Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
05 декабря 2016 г. |
Дело N А13-3214/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от ОАО "Вологодская сбытовая компания" Семиной Д.С. по доверенности от 03.06.2016 N 93, Полтиевич Е.Л. по доверенности от 03.06.2016 N 92,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 августа 2016 года по делу N А13-3214/2016 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (ОГРН 1053500117450; ИНН 3525154831; место нахождения: 160000, город Вологда, Пречистенская набережная, дом 68; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19; далее - инспекция) об оспаривании предписания от 26.01.2016 N 34-32/1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Панова Ольга Валентиновна, Полковникова Ольга Васильевна, Смирнова Надежда Алексеевна.
Решением суда от 26 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что проверка достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуального прибора учета является не обязанностью, а правом общества. Ссылается на неправомерность оценки судом первой инстанции факта отсутствия в счетах на оплату указания на основание, по которому произведен перерасчет, и размера перерасчета, поскольку указанное обстоятельство инспекцией в ходе проверки не выявлено и не послужило основанием для вынесения оспариваемого предписания.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в ее отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании обращения жителям деревянного двухподъездного жилого дома N 24 по улице Засодимского города Вологды проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при расчете предъявленной в платежном документе за ноябрь 2015 года платы за электроэнергию жильцу квартиры N 4 дома указанного дома, по результатам которой составлен акт проверки от 26.01.2016 N 34-32/1.
В ходе проверки инспекцией установлено нарушение обществом требований статьи 157 ЖК РФ, пункта 44 Правил N 354, пунктов 10, 13 приложения N 2 к Правилам N 354, выразившиеся в том, что предъявленный жильцу квартиры N 4 (Полковниковой О.В.) размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за ноябрь 2015 года, определен обществом многоквартирного дома исходя из объема электрической энергии, составляющего 3115 киловатт-час (кВт·ч), который в свою очередь рассчитан как разница между объемом электроэнергии, зафиксированным показаниями общедомового прибора учета (1142 кВт·ч), и суммарным объемом электроэнергии, предоставленной в квартиры дома (1973 кВт·ч).
При этом при расчете суммарного объема электроэнергии, предоставленной в квартиры, учтен объем электроэнергии по квартире N 1 (-2522 кВт·ч), который представляет собой разницу между объемом потребления, начисленным обществом по квартире N 1 (Пановой О.В.) по нормативу потребления за период с февраля 2013 года по октябрь 2015 года, и объемом электрической энергии, определенным за период с 23.01.2013 по 17.11.2015 по показаниям индивидуального прибора учета по квартире N 1.
Инспекцией также установлено, что сведения о показаниях индивидуального прибора учета электрической энергии по состоянию на 23.01.2013 и его текущие показания были предоставлены обществу в заявлении потребителя (жильца квартиры N 1) от 17.11.2015. При этом обязанность, предусмотренную пунктами 82-84 Правил N 354, общество не выполнило.
По факту выявленного нарушения инспекция выдала обществу предписание от 26.01.2016 N 34-32/1, в соответствии с которым общество в срок до 15.03.2016 обязано привести в соответствии с требованиями действующего законодательства порядок начисления предъявленной жильцу квартиры N 4 в платежном документе за ноябрь 2015 года платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Судом первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 44 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 11 приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил определяется по формуле 10:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В данном случае исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома N 24 по улице Засодимского города Вологды с 01.05.2014 является ресурсоснабжающая организация - общество и указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии.
Подпунктом "б" пункта 59 Правил N 354 предусмотрено, что в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода), - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 60 Правил N 354 по истечении указанного в подпункте "б" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
В данном случае из материалов дела следует, что сведения о показаниях индивидуального прибора учета электрической энергии по состоянию на 23.01.2013 и его текущие показания были предоставлены обществу в заявлении жильца квартиры N 1 многоквартирного дома от 17.11.2015 (том 1, лист 34).
Соответственно в расчете спорной платы на общедомовые нужды за ноябрь 2015 по квартире N 4 спорного жилого дома общество обязано было использовать предоставленные жильцом квартиры N 1 показания индивидуального прибора учета электрической энергии, а не рассчитанный заявителем по квартире N 1 объем (количеством) потребления электроэнергии по нормативу потребления за период с февраля 2013 года по октябрь 2015 года.
При этом инспекция правомерно сослалась на невыполнение обществом требований пунктов 82-84 Правил N 354, предусматривающих обязанность исполнителя по проведению проверок состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, факта их наличия или отсутствия, по проведению проверок достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета, а также по снятию показаний прибора учета.
Указанные пункты Правил N 354 предусматривают обязанность исполнителя проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) (пункт 82).
Проверки, указанные в пункте 82 названных Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев (пункт 83).
При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета (пункт 84).
В данном случае по квартире N 1 общество в нарушении указанных норм неправомерно не проводило соответствующие проверки и не снимало показания прибора учета в течение более двух лет, а необоснованно определяло объем потребленной электроэнергии по нормативу более чем за два года.
Также указанные положения Правил N 354 опровергают доводы апелляционной жалобы о том, что проверка достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуального прибора учета является правом, а не обязанностью исполнителя.
На основании пункта 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что проверка исполнителя предшествует признанию разницы в объеме (количестве) коммунального ресурса потребленной. Объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях недопустимо признавать потребленным потребителем до наступления того расчетного периода, в котором исполнителем будет проведена соответствующая проверка.
С учетом изложенного суммарный объем электроэнергии, предоставленной в квартиры спорного дома за ноябрь 2015 года, учтенный при расчете платы за электроэнергию по квартире N 4, также рассчитан обществом неверно.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно указал в своем решение на отсутствие в спорном счете на оплату электроэнергии указания на основания и размер перерасчета, отклоняются, поскольку данные выводы, хотя и не были положены в основу оспариваемого предписания, в целом не повлияли на законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения.
На основании изложенного апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что обществом не представлено в материалы дела достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 августа 2016 года по делу N А13-3214/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3214/2016
Истец: ОАО "Вологодская сбытовая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Вологодской области
Третье лицо: Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Вологодской области, Панова Ольга Валентиновна, Полковникова Ольга Васильевна, Смирнова Надежда Алексеевна