Почта России" в этот же день САБ составлен акт о наличии в емкостях с EMS-отправлениями опасного груза, в связи с чем, работниками АОПП Домодедово совместно с САБ проведена повторная проверка с применением рентген оборудования.
Емкость с EMS-отправлением N ЕА_11RU снята с рейса, о чем составлен акт, согласно которому в данном EMS-отправлении выявлены признаки легковоспламеняющейся жидкости и опасного груза.
Срок прохождения и вручения вышеуказанного EMS - отправления (без учета дня приема), установленный распоряжением ФГУП "Почта России" от 23.11.2009 N 122-р "В целях оптимизации сроков прохождения отправлений ускоренной почты EMS по Российской Федерации", разработанный в соответствии с п. 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (ПОУПС) из Санкт- Петербурга в Москву составляет 2 дня. Урегулирование таможенных формальностей составило 1 день. Таким образом, срок прохождения EMS - отправления N ЕА_11RU составил 3 дня (2+1).
Фактический срок прохождения данного EMS - отправления по территории РФ составил 5 дней. Замедление в его прохождении составило 2 дня.
EMS-отправление N ЕА_11RU было возвращено и вручено отправителю 27.06.2016.
Несоблюдение срока прохождения вышеуказанного отправления явилось нарушением ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и пп. "а" п. 46 ПОУПС и указанных Нормативов.
Материалы административного производства в отношении ФГУП "Почта России" по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании ч.1 ст.23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Привлекая ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, суд исходил из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи, услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу положений ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи от 31.07.2014 N 234 (далее - Правил) и пп. "в" п. 46 Правил операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Согласно п. 46 Правил операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
г) оказывать в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке содействие уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
д) соблюдать тайну связи.
В силу положений ст. 16 Закона о почтовой связи качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Таким образом, соблюдение условий, предусмотренных лицензией, является для оператора связи обязательным.
Событие административного правонарушения подтверждено материалами дела.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части довода предприятия относительно истечения срока исковой давности.
В силу положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
В рассматриваемом случае своими действиями предприятие по существу нарушило права потребителя.
Целью законодательства о защите прав потребителей является его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
Таким образом, вменяемое предприятию правонарушение, исходя из его существа, непосредственно посягает на права потребителя.
При указанных обстоятельствах срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела составляет один год и на дату принятия судом решения не истек.
В части довода предприятия о нарушении положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Федеральный закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статьи 1).
Между тем, вышеперечисленное не относится к законодательству об административных правоотношениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности.
Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2016 по делу N А40-179124/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-179124/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО, УФС по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному Федеральному округу
Ответчик: ФГУП "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56307/16