город Ростов-на-Дону |
|
06 декабря 2016 г. |
дело N А32-14387/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 01.09.2015
N 144/1 Алексеев Д.А.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.09.2016 по делу N А32-14387/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Юг"
к заинтересованному лицу - Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов,
принятое в составе судьи О.С. Левченко,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Юг" (далее -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов с кадастровым номером 23:43:0305056:1012, расположенного по адресу: ул. им. Суворова, 2/1, Центральный внутригородской округ, о понуждении администрацию заключить с обществом срочный договор аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что земельный участок, расположенный в зоне транспортной инфраструктуры, в границах красной линии, на территории земель общего пользования, не подлежит отчуждению. Следовательно, отказ в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов со ссылкой на п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ соответствует земельному законодательству.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Газпромнефть-Юг" просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ООО "Газпромнефть-Юг" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ООО "Газпромнефть-Юг", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.10.2009 администрация (арендодатель) и ООО "Октан-Юг" (арендатор) заключили договор аренды N 4300015616 земельного участка площадью 1535 кв. м. с кадастровым номером 23:43:0305056:1012, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. им. Суворова, 2/1 сроком до 05.10.2014 для эксплуатации стационарной АЗС.
В соответствии с пунктом 7.1 договора его действие прекращается по истечении срока аренды участка.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 03.06.2016 N 23/235/002/2016-7254.
По договору уступки от 06.10.2011 ООО "Октан-Юг" передало ЗАО "Газпромнефть-Юг" права и обязанности арендатора по договору аренды от 19.10.2009 N 4300015616.
01 декабря 2011 года ЗАО "Газпромнефть-Юг" реорганизовано в ООО "Газпромнефть-Юг".
На указанном земельном участке расположено недвижимое имущество -сооружение АЗС площадью 72,9 кв. м, принадлежащее на праве собственности обществу с 16.02.2012 (выписка из ЕГРП от 03.06.2016 N 23/235/002/2016-7253).
Общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:43:0305056:1012 со ссылкой на статьи 39.1, 39.6, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (в целях эксплуатации принадлежащего на праве собственности объекта недвижимости - АЗС).
В письме от 26.01.2016 N 1709.26 администрация отказала обществу в заключении договора аренды без проведения торгов со ссылкой на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) (в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Краснодар на испрашиваемом земельном участке расположен объект местного значения - автомобильная дорога).
Полагая отказ администрации в предоставлении земельного участка в аренду незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и по результатам указанного рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов принимается, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
В обоснование отказа в предоставлении земельного участка под принадлежащим обществу зданием АЗС администрация сослалась на то, что земельный участок, с кадастровым номером 23:43:0305056:1012 ограничен в обороте, поскольку отнесен к землям общего пользования (в границах участка расположена автомобильная дорога).
Администрация в обоснование оспариваемого отказа ссылается на пункт 15 постановления Главы МО город Краснодар "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар", согласно которому земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры (зона магистральных улиц), на заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар от 05.08.2016 N 29/8432. Кроме того, согласно схеме транспорта и улично-дорожной сети генерального плана муниципального образования город Краснодар ул. Суворова имеет статус - общегородская улица регулируемого движения.
При таких обстоятельствах администрация пришла к выводу о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах земель общего пользования, что влечет невозможность отчуждения такого земельного участка.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку на испрашиваемом земельном участке расположено сооружение АЗС, принадлежащее обществу на праве собственности, постольку общество обладает исключительным правом на приобретение указанного земельного участка в аренду, без проведения торгов согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ.
Судом принято во внимание, что заявитель, как собственник объекта недвижимости, просит предоставить земельный участок в аренду, а не в собственность.
В силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.
В силу абз. 4 п. 8 ст. 28 Закона N 178-ФЗ, отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Под отчуждением земельного участка нужно понимать передачу прав собственности владельцем имущества другому лицу. Изложенное свидетельствует о неразрывной связи понятия "отчуждение земельного участка" с таким понятием, как "приобретение права собственности на земельный участок".
Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ также запрещена приватизация земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Между тем, испрашиваемое заявителем право является правом аренды земельного участка, а не правом собственности.
Действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков общего пользования в аренду, тогда как отчуждение в частную собственность земель общего пользования не допускается.
Кроме того, суд первой инстанции верно руководствовался тем, что границы земельного участка изначально формировались для эксплуатации автозаправочной станции. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0305056:1012 поставлен на кадастровый учет в 2009 году как земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для эксплуатации стационарной АЗС. При этом кадастровый паспорт участка не содержит сведений об ограничении его использования, в том числе о прохождении красных линий по участку. Право собственности общества на объект недвижимости - здание АЗС зарегистрировано в установленном порядке в 2012 году. Указанное право в установленном законом порядке не оспорено.
Судебной коллегией не установлены ограничения, препятствующие предоставлению спорного земельного участка по договору аренды без проведения торгов.
Таким образом, доводы администрации о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с его нахождением в границах земель общего пользования, не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции выводов о незаконности отказа администрации на основании п. 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2016 по делу N А32-14387/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14387/2016
Истец: ООО "Газпромнефть-Юг", ООО Газпромнефть-Юг
Ответчик: Администрация МО г Краснодар
Третье лицо: Департамант архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар, ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР