Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия в связи с таможенным контролем
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Владивосток |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А51-13976/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-8979/2016
на решение от 27.09.2016
судьи Д.В. Борисова
по делу N А51-13976/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (ИНН 2540202615, ОГРН 1142540004672, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 17.06.2014)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)
о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения по результатам проведенной дополнительной проверки и таможенной экспертизы сертификата о происхождении товаров формы "А" N G153201JS0010509 от 24.09.2015 по ДТ N 10714040/101015/0034668, и об обязании таможни принять соответствующее решение,
при участии:
от Находкинской таможни: Савинов А.И., доверенность от 16.08.2016, сроком на 1 год, служебное удостоверение; Евтеев А.В., доверенность от 20.05.2016, сроком на 1 год, служебное удостоверение;
от общества с ограниченной ответственностью "Меркурий": Лемешкина К.А., доверенность от 01.02.2016, сроком по 31.12.2016, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее -заявитель, общество, ООО "Меркурий") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее - таможня, таможенный орган") о признании незаконным бездействия таможни, выразившееся в непринятии решения по результатам проведенной дополнительной проверки и таможенной экспертизы сертификата о происхождении товаров формы "А" N G153201JS0010509 от 24.09.2015 по ДТ N 10714040/101015/0034668, и об обязании таможни принять соответствующее решение с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменных уточнений.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.09.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным бездействие Находкинской таможни, выразившееся в непринятии решения по результатам проведенной дополнительной проверки и экспертизы сертификата о происхождении товаров формы "А" N G153201JS0010509 от 24.09.2015 по ДТ N 10714040/101015/0034668, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза и обязал Находкинскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Меркурий" путем вынесения соответствующего решения по результатам проведенной дополнительной проверки и экспертизы сертификата о происхождении товаров формы "А" N G153201JS0010509 от 24.09.2015 по ДТ N 10714040/101015/0034668.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, таможня обжаловала его в порядке апелляционного производства, сославшись на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование своей правовой позиции таможенный орган указал, что в связи с имеющимися сомнениями относительно подлинности сертификата о происхождении товара по форме "А" N G153201JS0010509 от 24.09.2015 во исполнение распоряжения Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России от 26.09.2013 N 296-р "О мерах по контролю за правомерностью предоставления тарифных преференций" оригинал данного сертификата был направлен в Дальневосточное таможенное управление (далее - ДВТУ) для проведения последующей проверки.
Письмом ДВТУ проинформировало таможню о направлении в ФТС России ряда сертификатов о происхождении товара по форме "А", в том числе и оригинала спорного сертификата.
Ответ о результатах проведенной ФТС России проверки оригинала сертификата N G153201JS0010509 от 24.09.2015 получен таможней 20.09.2016. Таким образом, проверочные мероприятия завершены, что позволяет принять соответствующее решение.
30.09.2016 таможней было принято решение N 10714040-36-02-40/17 о стране происхождения товаров и предоставлении тарифных преференций.
Представителем таможни доводы апелляционной жалобы поддержаны в полном объеме.
Представитель общества на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, указав на законность и обоснованность решения суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества заявил ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, а именно: копии решения таможенного органа о стране происхождения товаров и или предоставления тарифных преференций от 30.09.2016 N 10714040-36-02-40/17, запроса от 22.01.2016 N 06-86/02459 по теме: проверка сертификатов о происхождении товаров по форме "А".
Суд, руководствуясь статьями 159, 184 - 185 АПК РФ, с учетом требований части 2 статьи 268 АПК РФ, пункта 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", удовлетворил заявленное обществом ходатайство в полном объеме, представленные документы приобщил к материалам дела.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Обществом во исполнение внешнеторгового контракта от 12.08.2015 N RUS-08/2015, заключенного с иностранной компанией, на таможенную территорию таможенного союза на условиях FOB были ввезены товары. В целях его таможенного оформления заявитель подал в таможню ДТ N 10714040/101015/0034668, определив таможенную стоимость товара по первому методу таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
При оформлении ДТ N 10714040/101015/0034668 декларантом для подтверждения тарифных преференций был представлен оригинал сертификата по форме "А" NG153001JS0010509 от 24.10.2015. Сведения о номере и дате сертификата происхождения товара по форме "А" по товару внесены в графу 44 ДТ и опись документов к ДТ.
По результатам контроля таможенной стоимости ввезённого товара таможня посчитала, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, могут являться недостоверными, а документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, в связи с чем, 10.10.2015 приняла решение о проведении дополнительной проверки, предложив декларанту в срок до 10.11.2015 представить дополнительные документы, сведения и пояснения; в срок до 20.10.2015 предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей.
На основании таможенной расписки N ТР-6215758 общество внесло на расчетный счет таможенного органа денежные средства в сумме 289 515,02 руб. в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, после чего таможенным органом был осуществлен выпуск товара, заявленного по ДТ N 10714040/101015/0034668.
В ответ на запрос дополнительных документов в целях проверки правомерности предоставления тарифных преференций от 14.10.2015 обществом в таможенный орган был представлен оригинал сертификата о происхождении товаров формы "А" N G153001JS0010509 от 24.10.2015.
16.10.2015 таможенным органом было принято решение о назначении таможенной экспертизы.
Согласно письменным пояснениям таможенного органа, в соответствии с выводами, изложенным в заключении таможенного эксперта, оттиск печати, расположенный в графе 11 сертификата о происхождении товаров формы "А" от 24.09.2015 N G153001JS0010509, нанесен не клише печати органа уполномоченного заверять и выдавать сертификаты о происхождении товаров КНР (провинция FUJIAN), образец которого за 2005 год имеется в картотеке ЦЭКТУ, а другим клише печати.
Во исполнение распоряжения ФТС России от 26.09.2013 N 296-р от 26.09.2013 "О мерах по контролю за правомерностью представления тарифных преференций" оригинал сертификата письмом таможни от 30.11.2015 N 17-11/41933 "О направлении оригиналов сертификатов" был направлен в ДВТУ для проведения последующей проверки.
Письмом от 14.12.2015 N 14-03-12/19247 "О рассмотрении сертификатов" ДВТУ информировало Находкинскую таможню о направлении в ФТС России ряда сертификатов о происхождении товара по форме "А", в том числе оригинала сертификата NG153201JS0010509.
Поскольку по результатам проверки сертификата о происхождении товара, таможенным органом не было принято никакого решения и общество, полагая, что бездействие таможенного органа, создало препятствие к осуществлению предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенных норм следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) тарифные преференции; 2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частями 1,2,3,5 ст. 110 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311) таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров. По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Если в ходе контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенным органом обнаружено, что не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, установленные таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган в установленном порядке принимает решение об отказе в предоставлении тарифных преференций.
В соответствии со статьей 59 Таможенного кодекса Таможенного Союза документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Согласно части 1 статьи 62 ТК ТС при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Частью 1 статьи 61 ТК ТС предусмотрено, что сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
В соответствии с разделом VII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (приложение к Соглашению о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, заключенному в г. Москве 12.12.2008, далее - Правила) в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (далее - Требования).
Для подтверждения сведений о применении льгот по уплате таможенных пошлин обществом таможенному органу был представлен сертификат о происхождении товара N G153201JS0010509 от 24.09.2015, выданный компетентным органом Китая. Данные указанного сертификата содержатся в графе 44 спорной ДТ.
В соответствии с Перечнем развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, утвержденным решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, Китай входит в перечень развивающихся стран - бенефициаров.
Комиссия таможенного союза в соответствии разделом VIII Правил получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Согласно Требований графа 11 сертификата о происхождении товара форма "А" содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
В соответствии с заключением таможенного эксперта Экспертно- криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления г.Владивосток N 06/036036 от 19.11.2015 оттиск печати, расположенной в графе 11 сертификата о происхождении товара форма "А" NG153201JS0010509 от 24.09.2015, нанесен не клише печати органа уполномоченного заверять и выдавать сертификаты о происхождении товаров КНР (провинция FUJIAN), образец которого за 2005 год имеется в картотеке ЦЭКТУ, а другим клише печати.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что экспертиза сертификата о происхождении товаров была назначена таможенным органом 06.11.2015, 19.11.2015 таможенным экспертом было дано заключение о несоответствии оттиска печати на сертификате печати органа, уполномоченного в соответствии с законодательством удостоверять происхождение товаров.
Оригинал сертификата о происхождении товаров был направлен таможенным органом на проверку в ДВТУ 30.11.2015 (исх. N 17- 11/41933) и перенаправлен в ФТС России в декабре 2015 (исх. от 14.12.2015 N 14-03-11/19247).
22.01.2016 ФТС России за N 06-86/02459 в региональное бюро Фуджиан по экспортно-импортному контролю и карантину КНР был направлен запрос относительно подлинности сертификата о происхождении товаров по форме "А" NG153201JS0010509, выданного указанным органом, в котором таможня просила подтвердить достоверность и факт выдачи указанного документа.
В соответствии разделом VIII Правил сертификат может быть признан недействительным в случае, если не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара.
На дату подачи обществом заявления в суд (22.06.2016) указанный шестимесячный срок не истек (22.01.2016 - 22.07.2016).
По истечении шестимесячного срока, как следует из писем ФТС России от 24.08.2016 N 06-88/42669, ДВТУ от 06.09.2016 N 14-03- 12/13696, в связи с отсутствием ответа от компетентного органа Китайской Народной Республики на запрос относительно сертификата о происхождении товара форма "А" G153201JS0010509 от 24.09.2015, сертификат признан недействительным, возвращен в таможенный орган, которым принято решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 30.09.2016 N 1714040-36-02-40/17.
Указанным решением заявителю отказано в предоставлении тарифных преференций в связи с невыполнением требований раздела VIII "Административное сотрудничество" Правил.
В связи с вышеизложенным коллегия считает, что непринятие таможенным органом решения на дату подачи иска в суд первой инстанции не является незаконным, поскольку действия таможенного органа, направленные на принятие указанного решения, соответствуют нормам действующего таможенного законодательства, поскольку контроль правильности определения страны происхождения товаров был завершен в сентябре 2016 года, нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности коллегией не установлено.
Учитывая, что обжалуемое решение арбитражного суда вынесено необоснованно, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения дела, понесенные обществом расходы по оплате государственной пошлины в суд первой инстанции по заявлению в сумме 3 000 рублей, в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.09.2016 по делу N А51-13976/2016 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Меркурий" в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии решения по результатам проведенной дополнительной проверки и таможенной экспертизы сертификата о происхождении товаров формы "А" N G153201JS0010509 от 24.09.2015 по ДТ N 10714040/101015/0034668, и об обязании таможни принять соответствующее решение.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13976/2016
Истец: ООО "МЕРКУРИЙ"
Ответчик: НАХОДКИНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8979/16