город Ростов-на-Дону |
|
06 декабря 2016 г. |
дело N А53-35056/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.,
при участии:
от ООО "Регион-Торги": генеральный директор Авдина Е.С., паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "Юридическая компания Банкротовед-Юг": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Свиридова М.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ОАО "Мясокомбинат Краснодарский": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от конкурсного управляющего Олейник Дмитрия Леонидовича: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион-Торги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2016 по делу N А53-35056/2015, принятое судьей Бондарчук Е.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион-Торги" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Юридическая компания Банкротовед-Юг"; Свиридов М.А., ОАО "Мясокомбинат Краснодарский", конкурсный управляющий Олейник Дмитрий Леонидович о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регион-Торги" (далее - заявитель, ООО "Регион-Торги", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 23.09.2015 по уведомлениям N 1877/04, N 1898/04 в части признания организаторов торгов нарушившим ч. 11 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве), п.п. 4.3 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников, применяемых в деле о банкротстве, а также порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54.
Определениями Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2016, от 15.03.20106 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Юридическая компания Банкротовед-Юг", Свиридов М.А.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2016 в удовлетворении заявления отказано. Решение мотивировано тем, что обществом не приняты меры по проверке прилагаемых к заявке документов, в частности Порядка реализации имущества должника, утвержденным решением комитета кредиторов ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" от 10.06.2014. В указанном порядке содержалось требование, не предусмотренное Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", перечень которых является исчерпывающим. Включив в извещение о торгах, размещённом на сайте www.tenderstandart.ru требование о предоставлении в составе заявки копии свидетельства ОГРНИП (для ИП), ОГРИ, ИНН, выписок ЕГРЮЛ и ЕГРИП не старше 10 лет, организатором торгов допущено нарушение требований пункта 11 статьи 110 Федерального закона N 127-ФЗ, а также пункта 4.3 приказа N 54.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Регион-Торги" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2016 полностью и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что действовавшее на момент проведения торгов законодательство в п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве содержит открытый перечень документов, представление которых необходимо при подаче заявки на участие в торгах, и не содержит императивного запрета на представление копии свидетельства ОГРНИП или каких либо иных документов.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что перечень требований и документов, прилагаемых к заявке на участие в торгах, указанный в ч. 11 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) является исчерпывающим.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий Олейник Дмитрий Леонидович просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что организатор торгов действовал в соответствии с законодательством, регулирующим проведение торгов, и утвержденным Порядком реализации имущества.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2016 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: ОАО "Мясокомбинат Краснодарский", конкурсный управляющий Олейник Дмитрий Леонидович.
В судебном заседании генеральный директор ООО "Регион-Торги" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, ООО "Юридическая компания Банкротовед-Юг", Свиридов М.А., ОАО "Мясокомбинат Краснодарский", конкурсный управляющий Олейник Д.Л. представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16.09.2015 (вх. N 15030), 22.09.2015 (вх. N 15274) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступили жалобы Свиридова Михаила Александровича, общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания Банкротовед-Юг" на неправомерные действия организатора торгов - ООО "Регион - Торги", допущенные при организации и проведении торгов при проведении открытых торгов N 0000584 в электронной форме путем проведения публичного предложения по продаже имущества открытого акционерного общества "Мясокомбинат Краснодарский по лоту N7".
По результатам рассмотрения обращения управление вынесло решение от 23.09.2015 по уведомлениям N 1877/04, N 1898/04 в соответствии с которым жалобы Свиридова М.А., общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания БАНКРОТОВЕД-ЮГ (вхд. от 16.09.2015, вхд. от 22.09.2015 N 15030) признаны не обоснованными.
Управление пришло к выводу о том, что все участники торгов допущены к участию в торгах правомерно, а составление восьми протоколов не затрагивает права и интересы заявителя, не ограничивает конкуренцию, так как все протоколы размещаются на электронной площадке и находятся в открытом доступе.
Между тем, в ходе проведенной проверки управление установило, что организатор торгов необоснованно в извещении о проведении торгов установил требование о наличии в составе заявки копии свидетельства ОГРНИП (для индивидуальных предпринимателей). Заявитель признан нарушившим пункт 11 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пункт 4.3 приказа министерства экономического развития Российской Федерации N 54. В связи с отсутствием оснований, предписание об устранении выявленных нарушений управление не выдавало.
Не согласившись с вынесенным решением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "Регион-Торги" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения управления закону или иному нормативному правовому акту.
Порядок реализации имущества лица, признанного банкротом предусмотрен ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно части 7 статьи 110 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при проведении торгов по продаже предприятия может использоваться закрытая форма представления предложений о цене предприятия (предложения о цене предприятия представляются одновременно с заявкой на участие в торгах и не подлежат разглашению до начала проведения торгов) или открытая форма представления предложений о цене предприятия (предложения о цене предприятия заявляются участниками торгов открыто в ходе проведения торгов). Торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме.
Особенности проведения торгов в электронной форме определяются Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 "Об утверждении Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям" (далее - Порядок).
Как следует из материалов дела, на основании договора поручения от 16.06.2014 заключенного между ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" и ООО "Региональный организатор торгов", последний обязуется провести открытые торги (аукцион, публичное предложение) по реализации имущества ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" (т.1 л.д. 30).
14.08.2015 ООО "Региональный организатор торгов" разместил на сайте www.tenderstandart.ru извещение о проведении торгов.
Также в извещении указано, что для участия в торгах участнику помимо прочего, надлежит предоставить копии свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП).
Согласно извещению победителем признается участник, который первый представил заявку, содержащую цену продажи имущества, которая не ниже начальной цены установленной для определенного периода торгов.
Из протоколов об определении участников торгов от 14.09.2015 следует, что в торгах приняли участие 3 участника.
В соответствии с протоколом о результатах проведения открытых торгов по лоту N 7 победителем торгов признан Чернышев Евгений Евгеньевич, поскольку первым подал заявку с ценой предложения не ниже начальной цены первого интервала.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 110 Закона о банкротстве после включения отчета об оценке имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо после истечения срока направления указанного требования внешний управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи предприятия, включающие в себя сведения: подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи; о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения; о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.
Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи предприятия, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.
Порядок, сроки и условия продажи предприятия должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.
В случае, если в сроки, установленные планом внешнего управления, или в течение двух месяцев с даты представления внешним управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложения о продаже предприятия должника (если планом внешнего управления сроки утверждения не установлены) собранием кредиторов или комитетом кредиторов не утверждены сведения о предприятии, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае, если продажа предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене предприятия, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже предприятия, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения, внешний управляющий, конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, если размер включенной в реестр требований кредиторов кредиторской задолженности перед ним составляет более двадцати процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи предприятия должника.
Предложение о продаже предприятия должника представляется для утверждения собранию кредиторов или в комитет кредиторов после включения отчета об оценке имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.
Организатор торгов выполняет следующие функции: опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов; принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия; заключает с заявителями договоры о задатке; определяет участников торгов; осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия; определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов; уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
Пунктом 10 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием; сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается); порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.
При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет прием заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
В соответствии с пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица); фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.
К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов: выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
В случае проведения закрытых торгов к заявке на участие в торгах должны прилагаться документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к участнику торгов, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении ограниченно оборотоспособного имущества и указанным в сообщении о проведении торгов.
При проведении конкурса заявка на участие в торгах должна содержать обязательство заявителя исполнять условия конкурса.
Представленная организатору торгов заявка на участие в торгах подлежит регистрации в журнале заявок на участие в торгах с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.
Подтверждение регистрации представленной заявки на участие в торгах также направляется заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки на указанный в ней адрес электронной почты заявителя.
Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.
Организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.
Заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.
Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя.
Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 14 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 20 статьи 110 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий или организатор торгов заключает договор о проведении торгов с оператором электронной площадки, соответствующим требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Оператор электронной площадки заключает с заявителями договоры о задатке.
Для целей настоящего Федерального закона под оператором электронной площадки понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые проводят торги в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом и являются членами саморегулируемой организации операторов электронных площадок.
Для проведения торгов в электронной форме оператор электронной площадки должен владеть сайтом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся торги в электронной форме (далее - электронная площадка).
Порядок проведения торгов в электронной форме, требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утверждаются регулирующим органом.
В соответствии с частью 1 статьи 1 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" данный закон регулирует отношения, устанавливающие основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Согласно статье 2 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под конкурсными кредиторами понимаются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).
Таким образом, реализации имущества должника осуществляется с целью удовлетворения кредиторов, уполномоченному органу которым законодателем предоставлено право утверждения, в том числе порядка реализации данного решения.
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 утвержден Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к электронным площадкам и операторам электронных площадок при проведении открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также Порядка подтверждения соответствия электронных площадок и операторов электронных площадок установленным Требованиям".
Согласно пункту 4.1 Порядка оператор электронной площадки в день начала представления заявок на участие в открытых торгах размещает на электронной площадке сообщение о начале представления заявок на участие в открытых торгах с указанием сведений, содержащихся в сообщении о торгах.
Из материалов дела следует, что решением комитета кредиторов ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" от 10.06.2014 утвержден порядок реализации имущества, в соответствии с пунктом 23 заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 11 статьи 110 Закона о банкротстве. К заявке на участие в торгах должна прилагаться, в том числе копия свидетельства о государственной регистрации (для физического лица - индивидуального предпринимателя).
Согласно договору поручения от 16.06.2014 заключенного между ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" в лице конкурсного управляющего и ООО "Региональный организатор торгов" последний обязуется за плату выполнить поручение доверителя по проведению открытых торгов имущества должника.
В рассматриваемом случае управление не представило ни одного доказательства, свидетельствующего о том, что утвержденный решением комитета кредиторов ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" вышеуказанный порядок реализации имущества не соответствует вышеназванным положениям Закона о банкротстве и Порядка, которыми прямо не запрещено требование к участникам торгов о предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Статус индивидуального предпринимателя наделяет физическое лицо дополнительными правами и обязательствами, связанными с ведением экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 11 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 2 статьи 11 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
С 04.07.2013 документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) при приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо создании крестьянского (фермерского) хозяйства, является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р61003 либо свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского хозяйства) по форме Р61004 и прилагаемый к ним лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме Р60009, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N ММВ-7-6/843@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя выдается физическому лицу с момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)
Федеральным законом от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 названного Закона).
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
При этом в силу части 3 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, указанных в Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Основной целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Мероприятия в процедуре конкурсного производства направлены на реализацию имущества для расчетов с кредиторами.
Признавая организатора торгов нарушившим требования Закона о банкротстве, управление не учло следующее. Нарушение ООО "Регион-Торги" пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве и пункта 4.3 Приказа Минэкономразвития N 54 обусловлено обстоятельствами, не зависящими от организатора торгов, поэтому в его действиях отсутствует вина. ООО "Регион-Торги" действовало в строгом соответствии с условиями Порядка реализации имущества ОАО "Мясокомбинат Краснодарский", утвержденного решением комитета кредиторов от 10.06.2014. Решение комитета кредиторов от 10.06.2014 не оспорено и недействительным не признано. Таким образом, организатор торгов действовал в соответствии с законодательством, регулирующим проведение торгов, и утвержденным Порядком реализации имущества. В случае возникновения вопросов по условиям порядка реализации имущества должника суд, рассматривающий соответствующее дело о банкротстве, уполномочен рассмотреть заявление о разрешении разногласий, возникших в ходе согласования условий, касающихся данного порядка. В рамках дела о банкротстве ОАО "Мясокомбинат Краснодарский" в арбитражный суд не поступали заявления о рассмотрении разногласий по поводу Порядка реализации имущества должника, утвержденного решением комитета кредиторов от 10.06.2014 (аналогичный подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2016 N 308-КГ16-4555 и от 21.06.2016 N 308-КГ16-3748).
Таким образом, обжалуемое решение антимонопольного органа не является законным и обоснованным, а также нарушает законные права и интересы общества. При изложенных обстоятельствах, требования общества являются правомерными.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.10.2016 по делу N А53-11441/2015.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о законности решения управления в оспариваемой части не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 3 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта, которым заявленные требования общества подлежат удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.08.2016 по делу N А53-35056/2015 - отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23.09.2015 по уведомлениям N 1877/04, N 1898/04 в части признания организаторов торгов общества с ограниченной ответственностью "Регион-Торги" нарушившим Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Регион-Торги" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. (три тысячи) уплаченные по платежному поручению от 23.12.2015 N 269 за рассмотрение заявления.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Регион-Торги" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1500 руб. (Одна тысяча пятьсот) уплаченные по платежному поручению от 26.09.2016 N 100, за рассмотрение апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35056/2015
Истец: ООО "РЕГИОН-ТОРГИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Третье лицо: Конкурсный управляющий Олейник Дмитрий Леонидович, ОАО "Мясокомбинат Краснодарский", ООО " "Юридическая компания Банкротовед-Юг", ООО "Юридическая компания Банкротовед-Юг", Свиридов М.А., Свиридова М. А.