Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2017 г. N Ф07-1301/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А56-2240/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.
при участии:
от истца (заявителя): Осколкова В.В. по доверенности от 01.08.2016
от ответчика (должника): Сулименко Я.С. по доверенности от 28.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26873/2016) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2016 по делу N А56-2240/2016 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юнифиш"
к Балтийской таможне
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юнифиш" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня) от 20.10.2015 N 15-10/44271 об оставлении заявления ООО "Юнифиш" о возврате излишне уплаченных денежных средств (вх.N 41793 от 14.10.2015) без рассмотрения и об обязании таможню восстановить нарушенные права и законные интересы ООО "Юнифиш" путем совершения действий по возврату излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N N 10216120/111012/0052811, 10216120/251012/0055892, 10216120/151012/0053524 в размере 284 213,09 руб. на расчетный счет заявителя.
Решением от 24.08.2016 арбитражный суд первой инстанции признал незаконным решение Балтийской таможни от 20.10.2015 N 15-10/44271; обязал таможню восстановить нарушенные права общества путем совершения действий по возврату излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ в размере 284 213,09 руб. на расчетный счет заявителя.
Не согласившись с принятым по делу решением, таможенный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта, решения о корректировке таможенной стоимости товаров по спорным ДТ являются законными и обоснованными, поскольку декларантом не были представлены запрошенные таможенным органом документы, а документы, представленные обществом, не являются достаточными: исходя из сведений, имеющихся в распоряжении таможни, стоимость товаров того же класса или вида превышает заявленный уровень таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорным ДТ. Кроме того, таможенный орган, со ссылкой на пункт 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.06.2016 N 18, указывает, что заявление ООО "Юнифиш" о возврате излишне уплаченных денежных средств (вх.N 41793 от 14.10.2015) правомерно оставлено таможней без рассмотрения.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рамках контракта N N RCA-UNF-20110410 от 01.10.2011, заключенного с Компанией "AguasClarasS.A." (Чили), контракта N RCA-UNF-20101312ot 13.12.2010, заключенного с компанией "GolgenHarvestFoodsCorporationLimited" (Китай), ООО "Юнифиш" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар, который был предъявлен к таможенному оформлению по ДТ N 10216120/111012/0052811, ДТ N 10216120/251012/0055892, ДТ N 10216120/151012/0053524, таможенная стоимость товара заявлена по первому методу - по цене сделки с ввозимыми товарами.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10216120/111012/0052811 Обществом представлены в таможенный орган комплект документов: контракт N RCA-UNF-20110410 от 01.10.2011, коммерческий инвойс N 0026276 от 28.08.2012, упаковочный лист N ЕХС3055 от 28.08.2012, Коносамент N 864479092, заявления на перевод N 36 от 15.08.2012 и выписки лицевого счета от 15.08.2012, заявления на перевод N 50 от 04.10.2012 и выписки лицевого счета от 04.10.2012, заявления на перевод N 52 от 10.10.2012 и выписки лицевого счета от 10.10.2012, сертификат происхождения формы А N 352114, N 60904;
по ДТ N 10216120/251012/0055892: контракт NRCA-UNF-20110410 от 01.10.2011, коммерческий инвойс N0026458 от 11.09.2012, упаковочный лист NЕХС3093 от 11.09.2012, Коносамент N864546472, заявления на перевод N36 от 15.08.2012 и выписки лицевого счета от 15.08.2012, заявления на перевод N56 от 17.10.2012 и выписки лицевого счета от 17.10.2012, сертификат происхождения формы А N353471, N60914;
по ДТ N 10216120/151012/0053524: контракт N RCA-UNF-20101312 от 13.12.2010, коммерческий инвойс N DHA120824 от22.08.2012, упаковочный лист N DHA120824 от 22.08.2012, Коносамент N 62225102, заявления на перевод N 32 от 02.08.2012 и выписки лицевого счета от 02.08.2012, заявления на перевод N 51 от 09.10.2012 и выписки лицевого счета от 09.10.2012, сертификат происхождения формы А N G122100001130244.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров, задекларированных Обществом по спорным декларациям, таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, выявленные с использованием системы управления рисками, а так же значительное расхождение заявленной таможенной стоимости с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа по товарам того же класса и вида.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенным органом приняты решения о проведении дополнительных проверок и в целях подтверждения и обоснования заявленных сведений о таможенной стоимости товаров у ООО "Юнифиш" запрошен ряд документов, в частности:
-прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение;
- сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено);
- сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов) моделей артикулов, если эти сведения неуказанны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации),счете-проформе (инвойсе);
-оригиналы экспортных деклараций;
-оригиналы прайс-листа производителя товаров с переводом, заверенным надлежащим образом. Информация о стоимости товаров того же класса и вида, в том числе реализуемых на внутреннем рынке Российской Федерации, документально подтвержденные сведения о скидках;
- пояснения продавца по вопросу ценообразования;
- пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке;
- договор реализации ввозимых товаров на внутреннем рынке Российской Федерации, накладные, счета-фактуры к нему, банковские платежные документы по оплате счетов-фактур. Расчет цены реализации ввезенного товара на внутреннем рынке Российской Федерации по предшествующим поставкам;
- бухгалтерские документы о постановке товаров на учет: выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала счетов-фактур по предшествующим поставкам;
- бухгалтерские документы о постановке товаров на учет: выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала счетов-фактур по предшествующим поставкам;
- банковские платежные документы по оплате данной поставки, идентифицирующиеся с поставкой. Платежные документы с отметкой банка. Выписки с лицевого счета. Ведомость банковского контроля;
- документы, подтверждающие наличия (отсутствие) влияния отсрочки платежа на стоимость сделки;
- оригинал соглашения на продажу и покупку, оригиналы всех заключенных дополнений и спецификаций к нему.
Указанными решениями о дополнительной проверке таможенным органом также предложено заявителю представить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Сумма обеспечения, в соответствии с расчетом таможенного орган", составила 157 444,17 руб. по ДТ N 10216120/111012/0052811; 77 950,45 руб.по ДТ N 10216120/151012/0053524; 212 700,60 руб. по ДТ N 10216120/251012/0055892.
В целях осуществления выпуска товаров по спорным декларациям Общество приняло решение о внесении денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей за товары в соответствии с расчетом таможенного органа, уплаченные согласно таможенным распискам.
Во исполнение решения о проведении дополнительной проверки ООО "Юнифиш" предоставило следующие документы:
по ДТ N N10216120/111012/0052811 письмом от 07.12.2012 N 9: бухгалтерские документы о постановке Товара на учет, Копия контракта N RСA-UNF-20110410 от 04.11.2011 и подтверждение об оплате (выписки, переводы), Копии товарных накладных, счет-фактур и договоров с покупателем приложены к письму, Копии входящих платежных документов oт покупателей, Оригинал прайс листа, инвойса и Экспортной таможенной декларация Выл предоставлен в комплекте документов при таможенном оформлении;
по ДТ N 10216120/151012/0053524 письмом от 12.12.2012 N 10: Бухгалтерские документы о постановке Товара на учет; Оригинал прайс-листа, инвойса и Экспортной таможенной декларация был предоставлен в комплекте документов при таможенном оформлении, Паспорт сделки с поставщиком, Оплата поставщику;
по ДТ N 10216120/251012/0055892 письмом от 19.12.2012 N 11: Бухгалтерские документы о постановке Товара на учет; Оригинал прайс-листа, инвойса и Экспортной таможенной декларация был предоставлен в комплекте документов при таможенном оформлении, Паспорт сделки с поставщиком, Договора- на реализацию Товара, Договора- с поставщиками, Справка о валютных операциях, Оплата поставщику, Банковские платежные документы по оплате счет-фактур, Банковские выписки, товарные накладные и счета-фактуры на реализацию.
В отношении товаров по спорным ДТ таможенный орган принял решения о выпуске в свободное обращение под обеспечение.
-по ДТ N 10216120/151012/0053524 - 15.10.2012
- по ДТ N 10216120/251012/0055892- 26.10.2012
-по ДТ N 10216120/111012/0052811- 14.11.2012.
В отношении спорных ДТ таможенным органом приняты решения о корректировке таможенной стоимости.
ООО "Юнифиш" в таможенный орган в соответствии со ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного Союза, ст. 122, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", было направлено заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. от 14.10.2015 N41793) по ДТNN10216120/111012/0052811, 10216120/251012/0055892, 10216120/151012/0053524, согласно которым общество просило таможенный орган осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей в общей сумме 284 213,09 руб.
Денежные средства были внесены обществом на счет таможенного органа по таможенным распискам в результате решений таможенного органа по корректировке таможенной стоимости при таможенном оформлении товаров, заявленных к таможенному оформлению по ДТN N 10216120/111012/0052811, 10216120/251012/0055892, 10216120/151012/0053524.
Таможенный орган направил заявителю письменный отказ (N 15-10/06038 от 17.02.2016 "о возврате заявления без рассмотрения") в возврате таможенных платежей, уплаченных заявителем в связи с не предоставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Заявитель полагая, что решение таможенного органа, оформленное письмом "о рассмотрении заявления" N 15-10/44271 от 20.10.2016 незаконно, нарушает его права и законные интересы обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем при таможенном оформлении спорного товара были представлены все необходимые документы, содержащие достоверные сведения, достаточные для применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенный орган не доказал недостоверность представленных Обществом сведений в подтверждение таможенной стоимости товара, а также наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами, равно как и наличия основания для возвращения без рассмотрения заявления Общества о возврате излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Пунктом 12 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 названного Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения и пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании статьи 66 Таможенного кодекса Таможенного союза контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (статья 67 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе не правильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.
В силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
На основании пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза)
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Приведенные положения статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.
Из вышеприведенного следует, что установление признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости не является безусловным основанием для проведения корректировки таможенной стоимости, указанное обстоятельство лишь дает основания для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении декларируемого товара.
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
Как правомерно установлено судом первой инстанции по материалам дела, обществом при таможенном оформлении ввезенного товара по спорным ДТ, в подтверждение обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости, был представлен полный пакет документов, в которых содержались необходимые сведения для определения таможенной стоимости.
Представленные заявителем в таможенный орган (как и в материалы дела) документы подтверждают заявленную Обществом таможенную стоимость товара по стоимости сделки (по первому методу), использованные декларантом данные подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты.
При этом, доводы подателя жалобы о том, что общество не было исполнено требование таможни о представлении дополнительных документов, запрошенных в ходе проведения дополнительной проверки и позволяющих устранить риск недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные, поскольку невозможность использования документов, представленных обществом в таможню в обоснование правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом вопреки положениям части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не подтверждена.
В то же время, как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований ТК ТС и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Кроме того, непредставление либо неполное представление в таможню дополнительных документов не могло служить безусловным основанием для корректировки таможенной стоимости вывозимого товара, а отсутствие у декларанта каких-либо документов, запрошенных таможенным органом, однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются иными документами.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 10 Постановления Пленума Верховного суда от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС единственным основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является ее недостоверное заявление декларантом, в том числе, в связи с использованием сведений, не отвечающих требованиям пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения, в связи с чем при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 N 3323/07 указано, что цена сделки подтверждена документально, если приведенная в грузовой таможенной декларации стоимость может быть сопоставлена с суммой, обозначенной в счете-фактуре (инвойсе), платежном поручении, экспортной декларации, ведомости банковского контроля. При их совпадении можно утверждать, что цена подтверждена должным образом.
Как верно указано судом первой инстанции, представленные Обществом документы, в том числе Контракт, инвойс, дополнительные соглашения, экспортная декларация, упаковочные листы, коносаменты, платежные документы содержат в себе полную достаточную ценовую, количественную и качественную информацию о товаре, сопоставимую со сведениями таможенной декларации.
При этом, тот факт, что определенный обществом уровень таможенной стоимости товаров, исходя из сведений, имеющихся в распоряжении таможни, о стоимости товаров того же класса или вида оказался ниже уровня стоимости однородных товаров, сам по себе не влечет корректировку таможенной стоимости, поскольку не назван в законе в качестве основания для корректировки.
Определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения метода "стоимости товара по цене сделки".
Как установлено материалами дела, таможенный орган в декларациях таможенной стоимости товаров (ДТС-2), составленных на основании решений о корректировке таможенной стоимости товаров по спорным ДТ, ссылается на невозможность применения методов определения таможенной стоимости, предусмотренных ст. 6-9 Соглашения в связи с отсутствием ценовой информации на идентичные и однородные товары и информации об издержках производителя и торговой надбавки.
В соответствии с решениями о корректировке таможенной стоимости товаров по спорным ДТ от и декларациями таможенной стоимости товаров (ДТС-2), таможенный орган определил стоимость товаров по спорным ДТ по резервному (шестому) методу, указав источником информации, в подтверждение правомерности примененного метода и расчетов таможенной стоимости на ДТ N N 10216120/111012/0052811, 10216120/251012/0055892, 10216120/151012/0053524.
Резервный (шестой) метод определения таможенной стоимости товаров подчинен правилам статьи 10 Соглашения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 10 Соглашения в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с названной статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, однако, при определении таможенной стоимости в соответствии с названной статьей допускается гибкость при их применении. В частности, допускается следующее:
- для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары;
- при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных статьей 6 или 7 настоящего Соглашения требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (возимых) товаров;
- для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных им товаров, определенная в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Соглашения;
- при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии со статьей 8 настоящего Соглашения допускается отклонение от установленного пунктом 3 статьи 8 настоящего Соглашения срока в 90 дней.
Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров, определенная согласно положениям настоящей статьи, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях (пункт 3 статьи 10 Соглашения).
Согласно пункту 4 статьи 10 Соглашения в случае, если настоящая статья применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.
В силу пункта 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята судами во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Учитывая изложенное суд первой инстанции правомерно указал, что, действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости по резервному методу определения таможенной стоимости со ссылкой на номер таможенной декларации и указанием на отсутствие ценовой информации по однородным и идентичным товарам, являются незаконными по той причине, что определение таможенной стоимости по указанному методу должно основываться на реальных, обоснованных ценовых данных с подробным расчетом на их основе. Использование резервного метода определения таможенной стоимости не допускается на основании произвольной или фиктивной стоимости.
Вышеизложенное подтверждает недоказанность правомерности применения таможенным органом резервного метода определения таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ.
Таким образом, учитывая представленные заявителем в таможенный орган (и в материалы дела) документы, таможенный орган вопреки положениям части 5 статьи 200 АПК РФ не представил доказательств наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения оснований, препятствующих применению заявленного Обществом метода определения таможенной стоимости товаров по ДТ N N 10216120/111012/0052811, 10216120/251012/0055892, 10216120/151012/0053524 по стоимости сделки, а также не доказал правомерность применения резервного метода в соответствии со статьей 10 Соглашения.
Следовательно, дополнительно уплаченные Обществом при определении таможенной стоимости товаров по резервному методу таможенные платежи являются излишне уплаченными (статья 89 ТК ТС).
Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по спорным ДТ вх. от 14.10.2015 N 41793.
Материалами дела подтверждается, что к заявлению от 14.10.2015 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин заявителем были приложены все предусмотренные частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ документы.
Решение таможенного органа, оформленное письмом исх. N 15-10/06038 от 17.02.2016 "О возврате заявления без рассмотрения" по спорным ДТ правомерно признано судом первой инстанции необоснованным, поскольку все представленные таможенному органу документы подтверждают правомерность определения таможенной стоимости товаров по спорным ДТ, а именно: заключение сделки в не противоречащей закону форме, содержат ценовую информацию, относящуюся к количественно определенным характеристикам товара, условия поставки и оплаты.
Достоверность представленных обществом в ходе таможенного контроля и в суд документов таможенным органом не опровергнута.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение таможни, оформленное письмом исх. N 15-10/06038 от 17.02.2016 "О возврате заявления без рассмотрения" по спорным ДТ, и обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата на его расчетный счет 284 213,09 руб. излишне уплаченных таможенных платежей.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права, в том числе являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены или изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2016 по делу N А56-2240/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2240/2016
Истец: ООО "Юнифиш"
Ответчик: Балтийская таможня