г. Челябинск |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А07-101/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2016 по делу N А07-101/2016 (судья Вальшина М.Х.).
В судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Гимальдинова Ольга Николаевна;
представитель общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная Финансово-Строительная Компания" - Биккинин Р.Х. (доверенность от 16.05.2016 N 03).
Индивидуальный предприниматель Гимальдинова Ольга Николаевна (далее - ИП Гимальдинова, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо), обществу с ограниченной ответственностью "Нефтяная Финансово-Строительная Компания" (далее - ООО "НФСК", общество, заинтересованное лицо), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган, заинтересованное лицо), Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Главархитектура, заинтересованное лицо) о признании постановления Администрации от 05.05.2014 N 1868 об утверждении документации о планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева, в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:010608:193 не соответствующим требованиям действующего законодательства; об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Гимальдиновой путём внесения изменений в постановление от 05.05.2014 N 1868, исключив из документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территорию в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:010608:193, а именно:
- из площади 14 584,55 кв. м участка N 3 для размещения многоквартирного жилого дома выше 6 этажей и объектов вспомогательного функционального использования исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 125,4 кв. м;
- из площади 9958,70 кв. м участка N 4 для размещения многоквартирного жилого дома выше 6 этажей и объектов вспомогательного функционального использования исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 2630,40 кв. м;
- из площади 4279,31 кв. м участка N 6 для размещения административно-офисного здания исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 1009,67 кв. м;
- из площади 9502,17 кв. м участка N 13 для размещения полуподземного паркинга и внутриквартального спортядра исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 436,05 кв. м;
- из площади 4787,47 кв. м участка N 15 для размещения торгово-офисного здания исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 1164,89 кв. м;
- из площади 8337,60 кв. м участка N 17 для размещения административно-торгового здания исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 45,19 кв. м,
которые расположены по проекту планировки и межевания территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспекта Салавата Юлаева в Советском районе г. Уфа в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:010608:193, путём переноса границ частей вновь образуемых земельных участков на планах проекта планировки и проекта межевания застроенной территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспекта Салавата Юлаева в Советском районе г. Уфа по проводным точкам границ земельного участка 02:55:010608:193 с координатами по кадастровому плану (материалы межевания):
Точка 1: координата X 1502,33; координата Y 378,75;
Точка 2: координата X 1477,16; координата Y 385,56;
Точка 3: координата X 1421,12; координата Y 400,7;
Точка 4: координата X 1422,12; координата Y 403,36;
Точка 5: координата X 1406,36; координата Y 407,29;
Точка 6: координата X 1411,32; координата Y 432,41;
Точка 7: координата X 1412,99; координата Y 438,56;
Точка 8: координата X 1416,33; координата Y 449,56;
Точка 9: координата X 1433,17; координата Y 445,05;
Точка 10: координата X 1453,27; координата Y 439,67;
Точка 11: координата X 1455,98; координата Y 461,65;
Точка 12: координата X 1475,91; координата Y 446,53;
Точка 13: координата X 1505,54; координата Y 436,3;
Точка 14: координата X 1514,37; координата Y 433,25 (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 3, л. д. 34-37).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.09.2016 (резолютивная часть объявлена 23.09.2016) заявленные требования удовлетворены в полном объеме: суд признал постановление Администрации от 05.05.2014 N 1868 "Об утверждении документации о планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (далее - постановление N 1868, спорное постановление) не соответствующим требованиям действующего законодательства в части границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:010608:193 и обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Гимальдиновой путём внесения изменений в постановление, исключив из документации по планировке (проекта планировки и проекта межевания) территории в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:010608:193, а именно:
- из площади 14 584,55 кв. м участка N 3 для размещения многоквартирного жилого дома выше 6 этажей и объектов вспомогательного функционального использования исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 125,4 кв. м;
- из площади 9958,70 кв. м участка N 4 для размещения многоквартирного жилого дома выше 6 этажей и объектов вспомогательного функционального использования исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 2630,40 кв. м;
- из площади 4279,31 кв. м участка N 6 для размещения административно-офисного здания исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 1009,67 кв. м;
- из площади 9502,17 кв. м. участка N 13 для размещения полуподземного паркинга и внутриквартального спортядра исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 436,05 кв. м;
- из площади 4787,47 кв. м участка N 15 для размещения торгово-офисного здания исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 1164,89 кв. м;
- из площади 8337,60 кв. м участка N 17 для размещения административно-торгового здания исключить площадь земельного участка 02:55:010608:193 в размере 45,19 кв. м,
которые расположены по проекту планировки и межевания территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспекта Салавата Юлаева в Советском районе г. Уфа в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:010608:193, путём переноса границ частей вновь образуемых земельных участков на планах проекта планировки и проекта межевания застроенной территории ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспекта Салавата Юлаева в Советском районе г. Уфа по проводным точкам границ земельного участка 02:55:010608:193 с координатами по кадастровому плану (материалы межевания):
Точка 1: координата X 1502,33; координата Y 378,75;
Точка 2: координата X 1477,16; координата Y 385,56;
Точка 3: координата X 1421,12; координата Y 400,7;
Точка 4: координата X 1422,12; координата Y 403,36;
Точка 5: координата X 1406,36; координата Y 407,29;
Точка 6: координата X 1411,32; координата Y 432,41;
Точка 7: координата X 1412,99; координата Y 438,56;
Точка 8: координата X 1416,33; координата Y 449,56;
Точка 9: координата X 1433,17; координата Y 445,05;
Точка 10: координата X 1453,27; координата Y 439,67;
Точка 11: координата X 1455,98; координата Y 461,65;
Точка 12: координата X 1475,91; координата Y 446,53;
Точка 13: координата X 1505,54; координата Y 436,3;
Точка 14: координата X 1514,37; координата Y 433,25.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо -Главархитектура и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Главархитектура (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального и процессуального права. Так, по мнению подателя жалобы, суд не учел, что из смысла норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что при осуществлении градостроительной деятельности обеспечиваются не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и законные интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципального образования, сохранением окружающей среды и памятников культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Сам по себе проект планировки и межевания территории не порождает никаких последствий в отношении объектов и земельных участков, принадлежащих собственникам. По своей сути это один из элементов градостроительной документации, уточняющий и развивающий положения генерального плана. Таким образом, непосредственно право собственности предпринимателя оспариваемым постановлением не нарушено. Податель жалобы указывает, что документация по планировке территории не является основанием для изъятия земельных участков и объектов собственности, то есть заявитель вправе беспрепятственно пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом и после утверждения проекта планировки и межевания. Главархитектура отмечает, что в настоящем случае факта увеличения площади застроенной территории, подлежащей развитию, не имеется, поскольку данная площадь оставалась неизменной с момента принятия решения о развитии и составляет 11,8 га. В то же время территория, на которую разработан и утвержден проект планировки и межевания, определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в границах всего квартала как элемента планировочной структуры и составила 15,4 га. Податель жалобы указывает, что определением суда о наложении обеспечительных мер по делу N А07-21632/2013 был наложен запрет именно Администрации на проведение публичных слушаний по проекту планировки и проекта межевания территории квартала до рассмотрения судебного спора по существу. Однако, согласно действующему на момент проведения публичных слушаний Положению о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденному решением Совета территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.03.2012 N 2/18, обязанность по проведению публичных слушаний возложена на Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан в составе специально созданной комиссии. Суд не дал оценку доводам заинтересованных лиц о том, что заявитель не принял участия ни в одной публичной процедуре по утверждению проекта планировки и межевания, хотя ему было известно и о решении Совета о проведении публичных слушаний с момента публикации соответствующей информации, и о времени и месте проведения публичных слушаний, и об утверждении проекта оспариваемым постановлением. С заявлением об оспаривании постановления от 05.05.2014 N 1868 ИП Гимальдинова обратилась в суд только в 2016 году, то есть со значительным пропуском срока на обжалование ненормативного акта.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители Администрации, Управления Росреестра, Главархитектуры не явились. С учетом мнения заявителя и представителя общества и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Администрации, Управления Росреестра, Главархитектуры.
В судебном заседании заявитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель общества, напротив, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Также заявитель в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела градостроительного плана земельного участка от 12.10.2016 N RU03308000-16-1313, которое арбитражным судом апелляционной инстанции было удовлетворено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка из земель населенных пунктов площадью 5382 кв. м, с кадастровым номером 02:55:010608:193, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский р-н, ул. Революционная, д. 98, корп. 2, и нежилого здания площадью 2270,5 кв. м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Революционная, д. 98, корп. 2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 12.11.2014 серии 04АЕ N 522493, от 24.06.2015 серии 04АЕ N 693343, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.12.2015 N 02/264/026/2015-97 (т. 1, л. д. 21-23).
Земельный участок площадью 5382 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский р-н, ул. Революционная, д. 98, корп. 2, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 14.07.2010, с кадастровым номером 02:55:010608:193, с разрешенным использованием: административные здания, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 30.10.2014 N 02/14/1-754348 (т. 1, л. д. 24-29).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.07.2007 N 25/8 (т. 2, л. д. 77-84, т. 4, л. д. 1-226) утверждена Муниципальная адресная программа "Развитие застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2015 годы" (далее - Муниципальная адресная программа).
Среди прочего в названной программе, в приложении N 1 в перечне застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан в графе "Многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируется" в пункте 96 указан адрес: ул. Революционная, 98/2 (т. 2, л. д. 83). В данном пункте в графе "Объекты капитального строительства, параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту" какие-либо объекты не поименованы.
Во исполнение Муниципальной адресной программы, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4, статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации главой Администрации 07.10.2011 издано постановление N 5643 "О развитии застроенной территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (т. 1, л. д. 149), согласно которому, в пункте 1 предписано осуществить развитие указанной застроенной территории ориентировочной площадью 11,8 га, предусматривающее строительство многоэтажных жилых домов и объектов обслуживания населения. В границах указанной территории предусмотрены снос или реконструкция следующих объектов: жилых домов N N 117, 128а по ул. Кирова; N 2б по ул. Владивостокской; нежилых зданий N N 96/4, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, 154/1 по ул. Революционной; N 107/3 по ул. Кирова; N 1, 3а по ул. Владивостокской.
Главархитектурой 18.02.2011 подготовлено и утверждено градостроительное заключение N Г3-382/К (т. 2, л. д. 75, 76, 119-121) для составления документов и организации торгов на право заключения договора о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском р-не городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Среди прочего в названном градостроительном заключении указано, что площадь территории ориентировочная 11,8 га, территориальная зона ОД-2 - для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначения. Также в пункте 3 градостроительного заключения указано, что испрашиваемая территория квартала входит в перечень застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласно приложению N 1 к Муниципальной адресной программе как территория, разрешенные виды использования существующих объектов и земельных участков на которой не соответствуют градостроительному регламенту.
Администрацией и ООО "НФСК" 07.08.2012 в соответствии с условиями аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории подписан договор N 32-РТ о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском р-не городского округа город Уфа Республики Башкортостан (т. 1, л. д. 134-138).
Согласно пункту 1.1 договора площадь застроенной территории - ориентировочно 11,8 га.
Целевое использование застроенной территории - развитие застроенной территории (пункт 2.1 договора).
Планировочная зона: Центр (пункт 2.2 договора).
Территориальная зона: ОД-2 - для широкого спектра коммерческих и обслуживающих функций застройки, формирующей общественно-деловой центр городского округа Уфы, включающий объекты социального, культурного, спортивного назначений. Ж-3. - для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами выше 6 этажей (пункт 2.3 договора).
Ориентировочные площади объектов, планируемых к строительству: жилые помещения - 31 436 кв. м, встроено-пристроенные нежилые помещения - 5305 кв. м, встроенный детский сад на 75 мест - 1501 кв. м, встроенное учреждение дополнительного (внешкольного) образования - 300 кв. м, торгово-офисное здание - 3420 кв. м, окончательные площади объектов обосновать проектом (пункт 2.4 договора).
Перечень объектов, находящихся на застроенной территории и подлежащих сносу или реконструкции: многоквартирные жилые дома, подлежащие сносу или реконструкции: ул. Кирова, N N 117, 128а, ул. Владивостокская, N 2б; нежилые здания по адресам: ул. Революционная, N N 96/4, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, 154/1, ул. Кирова N 107/3, ул. Владивостокская, N N 1, 3а (пункт 2.5 договора).
В силу пункта 3.1 договора ООО "НФСК" обязалось: разработать и представить в Главархитектуру проект планировки и проект межевания застроенной территории в течение 12-ти месяцев с момента заключения договора о развитии застроенной территории (пункт 3.1.2 договора); оплатить в течение 36 месяцев с момента заключения настоящего договора выкупную цену за изымаемые на основании решения Администрации, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с предыдущим пунктом настоящего договора (пункт 3.1.4 договора); приобретать права на иные объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории, и земельные участки, на которых расположены такие объекты, в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством (пункт 3.1.5 договора).
Администрация в силу пункта 3.2.2 обязалась принять решение об изъятии путем выкупа жилых и нежилых объектов недвижимости, подлежащих сносу и находящихся на застроенной территории, а также земельных участков, на которых расположены такие объекты, в течение четырех месяцев со дня получения соответствующего обращения от ООО "НФСК".
Постановлением Администрации от 29.12.2012 N 6185 "О разработке проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" ООО "НФСК" разрешено разработать проект планировки указанной территории ориентировочной площадью 11,8 га городских земель (т. 1, л. д. 150, 151, т. 2, л. д. 67, 68).
В целях реализации указанного ранее договора от 07.08.2012 N 32-РТ о развитии застроенной территории, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 32, 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 46.1-46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрацией 18.07.2013 издано постановление N 3612 "Об изъятии земельных участков, жилых помещений и расселении граждан, проживающих в жилых домах N 117, 128а по ул. Кирова, N 2б по ул. Владивостокской и нежилых помещений по адресам: ул. Кирова, ул. Революционная, 96/4, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, 154, 154/1, ул. Владивостокская, 1, 3а, ул. Кирова, 107/3, ул. Революционная, рядом с домом N 96, 96/1, в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" (т. 3, л. д. 43-47).
Данным постановлением в пункте 1 принято решение об изъятии земельных участков у землепользователей, являющихся собственниками жилых помещений в ряде жилых домов и нежилых помещений, в том числе, расположенных по адресам: ул. Революционная, 96/4, 98/2, ул. Кирова 107/3, после выкупа указанных помещений и компенсации убытков, связанных с изъятием земельных участков (в том числе, с кадастровым номером 02:55:010608:193), за счет средств ООО "НФСК".
На основании данного постановления в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены сведения о прочих ограничениях (обременениях) в отношении земельного участка заявителя (от 16.09.2013 N 01/327/2013-631) (т. 2, л. д. 122).
Восемнадцатым арбитражным судом постановлением от 30.08.2016 по делу N А07-21632/2013 (резолютивная часть от 23.08.2016) (т. 3, л. д. 91-120), признано недействительным, не соответствующим пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.07.2013 N 3612 "Об изъятии земельных участков, жилых помещений и расселении граждан, проживающих в жилых домах N N 117, 128а по ул. Кирова, 2б, по ул. Владивостокской, N 154, по ул. Революционной, и нежилых помещений, расположенных по адресам: ул. Кирова, (ПГК "Шасси"), ул. Революционная, 96/4, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, 154, 154/1, ул. Владивостокская, 1, 3а, ул. Кирова, 107/3, ул. Революционная, рядом с домом N N 96, 96/1 в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части, а именно:
пункт 1 в части принятия решения об изъятии земельных участков у землепользователей, являющихся собственниками нежилых помещений, расположенных по адресам: ул. Революционная, 96/4, 98/2, ул. Кирова, 107/3 в Советском районе городского округа город Уфа Республике Башкортостан, после выкупа указанных жилых и нежилых помещений и компенсации убытков, связанных с изъятием земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010608:187, 02:55:010608:177, 02:55:010608:193, 02:55:010608:0167, 02:55:010608:0168, за счет средств общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная Финансово-Строительная Компания", в части объектов, принадлежащих заявителям;
пункт 2 в части принятия решения об изъятии земельных участков, расположенных по адресам: ул. Революционная, 96/4, 98/2, ул. Кирова, 107/3 в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, у собственников земельных участков путем их выкупа в установленном законом порядке, в части, соответственно, земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010608:187, 02:55:010608:177, 02:55:010608:193, 02:55:010608:0167, 02:55:010608:0168;
пункт 3 в части принятия решения об изъятии нежилых помещений, расположенных по адресам: ул. Революционная, 96/4, 98/2, ул. Кирова, 107/3 в Советском районе городского круга город Уфа Республики Башкортостан, путем их выкупа в соответствии с действующим законодательством за счет средств общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная Финансово-Строительная Компания", в части объектов, принадлежащих заявителям;
пункты 4, 4.1 в части принятия предложения общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная Финансово-Строительная Компания" произвести за счет собственных средств снос нежилых помещений, расположенных по адресам: ул. Революционная, 96/4, 98/2, ул. Кирова, 107/3 в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в части объектов, принадлежащих заявителям;
пункт 10 в части обязания общества с ограниченной ответственностью "Нефтяная Финансово-Строительная Компания" произвести за свой счет перенос ТП-415 общества с ограниченной ответственностью "БашРЭС";
пункты 14, 14.5 в части признания утратившими силу пунктов 1-5.3 постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24.04.2006 N 1929 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Галс-Квадро" земельных участков, находящихся по адресу: ул. Революционная, 98/2 в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Приложением N 2 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.12.2013 N 26\11 утвержден график проведения публичных слушаний по проекту межевания территории квартала, ограниченного улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, информация о проведении публичных слушаний размещена в газете "Вечерняя Уфа" от 19.12.2013 N 241 (12389) (т. 2, л. д. 8, 9).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2014 по делу N А07-21632/2013 (т. 3, л. д. 84-90) Администрации запрещено проведение публичных слушаний по проекту планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан до рассмотрения указанного дела по существу и вступления в законную силу судебного акта по данному делу.
Между тем, 29.01.2014 проведены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории квартала, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (т. 2, л. д. 16-23).
Согласно заключению результат слушаний признан отрицательным (т. 2, л. д. 23).
Администрацией 05.05.2014 принято спорное постановление N 1868 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", которым, как следует из содержания постановления, с учетом протокола публичных слушаний, утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, площадью 15,4 га (т. 1, л. д. 30-35, т. 2, л. д. 10, 11, 25-36).
Заявитель, посчитав, что указанным постановлением нарушены его законные права и интересы, обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения заявителя и представителя общества, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 4 названного Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пунктам 1 и 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 названного Кодекса.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность ненормативного акта заинтересованного лица и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 263 названного Кодекса собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 названного Кодекса).
Применительно к норме статьи 304 названного Кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Разработка документов территориального планирования муниципального образования по смыслу норм статей 8, 9, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации относится к числу публичных полномочий органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а в силу статьи 2 Кодекса обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования относится к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 41 названного Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2 указанной статьи).
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 указанной статьи).
В силу части 1 статьи 42 названного Кодекса подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно подпункту "в" пункта 1 и пункту 2 части 3 указанной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, среди прочего, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Частью 1 статьи 43 названного Кодекса установлено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2 указанной статьи).
В силу части 3 указанной статьи подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 указанной статьи).
Согласно пунктам 3-5 части 5 указанной статьи проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, среди прочего: границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
В силу части 1 статьи 46 названного Кодекс решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 2 указанной статьи).
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 указанной статьи).
Частью 4 указанной статьи установлено, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 указанной статьи).
Согласно части 13 указанной статьи глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В силу части 17 статьи 45 названного Кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
В обоснование заявленных по делу требований ИП Гимальдинова указывает на то, что спорным постановлением нарушены ее права и законные интересы как собственника земельного участка с кадастровым номером 02:55:010608:193 и здания, расположенного на данном земельном участке, так как принадлежащий заявителю земельный участок включен в проект планировки и проект межевания территории, согласно которым на участке планируется размещение иных объектов.
Напротив, в обоснование своей правовой позиции податель жалобы, среди прочего, указывает, что сам по себе проект планировки и межевания территории не порождает никаких последствий в отношении объектов и земельных участков, принадлежащих собственникам, таким образом, непосредственно право собственности предпринимателя оспариваемым постановлением не нарушено.
Между тем, из материалов следует, что в соответствии с проектом межевания территории квартала, в том числе, планом границ земельных участков с оценкой изъятия земель (т. 2, л. д. 10, 11) на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010608:193 предпринимателя планируется размещение двух многоквартирных домов, административно-офисного здания, полуподземного паркинга и внутриквартального спортядра, торгово-офисного здания, административно-торгового здания.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что спорное постановление принято в рамках приведенного выше комплекса мероприятий, направленных на реализацию, как указывают заинтересованные лица, указанной ранее Муниципальной адресной программы, постановления Администрации от 07.10.2011 N 5643 "О развитии застроенной территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан", договора от 07.08.2012 N 32-РТ о развитии застроенной территории, ограниченной ул. Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском р-не городского округа город Уфа Республики Башкортостан, заключенного между Администрацией и ООО "НФСК".
В рамках данного комплекса мероприятий Администрацией 18.07.2013 издано постановление N 3612 "Об изъятии земельных участков, жилых помещений и расселении граждан, проживающих в жилых домах N 117, 128а по ул. Кирова, N 2б по ул. Владивостокской и нежилых помещений по адресам: ул. Кирова, ул. Революционная, 96/4, 98/1, 98/2, 98/3, 98/4, 154, 154/1, ул. Владивостокская, 1, 3а, ул. Кирова, 107/3, ул. Революционная, рядом с домом N 96, 96/1, в Советском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан", в пункте 1 которого принято решение об изъятии земельных участков у землепользователей, являющихся собственниками жилых помещений в ряде жилых домов и нежилых помещений, в том числе, расположенных по адресу: ул. Революционная, 98/2, после выкупа указанных помещений и компенсации убытков, связанных с изъятием земельных участков (в том числе, с кадастровым номером 02:55:010608:193).
Между тем, Восемнадцатым арбитражным судом постановлением от 30.08.2016 по делу N А07-21632/2013 по заявлению, в том числе, ИП Гимадиновой признано недействительным, не соответствующим пункту 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации указанное постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 18.07.2013 N 3612 в части, в том числе, относящейся к изъятию указанного ранее имущества предпринимателя.
Среди прочего, в указанном судебном акте приведены выводы о том, что Администрацией не представлены надлежащие доказательства, достоверно подтверждающие, что объект, принадлежащий заявителю, не соответствовал градостроительному регламенту на момент принятия решения о включении земельного участка заявителя в территорию, подлежащую развитию; не представлены доказательства того, что принадлежащий заявителю земельный участок изымается для каких-либо публичных нужд, что генеральным планом развития города Уфы было предусмотрено строительство объектов муниципального значения на территории изымаемого земельного участка.
Также на основании спорного в рамках настоящего дела постановления Главархитектура внесла изменения в градостроительное заключение от 30.10.2014 N ГЗ-5395/Ю, подготовленное ранее по обращению предпринимателя, дополнив его указанием на то, что постановлением Администрации от 05.05.2014 N 1868 утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. На территории, где расположен земельный участок с кадастровым номером 02:55:010608:193, на котором размещены самовольно возведенные постройки, предусмотрено строительство двух многоэтажных жилых домов, противопожарного проезда и внутриквартальных инженерных коммуникаций (т. 1, л. д. 38-41).
При этом ранее в данном градостроительном заключении содержалась информация о том, что сохранение самовольно возведенного предпринимателем объекта не противоречит требованиям градостроительного регламента города Уфы.
Таким образом, спорным постановлением непосредственно затронуты интересы ИП Гимальдиновой как собственника земельного участка с кадастровым номером 02:55:010608:193 и здания, расположенного на данном земельном участке.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что определением арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2014 по делу N А07-21632/2013 по заявлению заявителей, в том числе, ИП Гимальдиновой были приняты обеспечительные меры в виде запрета Администрации проводить публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории квартала, ограниченного улицами Кирова, Подводника Родионова, Революционной, Владивостокской и проспектом Салавата Юлаева в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, до рассмотрения указанного судебного спора по существу, судом выдан соответствующий исполнительный лист. Определением от 14.03.2014 суд отказал в удовлетворении заявления ООО "НФСК" об отмене указанных обеспечительных мер.
Однако, в нарушение указанного 29.01.2014 названные публичные слушания были проведены, 10.02.2014 подготовлено заключение о результатах публичных слушаний и 05.05.2014 Администрацией принято постановление N 1868.
Таким образом, спорное постановление было принято заинтересованным лицом при наличии указанных действующих обеспечительных мер.
На данное обстоятельство также обоснованно обратил внимание заявитель по делу.
Ввиду указанного не может быть принят довод подателя жалобы о том, что согласно действующему на момент проведения публичных слушаний Положению о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденному решением Совета территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.03.2012 N 2/18, обязанность по проведению публичных слушаний была возложена на Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Также, как указано выше, результат публичных слушаний был отрицательным.
То обстоятельство, что заявитель не принял участия в публичных процедурах по утверждению проекта планировки и межевания, на что, среди прочего, ссылается Главархитектура в апелляционной жалобе, само по себе при указанном ранее не может свидетельствовать об отсутствии нарушений прав и законных интересов предпринимателя спорным постановлением.
В апелляционной жалобе также указано, что с заявлением об оспаривании постановления от 05.05.2014 N 1868 ИП Гимальдинова обратилась в суд только в 2016 году, то есть с пропуском срока на обжалование ненормативного акта.
Между тем, в ходатайстве о восстановлении процессуального срока обжалования спорного постановления (т. 1, л. д. 129) заявитель указал, что о нарушении своих прав и законных интересов ему стало известно из письма Главархитектуры от 30.10.2015 N 7-8802/Ю (т. 1, л. д. 38-41) о внесении изменений в градостроительное заключение от 30.10.2014 N ГЗ-5395/Ю путем дополнения его на основании спорного постановления. Иное заинтересованными лицами не доказано.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2016 по делу N А07-101/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-101/2016
Истец: Гимальдинова Ольга Николаевна, ИП Гимальдинова Ольга Николаевна
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ООО "Нефтяная Финансово-Строительная Компания", Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан