Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2017 г. N Ф08-427/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
05 декабря 2016 г. |
дело N А32-7367/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: Клименко Н.С., паспорт, по доверенности от 20.09.2016;
от Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2016 по делу N А32-7367/2016, принятое судьей Нарышкиной Н.В., по заявлению Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район к Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов третье лицо: Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район (далее -администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее -управление) о признании незаконным бездействия управления в части не принятия мер по предотвращению негативного воздействия реки Лаба в границах Тенгинского сельского поселения муниципального образования Усть-Лабинский район, в районах улиц Буденного и Красносельской, а также об обязании управления произвести работы по берегоукреплению правого берега реки Лаба в границах Тенгинского сельского поселения муниципального образования Усть-Лабинский район на участках подверженных размыву.
Решением суда от 23.09.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2016 отменить, ссылаясь на то, что суд в решении ссылается на доказательства, которые не обосновывают выводы суда по отказу в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, суд не привлек Федеральное агентство водных ресурсов к участию в деле, хотя решение может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
От Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края поступил мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район и Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края представителей в судебное заседание не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в 2015 году администрация совместно с представителями управления провела обследование состояние русла реки Лаба в районе ул. Буденного и ул. Красносельской Тенгинского сельского поселения.
По результатам обследования был составлен акт от 12.11.2015, которым установлено, два участка, на которых обрушение берегов наиболее активно:
участок N 1 - находится в районе улицы им. Буденного. Протяженность участка ориентировочно составляет 800 метров. Расстояние от береговой линии до жилых построек составляет от 16 до 120 метров. Высота берега на рассматриваемом участке составляет от 4 до 23 метров;
участок N 2 - находится по улице Красносельской в районе жилого дома N82. Протяженность участка составляет порядка 350 метров. Расстояние от береговой линии до жилой постройки составляет от 15 -25 метров. Высота берега на рассматриваемом участке составляет от 25 до 30 метров.
Как следует из акта и представленных в материалы дела документов по заказу Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края институтом ОАО "Кубаньводпроект" в 2006 году был разработан рабочий проект "Мероприятия по предотвращению угрозы смыва части территории ст-цы Тенгинской Усть-Лабинского района". Технические решения данного проекта предусматривали вмешательство в динамику развития руслового процесса приостановив размыв правого берега в районе ул. Буденного, путем отвода (спрямления) русла реки Лаба от населенного пункта на расстояние 0,5 км, при этом 90% намечаемых работ проводились бы на левобережной низкой пойменной террасе, расположенной на территории Республики Адыгея.
Как указывает управление, настоящим проектом предусмотрен комплекс защитно-регуляционных работ, в который включено строительство следующих сооружений:
спрямляющее русло реки протяженностью 970 метров;
оградительная дамба длиной 610 метров.
Управление в отзыве ссылается на то, что в 2006 году ОАО "Кубаньводпроект" был выбран единственно верный вариант - отвод (спрямление) русла реки Лаба от населенного пункта на расстояние 0,5 км.
В соответствии с письмом Управления лесами Республики Адыгея N 608 от 16.06.2009, являющимся ответом на запрос Администрации МО Усть-Лабинского района от 13.05.2009 N 191, управлением даны исчерпывающие разъяснения о порядке предоставления и использования лесного участка для строительства гидротехнических сооружений, а также информация о лицах имеющих право обладания данными земельными участками.
Из акта от 12.11.2015 следует, что рабочий проект 2006 года не был реализован по причине отсутствия согласований в выделении земельного участка лесфонда Республики Адыгея протяженностью 970 метров, а также сводки леса на общей площадью 11,55 га и необходимости компенсационных выплат. Гидроморфологическое обоснование развития русловых процессов реки Лаба на рассматриваемом участке на момент обследования отсутствует, режим ЧС в период 2006 - 2015 годов не вводился.
По результатам натурного обследования рекомендовано администрации Тенгинского сельского поселения во взаимодействии с администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район обратиться в специализированную научно-исследовательскую организацию по русловым процессам для получения заключения о причинах разрушения береговой линии правого берега реки Лаба в границах Тенгинского сельского поселения в районе ул. Буденого и ул. Красносельской.
Администрация в обоснование заявленных требований в материалы дела представило заключение по инженерно-геологическому обследованию обвально-оползневых участков и участков развития речной эрозии на правом берегу р. Лабы в ст. Тенгинской Усть-Лабинского района Краснодарского края от 28.12.2015 N 1221/09, подготовленное ГУП КК "Кубанская краевая научно-производственная компания минеральных ресурсов и геоэкологии".
Согласно указанному заключению территория ст. Тенгинской подвержена воздействию обвально-оползневых процессов, основным фактором активизации которых является боковая эрозия р. Лаба. Рекомендации: в качестве временных мер для защиты от разрушения площади застройки в ст. Тенгинской рекомендуется провести укрепление правового берега отсыпкой бутовым камнем и сооружение струеотводящих шпор. Кроме того необходима: регулярная расчистка русла реки Лаба от плавника и выборка образовавшихся отмелей и кос. Для защиты территории станицы от разрушения в долгосрочном плане рекомендуется расчистить отмершие протоки р. Лаба вдоль левого берега и перенаправить в них основной водный поток.
Администрация, полагая, что управление, являясь собственником водного объекта, не предпринимает меры по предотвращению негативного воздействия реки Лаба, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Кодекса).
Специальные защитные мероприятия проводятся в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 67.1 Водного кодекса).
Пунктом 2 Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, утвержденными приказом Минприроды России от 08.10.2014 N 432 (далее - Методические указания N 432) определено, что Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления мониторинга: проводит общую оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений.
Собственники водных объектов и водопользователи ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью (пункт 4 Методических указаний N 432).
Объектами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются процессы руслоформирования или изменения морфологического строения дна и берегов водных объектов, происходящие в водных объектах на участках активного взаимодействия (взаимного воздействия) русловых процессов (в речных системах) или береговых процессов (в озерах и водохранилищах) и инженерных сооружений или мероприятий (пункт 6 Методических указаний N 432).
Целями ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются: своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон; оценка эффективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объектов (пункт 7 Методических указаний N 432).
Основными задачами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов являются: оценка и прогнозирование характера и интенсивности процессов деформаций дна и берегов озер и водохранилищ, а также русловых процессов в речных руслах на участках взаимодействия, развивающихся по естественным законам или под антропогенным воздействием; оценка состояния, установления физических причин и прогноз динамики изменения конфигурации и положения береговой линии (особенно в части разрушения берегов) (пункт 8 Методических указаний N 432).
Систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании включаются в схемы комплексного использования и охраны водных объектов (далее - схемы), являющихся основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов (часть 1 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации).
Схемы разрабатываются, в том числе, в целях определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, ими устанавливаются перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов (подпункт 2 части 3 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации); предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (подпункт 7 части 3 статьи 33 Кодекса).
Схемы разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются - бассейновыми советами, и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации).
Порядок разработки, утверждения и реализации схем, внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 33 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 постановления Правительства России от 30.12.2006 N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в этих схемы", установлено, что схемы разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением, методическими указаниями по разработке схем и с учетом рекомендаций бассейновых советов. Схемы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Правилами разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 883 (далее - Правила N 883), установлено, что схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил N 883), очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (пункт 3 Правил N 883).
В том числе схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 883).
Федеральное агентство водных ресурсов рассматривает рекомендации бассейновых советов, при необходимости вносит изменения в проекты схем, после чего направляет проекты схем на государственную экологическую экспертизу и в 2-недельный срок после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы утверждает схемы (пункт 8 Правил N 883).
Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод (пункт 11 Правил N 883).
Закупки работ на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для обеспечения государственных и муниципальных нужд органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых юридическими лицами и физическими лицами, не являющимися субъектами регулирования указанного законодательства (часть 2 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации или лицами, использующими водные объекты в соответствии с Кодексом (часть 1 статьи 7.1 Кодекса).
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находящихся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Река Лаба находятся в собственности Российской Федерации и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данного водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия к полномочиям субъектов Российской Федерации -Краснодарского края и Республики Адыгея не относится.
В силу частей 1 и 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям, передаваемым Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не относятся водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, к числу которых подпунктом 6 части 2 статьи 28 Водного кодекса Российской Федерации, отнесен Кубанский бассейновый округ, состоящие из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей (часть 1 статьи 28 Кодекса).
Положением о создании и деятельности бассейновых советов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 727, бассейновый совет осуществляет разработку рекомендаций по: формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; обеспечению безопасной эксплуатации водохозяйственных систем; определению основных целевых показателей уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, а также по формированию перечня мероприятий, направленных на достижение этих показателей; финансированию намеченных мероприятий за счет различных источников и формированию механизмов привлечения внебюджетных средств для осуществления водохозяйственных мероприятий; осуществлению других мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану водных объектов (пункт 3 Положения). Рекомендации бассейновых советов учитываются при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 17 Положения).
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282, Росводресурсы является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 2 Положения), оно осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
К вопросам Федерального агентства водных ресурсов, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительных функций в сфере водных ресурсов, находящимся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляющего свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, постановлением Правительства России от 06.04.2004 N 169 отнесены: обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод (пункт "а"); эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Агентства, обеспечение их безопасности (пункт "в"); разработка в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов и составление прогнозов состояния водных ресурсов и перспективного использования и охраны водных объектов (пункт "г"); обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий, мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, предотвращению загрязнения вод (пункт "д").
К полномочиям Росводресурсов отнесены в том числе: организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282); осуществление мероприятий по охране водоемов, полностью расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений (пункт 5.1.5); полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству (пункт 5.2); осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности (пункт 5.3); осуществление функций государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства (пункт 5.4); осуществление в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владения, пользования и распоряжения водными объектами, отнесенными к федеральной собственности (пункт 5.6.1); разработка, утверждение и реализация в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 5.6.4); осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (пункт 5.13).
В силу пунктов 1 - 3 части 1, части 3 статьи 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, а также решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Кодекса; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; 3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 года", утвержденной постановления Правительства России от 19.04.2012 N 350, установлено, что в 2012 году софинансирование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 522.
Софинансирование капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также ликвидации бесхозяйных гидротехнических сооружений в 2012 году осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в 2012 году бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также на ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений в рамках реализации Программы согласно приложению N 10.
С 2013 года предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных целевых программ в области использования и охраны водных объектов согласно приложению N 11.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Порядок расходования и учета указанных в части 3 настоящей статьи средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - Правила N 629).
Согласно пункту 2 Правил N 629 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия): осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (пункт "б"); осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (пункт "в").
Пунктом 3 Правил N 629 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Средства на осуществление указанных в части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (часть 6 статьи 26 Кодекса).
Суд первой инстанции неоднократно запрашивал у администрации доказательства выделения управлению субвенций из федерального бюджета на соответствующие мероприятия.
Администрация в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствующие доказательства не представила.
Материалы дела не содержат доказательства того, что уполномоченный орган власти субъекта Российской Федерации представил документы для участия в отборе государственных программ, необходимые в силу вышеперечисленных норм; доказательства фиксации в региональном бюджете средств для софинансирования строительства (капитального ремонта) гидротехнических сооружений, направленных на защиту Тенгинского сельского поселения от вредного воздействия вод, а также направления соответствующей бюджетной заявки в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются также распределением субсидий на осуществление капитального ремонта и гидротехнических сооружений, находящихся в собственности российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных ГТС на 2006, 2007, 2008, 2009 годы по Республике Адыгея.
Кроме того, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 N 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" сформирован правовой подход о применении частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которого в части 2 статьи 182 Кодекса предусмотрено специальное правило, согласно которому решения суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению. Аналогичное положение содержится в части 7 статьи 201 Кодекса. При применении этой нормы судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет о требованиях организационного, а не имущественного характера. Соответственно, при удовлетворении судом таких требований какие-либо выплаты из бюджета в пользу заявителя не предполагаются. Если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица).
Суд первой инстанции предлагал администрации уточнить заявленные требований в соответствии с требованиями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако администрация не воспользовалась данным процессуальным правом.
В связи с чем, апелляционной коллегией не принимается довод Администрации о не привлечении судом первой инстанции к участию в деле Федерального агентства водных ресурсов.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования администрация муниципального образования Усть-Лабинский район не подлежат удовлетворению.
Иные доказательства, в том числе переписка с Управлением лесами Республики Адыгея, не повлияли на правильные выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционной коллегией отклоняется довод Администрации о том, что суд в решении ссылается на доказательства, которые не обосновывают выводы суда по отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку суд дал правовую оценку всем представленным доказательствам.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 26.01.2016 по делу N А32-9943/2015.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2016 по делу N А32-7367/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7367/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2017 г. N Ф08-427/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация МО Усть-Лабинский район, Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район
Ответчик: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Министерство гражданской обороны,чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности КК