Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2017 г. N Ф05-2537/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А40-95942/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
Судей: Банина И.Н., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А40-95942/15
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" (ОГРН 1076449001090, ИНН 6449042600, дата г.р. 01.03.2007)
к 1) Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, дата г.р. 11.11.1998)
2) федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1087746462616, ИНН 7704684769, дата г.р. 03.04.2008)
3) Региональному управлению заказчика капитального строительства Центрального военного округа
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035006114208, ИНН 5031006724, дата г.р. 01.08.2003)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Рыжова С.А. по доверенности от 01.03.2014;
от ответчика 1: Алимаев Р.А. по доверенности от 17.10.2016;
от ответчика 2: Федоровская А.С. по доверенности от 25.10.216;
от ответчика 3: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы поступило дело по иску ООО "Тепловые системы" к ответчику Минобороны России о взыскании с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации 1.787.862,51 руб. долга за период с 01.04.2011 по 10.04.2012, 377.757,70 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами (т.1 л.д.2-8).
Истец изменил исковые требования, просил взыскать 1.641.047,57 руб. долга с учетом исключения периода с 01.04.2011 по 18.04.2011, указав, что по требованиям за период с 01.04.2011 по 18.04.2011 пропущен срок исковой давности (т.1 л.д.147).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2016 с ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" в пользу ООО "Тепловые системы" взыскано 2.018.805 руб. 27 коп., составляющих 1.641.047,57 руб. долга, 377.757,70 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также взыскать 33.094 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении иска к ответчику Министерству обороны Российской Федерации отказано.
Производство по делу в отношении ответчика Регионального управления заказчика капитального строительства Центрального военного округа прекращено.
Не согласившись с указанным решением суда, ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить указанное решение, указывая на не извещение ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" надлежащим образом о рассмотрении спора и принятие решения по неполно выясненным обстоятельствам, ссылаясь на п.2 ч.4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд определением от 27.10.2016 перешел к рассмотрению дела N А40-95942/15 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом для рассмотрения дел в суде первой инстанции. Назначил судебное заседание по рассмотрению дела N А40-95942/15 на в час. мин.
В судебном заседании представитель истца пояснил, что отыскивает задолженность за период 01.11.2011, начало отопительного периода, до 10.04.2012 в размере 1.641.047 руб. 57 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 377.757 руб. 70 коп.
Представители ответчиком возражали против удовлетворения требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд, выслушав представителем сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 17.12.2008 между в/ч 22023 (государственный заказчик), ООО "Строй-Сервис-2" (подрядчик), 189 отделом финансирования капитального строительства (финансовый орган) заключен государственный контракт строительного подряда N 16 (т.2 л.д.21-25).
Предметом является строительство второго пускового комплекса на 159 квартир общей площадью 11.221 кв.м. в г. Энгельсе ( т.2 л.д.21-25).
По дополнительному соглашению N 2 от 2009 права государственного заказчика от в/ч 22023 переданы Главному управлению государственного заказчика капитального строительства МО РФ (т.2 л.д.27.
Государственный заказчик, в соответствии с разделом 4 дополнительного соглашения N 2 обеспечивает финансирование строительства объекта, производит расчет за выполненные по контракту работы.
По дополнительному соглашению N 2 исключен из числа сторон 189 отдел финансирования капитального строительства (финансовый орган), стороной контракта признано федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (заказчик).
В п.13 дополнительного соглашения N 2 определены права и обязанности заказчика:
-осуществлять контроль и технический надзор строительством объекта в соответствии с рабочей документацией, условиями контракта;
-осуществлять контроль за выполнением работ с надлежащим качеством;
-рассматривать образцы материалов, оборудования, изделий, приобретаемых подрядчиком для производства работ;
-обеспечить контроль за ведением авторского надзора за строительством объекта;
-произвести приемку и проверить стоимость и качество работ, выполненных подрядчиком.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р в ведении Министерства обороны Российской Федерации учреждено Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (Управление).
Согласно пункту 1 Устава, утвержденного данным распоряжением, Управление создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства, с осуществлением в том числе и обеспечения проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении капитального строительства и реконструкции объектов Министерства обороны Российской Федерации (т.2 л.д.40-43).
В соответствии с Уставом ФКП "УЗКС", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р, предприятие создано в целях оказания услуг Министерству обороны Российской Федерации в сфере организации строительства его объектов. В соответствии с п. п. 6, 7, 8 Устава ФКП "УЗКС" является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, банковские счета в кредитных организациях, круглую печать, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. ФКП "УЗКС" оказывает услуги Министерству обороны Российской Федерации на основании заключаемых между сторонами государственных контрактов на оказание услуг для нужд Минобороны России по организации строительства, реконструкции (технического перевооружения, расширения и модернизации) и капитального ремонта
На основании пункта 10 Устава Управления целью его деятельности является оказание услуг Министерству обороны Российской Федерации в сфере организации строительства объектов.
По дополнительному соглашению N 3 от 2009 определено, что государственным заказчиком является Министерство обороны РФ, федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" является заказчиком, ООО "Строй-Сервис-2" - генподрядчиком (т.2 л.д.30).
28.03.2010 между Министерством обороны РФ (государственный заказчик) и Федеральным казенным предприятием "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (Исполнитель) заключен госконтракт N 140/289 (т.2 л.д.36-39).
Предметом является оказание исполнителем услуг по организации проектирования, строительства, реконструкции объектов.
Согласно пункту 69.1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны выдает разрешение на строительство объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Минобороны России от 23 мая 2012 г. N 1250 утвержден Регламент на оказание Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры в лице Управления и отделов архитектурно-строительного надзора.
На основании Разрешения N RU N 64538101-197/28 Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ в эксплуатацию введен жилой дом по адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. 148 Черниговской дивизии, д. 148, военный городок 18 (т.1 л.д.45-46).
Приказом Минобороны России от 17.04.2012 N 897 жилые помещения в доме по адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. 148 Черниговской дивизии, д. 148 переданы в оперативное управление ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России (т.1 л.д.149-150).
С 1 июля 2012 г. теплоснабжение осуществляется на основании договора N 20, заключенного между истцом и ОАО "Славянка".
Из содержания государственного контракта от 17.12.2008 N 16 и дополнительных соглашений к нему, разрешения на ввод, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации N 64-1-5-0321-08 от 09.10.2008, представленной истцом в суд апелляционной инстанции (п. 1.6, 2.2, 4.1), следует, что строительство объекта: "второй пусковой комплекс на 159 квартир в г. Энгельсе, ул. 148 Черниговской дивизии осуществлялось по заданию и за счет государственного заказчика - МО РФ.
Строительство осуществлено на земельном участке с кадастровым номером 64:50:021406:0001 на внутриквартальной территории в группе жилых домов между ул. М. Расковой и 148-Черниговской дивизии.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте http://rosreestr.ru, кадастровой выписке о земельном участке, государственному акту на право пользования землей, свидетельству о государственной регистрации права от 03.03.2006, указанный земельный участок находится в собственности публично-правового образования (Российской Федерации) в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
В суд апелляционной инстанции представлены доказательства, что финансирование строительства производилось Министерством обороны Российской Федерации платежными поручениями от 22.12.2008 N 936, от 22.12.2008 N 935, от 26.12.2008 N 1047, от 26.12.2008 N 1048, от 26.12.2008 N 1049, от 28.10.2009 N 429, от 28.10.2009 N 454, от 07.12.2009 N 80, от 14.12.2009 N 808, от 15.12.2009 N 919, от 18.12.2009 N 71, от 29.12.2009 N 1, от 29.12.2009 N 23, от 13.07.2010 N 582295, от 13.07.2010 N 582296, от 30.08.2010 N 746013, от 16.09.2010 N 816193, от 18.10.2010 N 932263, от 24.11.2010 N 1065030.
Таким образом, ФКП "УЗКС МО РФ" не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не имеет никаких прав в отношении завершенного строительством объекта, в виду того, что не осуществляло финансирование его строительства и не было правообладателем земельного участка, на котором объект расположен.
В отношении ответчика ФКП "УЗКС МО РФ" требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с Постановлением Администрации муниципального образования города Энгельса от 13.10.2011 N 896 "О начале отопительного периода 2011/2012 годов в муниципальном образовании город Энгельс" ООО "Тепловые системы" с 17.10.2011 осуществляет подачу тепла в указанный жилой дом (т.1 л.д.48).
Задолженность за период с 06.10.2010 по 31.03.2011 взыскана с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.01.2012 по делу N А57-12924/2011.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иным правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что договор на поставку энергии сторонами заключен не был.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактическое потребление принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно п. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 3 Информационного письма от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В п. 2 Информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что фактическое пользование потребителем услугами (энергоснабжения, связи и т.п.) обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
В соответствии с ч. 4 ст. 154, ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы жителей за коммунальные услуги в жилых помещениях рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченным органом государственной власти.
Пунктом 38 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) и п. 15 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) установлено, что плата за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, определяется исходя из тарифов (цен), используемых при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно выставленным счетам на оплату и расчетам, произведенным в соответствии со справкой-расчетом, составленной на основании методики расчетов, разработанной в соответствии с действующим законодательством РФ по начислению потребленной тепловой энергии в отсутствии прибора учета тепла, задолженность по оплате коммунальных платежей за период с 01.11.2011 по 10.04.2012 составляет 1.641.047 руб. 57 коп.
В соответствии с Положением Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (п. 1), является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий (п.п. 31 п. 10).
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Представленный истцом расчет задолженности судом проверен, признан правильным и обоснованным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Тепловые системы" задолженности в размере 1.641.047 рублей 57 копеек.
Истцом также заявлено о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 377.757,70 руб. (т.1 л.д.9-10).
В силу ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Проверив представленный истцом расчет процентов, суд апелляционной инстанции признает его методологически и арифметически выполненным верно, в связи с чем требования о взыскании процентов подлежат удовлетворению.
В суде апелляционной инстанции представитель МО РФ заявил о пропуске срока исковой давности за период с 01.11.2011, поскольку исковое заявление поступило в суд 04.12.2014.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).
Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (статья 199 ГК РФ).
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами представителя МО РФ о пропуске срока исковой давности.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Таким образом, срок оплаты за тепловую энергию, поставленную в ноябре 2011, не ранее 10.12.2011.
Поскольку исковое заявление поступило в суд 04.12.2014, срок исковой давности по требованиям о взыскании долга за ноябрь 2011 не пропущен.
Производство по делу в отношении ответчика Региональное управление заказчика КС Центрального военного округа подлежит прекращению на основании п. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса, так как указанное лицо не является юридическим лицом и не может быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса).
Расходы по оплате государственной пошлины согласно статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.07.2016 г. по делу N А40-95942/15 отменить по безусловному основанию.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" (ОГРН 1076449001090) задолженность в размере 1.641.047 рублей 57 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 377.757 рублей 70 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 33.094 рубля.
В удовлетворении требований к федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" отказать.
Производство по делу в отношении Регионального управления заказчика капитального строительства Центрального военного округа прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" из федерального бюджета 8.337 рублей 98 копеек государственной пошлины, оплаченной по платежному поручению от 17.09.2014 N 653.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95942/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2017 г. N Ф05-2537/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Тепловые системы
Ответчик: Мин Обороны РФ, Министерство Обороны РФ, Региональное управление кап строительства, ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России"
Третье лицо: Социальное территориальнок управление имущественных отношений, ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11521/18
19.05.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2537/17
06.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48335/16
14.07.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-95942/15