г. Саратов |
|
05 декабря 2016 г. |
Дело N А12-48670/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубровиной О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Долженко Е.Д.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива ЖКХ" на решение арбитражного суда Волгоградской области от 28
октября 2016 года по делу N А12-48670/2016, принятое в порядке упрощённого производства, принятое судьёй Сапроновым В.В., по исковому заявлению публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград (ИНН 3445071523; ОГРН 1053444090028) к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива ЖКХ", г. Волгоград (ИНН 3441037747, ОГРН 1093459006475) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.08.2015 по 31.10.2015 в размере 55 632 рублей 74 копеек, в связи с нарушением сроков оплаты электрической энергии потреблённой в июле, августе и сентябре 2015 года при исполнении договора энергоснабжения от 01.09.2013 N 5011342/13,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее по тексту - истец, ПАО "Волгоградэнергосбыт") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива ЖКХ" (далее по тексту - ответчик, ООО "Перспектива ЖКХ") о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.08.2015 по 31.10.2015 в размере 55 632 рублей 74 копеек, в связи с нарушением сроков оплаты электрической энергии потреблённой в июле, августе и сентябре 2015 года при исполнении договора энергоснабжения от 01.09.2013 N 5011342/13.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28 октября 2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме, также, с ООО "Перспектива ЖКХ" в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 2 225 рублей.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец, в нарушение положений статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 ноября 2016 года, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны в судебное заседание не прибыли, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 01.09.2013, между ПАО "Волгоградэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО "Перспектива ЖКХ" (покупатель) заключён договор энергоснабжения N 5011342/13 (далее по тексту - договор), предметом которого является продажа гарантирующим поставщиком электрической энергии (мощности) в точках поставки, определённых приложением N 3, а также самостоятельное или через третьих лиц обеспечение передачи электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией покупателя; оплата покупателем электрической энергии (мощности) и оказанных услуг.
В силу пункта 5.1 договора определение количества потреблённой покупателем в расчётном периоде энергии (мощности) производится гарантирующим поставщиком:
- на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учёта, установленных в точках поставки и (или) индивидуальных приборов учёта, в случае приобретения покупателем энергии для её поставки потребителям, не относящимся в категории "население", за вычетом фактических объёмов потребления владельцев нежилых помещений, приобретающих энергию на основании договоров энергоснабжения, заключённых с гарантирующим поставщиком;
- расчётным способом в порядке определения объёмов коммунальных ресурсов для потребителей в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта.
Разделом 7 договора установлен срок оплаты покупателем потреблённой электроэнергии до 18 числа следующего расчётного периода за истекший расчётный месяц.
В пунктах 8.1 - 8.5 договора стороны установили, что взаимная ответственность сторон определяется законодательством Российской Федерации и настоящим договором. Стороны не несут ответственности в том случае, если надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
ОАО "Волгоградэнергосбыт", во исполнение своих обязательств по договору, осуществил поставку ответчику электрической энергии (мощности) в период с июля по сентябрь 2015 года в установленном договором объёме.
ООО "Перспектива ЖКХ", в свою очередь, осуществляло расчёты за поставленную в указанном периоде электроэнергию с нарушением установленных пунктом 7.1 договора сроков и порядка оплаты, в связи с чем, истец, начислив в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.08.2015 по 31.10.2015 в размере 55 632 рублей 74 копеек, обратился за их взысканием в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции, установив факт несвоевременной оплаты ответчиком потреблённого в спорный период коммунального ресурса, согласившись с произведённым истцом расчётом процентов за пользование чужими денежными средствами, как соответствующим условиям договора и нормам действующего законодательства, пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Ответчик, обжалуя постановленный судебный акт, указывает на факт заключения с ООО "РИЦ" агентского договора от 11.01.2011 N 4 и дополнительного соглашения от 18.11.2013 N 41, согласно условиям, которых, оплата за поставленный энергоресурс производится жильцами многоквартирных домов напрямую ресусоснабжающей организации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод жалобы на основании следующего.
Как подтверждено материалами дела, ООО "Перспектива ЖКХ" получало энергоресурс не в целях перепродажи, а в целях оказания коммунальной услуги собственникам и нанимателям жилых домов.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила N 354) предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путём их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждёнными постановлением правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту - Правила N 124).
Непосредственное получение ресурсоснабжающей организацией платы с жильцов за электроэнергию, потреблённую ими в жилых помещениях (пункт 27 Правил N 124) не меняет схему правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, не освобождает последнего от обязанности оплатить весь объём электроэнергии, поступивший в многоквартирный жилой дом, и не лишает управляющую компанию права взыскать задолженность за коммунальную услугу по электроснабжению с потребителя (жильца).
Таким образом, ответчик в силу закона, является исполнителем коммунальных услуг, а в отношениях с истцом (поставщиком) абонентом (покупателем), то есть, лицом обязанным оплатить энергию, поставленную в управляемые им жилые дома, независимо от степени надлежащего исполнения конечными потребителями обязанности по оплате коммунальных услуг, а также выполнения агентом условий агентского договора по организации оплаты услуг по энергоснабжению.
Ссылка заявителя жалобы на обстоятельства несвоевременности поступления денежных средств от населения, исключающие факт пользования ответчиком чужими денежными средствами также не принимается апелляционным судом, исходя из следующего.
Постановлением правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 утверждены требования к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (далее по тексту - Требования N 253), определяющие порядок, предъявляемый к управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу при осуществлении ими расчётов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключаемым указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа, необходимые для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилых домов коммунальной услуги соответствующего вида.
Из подпункта "б" пункта 5 Постановление N 253 следует, что сумма платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя определяется в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю в счёт задолженности потребителя за коммунальные услуги, образовавшейся до вступления в силу этого документа, а также при отсутствии в платёжных документах указания на расчётный период, за который производится оплата, - в размере, пропорциональном величине обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией по оплате соответствующего вида ресурса в общем объёме обязательств исполнителя по оплате всех ресурсов, определённом по состоянию на первое число предшествующего расчётного периода. Общий объём указанных обязательств исполнителя определяется на основании актов сверки его расчётов за ресурсы с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с договором ресурсоснабжения и (или) на основании вступивших в силу решений суда.
При этом, исходя из толкования пункта 5 названного Постановления N 253, данная норма права регулирует порядок текущих расчётов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг в ходе исполнения обязательств по оплате ресурса, вместе с тем, не исключает право ресурсоснабжающей организации требовать от управляющей организации, как стороны по договору энергоснабжения, полной оплаты образовавшейся задолженности. Иное бы означало освобождение исполнителя коммунальных услуг от обязанности по оплате всей стоимости поставленного ресурса.
Апелляционная коллегия также указывает, что факт поступления внутренних платежей населения не в полном объёме, не может являться основанием для освобождения ответчика от исполнения предусмотренной спорным договором обязанности по своевременному внесению оплаты за потреблённый коммунальный ресурс и являться препятствием для принудительного взыскания задолженности с исполнителя.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение - отмене.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы распределены судебной коллегией в соответствии со статьёй 110 АПК РФ и отнесены на её заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 октября 2016 года по делу N А12-48670/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива ЖКХ", - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Перспектива ЖКХ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в порядке пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-48670/2016
Истец: ПАО "ВОЛГОГРАДЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ООО "Перспектива ЖКХ"