Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
28 ноября 2016 г. |
Дело N А50-7161/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Уточкиной О.Н.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас": Раева А.С. по доверенности от 29.05.2016;
от заинтересованного лица Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю - Мерзляков А.Ю. по доверенности от 01.07.2016;
от третьих лиц: 1) Правительства Пермского края в лице Территориальной комиссии N 411 по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Пермского края, 2) Министерства энергетики Российской Федерации в лице Отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб и спасателей топливно-энергетического комплекса
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 августа 2016 года по делу N А50-7161/2016,
принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас" (ОГРН 1115904004215, ИНН 5904245677)
к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442)
о признании предписания недействительным в части,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас" (далее - заявитель, ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) от 29.12.2015 N 60/4/4-2.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15.08.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, предусмотренных п. 11 Постановления Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; в п. 1 предписании обоснованно указано, что ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас" создано при отсутствии на то оснований, предусмотренных п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей". Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал данные доводы.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились.
Третье лицо Министерство энергетики Российской Федерации в лице Отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб и спасателей топливно-энергетического комплекса в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас" создано в 2011 году (запись о государственной регистрации юридического лица от 15.03.2011) как профессиональное аварийно-спасательное формирование, которое, начиная с 02.12.2011, осуществляет свою деятельность по ведению аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на основании свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях от 02.12.2011 N 411-170, выданного Территориальной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Пермского края, а также свидетельств на право ведения аварийно-спасательных работ от 26.02.2013 N 16/3-25-085 и от 23.03.2016 N 16/2-1-309, выданных ОАК ТЭК 16/2-1 (т. 1 л.д. 17-19, 119).
На основании распоряжения заместителя начальника Главного управления - начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы от 27.11.2015 N 60 в отношении ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас" проведена внеплановая/выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 04.06.2015 N 18/4/9-2, N 19/4/10-6, срок исполнения которых истек 01.08.2015.
В ходе проверки должностными лицам, уполномоченными на проведение проверки, установлен факт неисполнения п. 1, п. 2 предписания от 04.06.2015 N 18/4/9-2 и п. 1 предписания от 04.06.2015 N 19/4/10-6, которыми, в том числе указывалось на необходимость устранить нарушение требований п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", о чем составлен акт проверки от 29.12.2015 N 60 (т. 1 л.д. 74-77).
По результатам проверки в адрес ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас" вынесено предписание от 29.12.2015 N 60/4/4-2 об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в п. 1 которого указано на необходимость в срок до 01.04.2016 обеспечить создание аварийно-спасательного формирования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (т.1 л.д.14-16).
ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас", не согласившись с предписанием в указанной части, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что вопросы, связанные с созданием профессионального аварийно-спасательного формирования относятся к исключительной компетенции аттестационных комиссий; в рассматриваемом случае законность создания общества оценена соответствующими аттестационными органами в ходе проведения аттестации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее Федеральный закон N 151-ФЗ) правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
В п. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона N 151-ФЗ установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;
на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:
в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу требований п. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона N 151-ФЗ все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Аналогичные требования содержатся в п. 1 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091.
Согласно п. 12 указанного Положения обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), являются, в том числе: наличие учредительных документов аварийно-спасательной службы (формирования) (устава (положения), приказа или иного документа о создании аварийно-спасательной службы (формирования); соответствие аварийно-спасательной службы (формирования) организационно-штатной структуре, утвержденной ее (его) учредителями или организацией, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование).
Согласно ст. 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп. "в" п. 6 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712, должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право, в том числе:
осуществлять проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения;
выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
С учетом изложенных норм права, суд первой инстанции указал, что вопросы, связанные с созданием профессионального аварийно-спасательного формирования относятся к компетенции аттестационных комиссий и рассматриваются ими при аттестации профессионального аварийно-спасательного формирования на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ. В то время как к полномочиям органов, осуществляющих государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, относится проверка деятельности, в том числе, созданного профессионального аварийно-спасательного формирования, касающейся предупреждения чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Судом установлено, что ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас" создано как профессиональное аварийно-спасательное формирование в организационной форме общество с ограниченной ответственностью. Аттестация ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас" проведена соответствующими аттестационными органами, что подтверждается свидетельствами от 02.12.2011 N 0-411-170, от 26.02.2013 N 16/3-25-085 и от 23.03.2016 N 16/2-1-309.
Ссылки Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю на то, что правомерность п. 1 оспариваемого предписания подтверждается вступившим в силу решением Ленинского районного суда г. Перми от 27.04.2015 N 2-2533/2015, апелляционным определением Пермского краевого суда по указанному делу, постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка N 2 Свердловского района г. Перми от 08.02.2016 по делу N 5-148/2-2016, судом первой инстанции отклонены с учетом положений ч. 3 ст. 69 АПК РФ, правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 N 2528-О, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 2045/04, от 31.01.2006 N 11297/05, от 25.07.2011 N 3318/11.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить вопрос о неисполнимости предписания в оспариваемой части, поскольку согласно п. 1 оспариваемого предписания ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас" предписано в срок до 01.04.2016 обеспечить создание аварийно-спасательного формирования в соответствии с действующим законодательством. В то время как указано выше ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас" уже создано в 2011 году (что исключает возможность вновь создать данное юридическое лицо без его ликвидации). В то время как в ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 августа 2016 года по делу N А50-7161/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7161/2016
Истец: ООО "Аварийно-спасательный отряд "Союзспас"
Ответчик: ГУ МЧС России по ПК
Третье лицо: Министерство энергетики РФ в лице Отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса, Правительство Пермского края в лице Территориальной комиссии N 411 по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Пермского края