Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2017 г. N Ф05-2219/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А41-30184/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Росинка-Сервис" - Аникина В.А. (представителя по доверенности от 01.07.2016), Викторовой Ю.А. (представителя по доверенности от 18.11.2016), Давидян Е.С. (представителя по доверенности от 01.07.2016), Калиной Ю.А. (представителя по доверенности от 04.05.2016).
от Министерства строительного комплекса Московской области - Черненко А.М. (представителя по доверенности от 30.12.2015),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Бурнашевой З.Н. (представителя по доверенности от 20.06.2016),
от комитета лесного хозяйства Московской области - Присакарь А.А. (представителя по доверенности от 23.12.2015),
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - Романовой Ю.В. (представителя по доверенности от 26.01.2016),
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - извещено, представитель не явился,
от администрации Красногорского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от администрации сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" "Мослеспроект" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.09.2016 по делу N А41-30184/16, принятые судьей Бирюковым Р.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Росинка-Сервис" (далее - ЗАО "Росинка-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - министерство) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение министерства от 27.01.2016 N 30Исх-1203/32 об отклонении от утверждения документации по планировке территории;
- обязать министерство утвердить проект планировки территории для размещения многофункционального жилого комплекса "Ангелово-Резиденц" по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Отрадненское, село Ангелово, в соответствии со следующим показателями:
Общая площадь квартир в МКД - 90 795 кв.м.
Общая площадь блокированных домов - 57 836 кв.м.
Этажность:
Жилых домов - 2-3 эт.
ИФК - 5 эт.
ДДУ - 274 мест.
Общеобразовательная школа - 568 мест.
Кабинет врача общей прктики - 90 кв. м.
Парковка - 1 812 м/м.
Многофункциональный комплекс - 14 500 кв. м.
Административное здание - 1 809 кв. м.
Многоэтажный гараж с объектами обслуживания - 16 428 кв. м.
Плотность застройки МКД - 7549 кв.м/га.
Плотность блокированной застройки - 10 660 кв.м/га.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Росимущество), комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет), Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (далее - управление), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), администрация Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация района), администрация сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация с.п.), филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" (далее - предприятие).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.09.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представители министерства, Росимущества, комитета, управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители ЗАО "Росинка-Сервис" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты, предприятия, администрации района, администрации с.п.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ЗАО "Росинка-Сервис" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0020310:1170, 50:11:0020310:451, 50:11:0020310:1156, 50:11:0020310:1158, 50:11:0020310:1164, 50:11:0020310:522, 50:11:0020310:1170, 50:11:0020310:524, 50:11:0020310:519, 50:11:0020310:527, 50:11:0020310:528, 50:11:0020310:467, 50:11:0020310:525, 50:11:0020310:520, 50:11:0020310:1172, 50:11:0020310:1155, 50:11:0020310:1168, 50:11:0020310:1171, 50:11:0020310:1176, 50:11:0020310:1175, 50:11:0020310:1166, 50:11:0020310:466, 50:11:0020310:1154, 50:11:0020310:1153, 50:11:0020310:1167, 50:11:0020310:1150, 50:11:0020310:1163, 50:11:0020310:1169, 50:11:0020310:1186, 50:11:0020310:410, 50:11:0020310:1170, относящиеся к категории земель: "земли населенных пунктов", имеющие вид разрешенного использования: "под малоэтажное жилищное строительство с объектами коммунального и социально-бытового назначения" и "индивидуальное жилищное строительство". Земельные участки располагаются по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи с. Ангелово.
Право собственности общества на указанные земельные участки подтверждается материалами дела, в том числе свидетельствами о государственной регистрации права.
Постановлением Главы Красногорского муниципального района Московской области от 12.01.2007 N 7/1 утвержден проект планировки территории малоэтажной жилой застройки с объектами коммунального, социально-бытового назначения по адресу: Красногорский район, у с. Ангелово.
В связи с изменение параметров ранее согласованного проекта планировки территории общество обратилось в органы местного самоуправления Красногорского муниципального района с заявлением об утверждении нового проекта планировки территории.
Постановлением администрации с.п. от 26.11.2014 N 461/11 принято решение о проведении 29.12.2014 публичных слушаний по проекту планировки территории земельных участков общей площадью 54,1129 га, в том числе:
- общей площадью 1, 891 га с кадастровым номером 50:11:0020310:410, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Отрадненекое, с. Ангелово;
- общей площадью 33,7129 га с кадастровыми номерами: 50:11:0020310:405, 50:11:0020310:451, 50:11:0020310:452, с 50:11:0020310:454 по 50:11:0020310:461, 50:11:0020310:464, 50:11:0020310:466, 50:11:0020310:467, с 50:11:0020310:469 по 50:11:0020310:471, с 50:11:0020310:517 по 50:11:0020310:521, 50:11:0020310:525 и с 50:11:0020310:527 по 50:11:0020310:530, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под малоэтажное жилищное строительство с объектами коммунального и социально-бытового назначения", расположенных по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи с. Ангелово;
- общей площадью 18,509 га с кадастровыми номерами 50:11:0020310:362, 50:11:0020310:446, 50:11:0020310:447, 50:11:0020310:450, 50:11:0020310:522 и 50:11:0020310:523, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "под малоэтажное строительство с объектами коммунального и социально-бытового назначения", расположенных по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи с. Ангелово.
По итогам проведения публичных слушаний, комиссией было рекомендовано ЗАО "Росинка-Сервис" представить материалы проекта планировки территории земельных участков.
После проведения публичных слушаний из земельных участков, указанных в постановлении администрации с.п. от 26.11.2014 N 461/11, образованы земельные участки, которые в настоящий момент находятся в собственности общества.
В связи с тем, что с 01.01.2015 полномочиями по утверждению проекта планировки территории на территории Московской области наделено Министерство строительного комплекса, общество 23.01.2015 обратилось к заинтересованному лицу с заявлением об утверждении проекта планировки территории.
На основании обращения общества и поручения министерства 20.03.2015 архитектурной комиссией Градостроительного совета Московской области подготовлено градостроительное заключение, в соответствии с которым обществу рекомендовано доработать проект планировки территории.
После доработки проекта планировки территории, общество 21.04.2015 вновь обратилось с заявлением в министерство.
По итогам рассмотрения проекта планировки территории управление письмом от 02.06.2015 N 31Исх-9289/01-03 сообщило обществу о том, что в адрес министерства подготовлено письмо, в котором управление считает возможным утвердить проект планировки территории для размещения многофункционального жилого комплекса "Ангелово-Резиденц".
На заседании Градостроительного совета Московской области от 04.08.2015 (протокол N 28) бпринято решение об одобрении проекта планировки территории для размещения многофункционального жилого комплекса "Ангелово-Резиденц" по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Отрадненское, село Ангелово со следующими показателями:
Общая площадь квартир в МКД - 90 795 кв.м.
Общая площадь блокированных домов - 57 836 кв.м.
Этажность:
Жилых домов - 2-3 эт.
ИФК - 5 эт.
ДДУ - 274 мест.
Общеобразовательная школа - 568 мест.
Кабинет врача общей прктики - 90 кв.м.
Парковка - 1 812 м/м.
Многофункциональный комплекс - 14 500 кв.м.
Административное здание - 1 809 кв.м.
Многоэтажный гараж с объектами обслуживания - 16 428 кв.м.
Плотность застройки МКД - 7549 кв.м/га.
Плотность блокированной застройки - 10 660 кв.м/га.
Комитет в порядке межведомственной системы электронного документооборота Московской области 13.10.2015 направил в адрес министерства письмо N Исх-16036/27-08, в котором сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020310:529 накладывается на земли лесного фонда Истринского лесничества Красногорского участкового лесничества кварталы 38, 39, ориентировочная площадь наложения 23 624,74 кв.м 22.10.2015 на заседании Межведомственной комиссии Градостроительного совета Московской области по вопросам градостроительной деятельности указано, что по сведениям комитета лес один из земельных участков с кадастровым номером 50:11:0020310:529 накладывается на земли лесного фонда, в связи с чем, ЗАО "Росинак-Сервис" рекомендовано совместно с комитетом проработать вопрос наложения земель лесного фонда на указанный земельный участок.
В соответствии с заключением предприятия от 18.12.2015 следует, что часть площади земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020310:529 (2,4834 га) расположена на землях лесного фонда, кварталы 38, 39 Красногорского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес" комитета. При этом в заключении указано, что данное заключение подготовлено с использованием координат, предоставленных заявителем на основании материалов лесоустройства, не являющихся обязательными нормативно-техническими документами.
В заключении указано на то, что любые сведения, представленные в настоящем заключении, носят информационный характер и не могут быть рассмотрены в качестве основания для принятия решения, рекомендации по вопросам согласования границ земельных участков или в качестве любой другой рекомендации. Сведения из настоящего документа не могут быть использованы в основе какого-либо юридически связывающего обязательства или соглашения.
Министерство 17.01.2016 приняло решение об отклонении от утверждения проекта планировки территории для размещения жилого комплекса "Ангелово-Резиденц" по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Отрадненское, с. Ангелово, в связи с тем, что в соответствии с заключением Комитета лесного хозяйства Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020310:529 имеет наложения на земли лесного фонда Истринского лесничества Красногорского участкового лесничества кварталы 38, 39. Отказ оформлен письмом N 20Исх-1203/32.
Посчитав, что данный отказ является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ЗАО "Росинка-Сервис" обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (пункт 2 статьи 42 Градостроительного кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 42 Градостроительного кодекса основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:
1) схему расположения элемента планировочной структуры;
2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории;
4) схему границ территорий объектов культурного наследия;
5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;
6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
Пояснительная записка, содержит описание и обоснование положений, касающихся:
1) определения параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории;
2) защиты территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения мероприятий по гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности;
3) иных вопросов планировки территории.
В соответствии с положениями статьи 45 Градостроительного кодекса до утверждения проекта планировки подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях По смыслу положений статьи 41, 42. 45 Градостроительного кодекса проекты планировки территории подлежат утверждению на основании решений органов местного самоуправления сельского поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Между тем, статьей 8.2 Градостроительного кодекса полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На территории Московской области на основании Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ перераспределены полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти Московской области, в соответствии с которыми с 01.01.2015 Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов по утверждению проекта планировки территории.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 13.1 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области. Утвержденного постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 N 786/44 (с изменениями от 31.10.2014) к полномочиям министерства отнесены вопросы по утверждению документации по планировке территории.
Отказывая в утверждении проекта планировки территории, Министерство строительного комплекса Московской области указало, что один из земельных участков, входящих в территорию, на которую заявитель просил утвердить проект планировки, имеет пересечение с землями лесного фонда.
Из положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса (статья 7 Лесного кодекса).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В силу статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Из части 7 статьи 38 Закона о кадастре следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о кадастре при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Закона о кадастре установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Закона о кадастре).
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020310:529 поставлен на кадастровый учет, сведения о местоположении (границах) земельного участка были внесены в ГКН.
Между тем лесной участок, расположенный в кварталах 38, 39 Истринского лесничества Красногорского участкового лесничества на государственный кадастровый учет не поставлен.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4. данного закона в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обосновывая доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020310:529 (в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020310:1186) расположен на землях лесного фонда, министерство и комитет на то, что данный факт подтверждается сведениями, содержащимися в Региональной географической информационной системе Московской области (далее - РГИС МО), созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38, которая позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложение при их наличии, а также выписками из государственного лесного реестра и копией планшета лесоустройства 1999-2000 годов N 5, составленного в результате проведения работ по лесоустройству.
Судом первой инстанции правомерно не приняты данные доводы министерстваи и комитета по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020310:529 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020310:468 на основании решения ЗАО "Росинка-Сервис" от 05.03.2010.
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020310:468 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020310:0368 на основании решения ЗАО "Росинка-Сервис" от 12.01.2009.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020310:0368 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020310:0068 на основании решения ЗАО "Росинка-Сервис" от 24.04.2007.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0020310:0068 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решения ЗАО "Росинка-Сервис" от 17.10.2006 о размежевании земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020310:0007.
Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0020310:0007 был поставлен на государственный кадастровый учет 14.01.2003 года, границы земельного участка были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается копией кадастрового дела, представленного в материалы дела.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка земельного участка с кадастровым номером 50:11:0020310:0007 на государственный кадастровый учет была осуществлена 14.01.2003, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы. Тем более сведения в данную программу вносились на основании данных предоставляемых Комитетом лесного хозяйства Московской области.
Кроме того, сама по себе программа и распечатки из нее не могут служить доказательствами по делу: к таким доказательствам относятся лесные планшеты и другие материалы лесоустройства.
Доводы министерства и комитета о том, что подтверждением наложения земельного участка на земли лесного фонда является также планшет лесоустройства 1999-2000 годов N 5 подлежат отклонению, поскольку указанный планшет не содержит координат лесного участка.
При этом в соответствии с пунктом 36 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Содержащиеся в материалах дела документы в лбом случае не позволяют разрешить упомянутый вопрос о наложении участков без проведения судебной экспертизы.
При этом в целях установления пересечения земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу, суд первой инстанции предлагал сторонам рассмотреть вопрос о проведении по делу судебной экспертизы (определение суда от 17.08.2016).
Между тем от лиц, участвующих в деле ходатайства о проведении судебной экспертизы не поступило.
На аналогичный вопрос апелляционного суда о проведении по делу судебной экспертизы участвующие в судебном заседании представители, в том числе комитета и министерства ответили отказом.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанных положений министерство не представило надлежащих доказательств, которые могли бы подтверждать содержащееся в оспариваемом решении обстоятельство - наложение части территории, на которую ЗАО "Росинка-Сервис" просило утвердить проект планировки территории.
Доводы министерства и комитета о том, что в данном случае имеется спор о праве и в рамках настоящего дела данный спор не подлежит разрешению, также подлежат отклонению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 56 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Спор о праве на недвижимое имущество может быть разрешен только путем предъявления исковых требований в порядке гражданского судопроизводства.
В рамах настоящего спора ЗАО "Росинка-Сервис" просит признать незаконным отказ министерства в утверждении проекта планировки территории, который основывается на том, что имеется пересечение с землями лесного фонда.
Исходя из смысла положений действующего законодательства отказ органа государственной власти либо органа местного самоуправления в принятии того либо иного решения не должен носить формальный и произвольный характер, данный отказ должен соответствовать действующему законодательству и подтверждаться документально.
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что территория, на которую ЗАО "Росинка-Сервис" просил министерство утвердить проект планировки, налагается на земли лесного фонда, не имеется и оснований полагать, что между сторонами существует спор о праве.
Не могут быть также приняты во внимание доводы министерства и управления о том, что производство по делу в части требований об обязании министерства утвердить проект планировки территории подлежит прекращению, поскольку в рамках дела N А41-14720/16 указанные требования были предметом рассмотрения и заявитель отказался от них, по следующим обстоятельствам.
В соответствии с частью 3 статьи 151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Следовательно, заявитель не имеет право повторно обращаться в суд с требованиями при наличии в совокупности трех оснований:
- спор между теми же лицами;
- спор о том же предмете;
- спор по тем же основаниям.
В соответствии с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2012 N 5150/12 по делу N А10-4975/2010, основание иска - это фактические обстоятельства, из которых вытекают и на которых основываются требования истца. Под основанием иска понимаются юридические факты, с которыми в силу норм материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.
По смыслу части 1 статьи 49 АПК РФ предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от них, признании наличия или отсутствия правоотношения, изменении или прекращении его (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2004 N 2353/04 по делу N А60-14530/03-С4).
В рамках дела N А41-14720/16 ЗАО "Росинка-Сервис" просило признать незаконным бездействие министерства по непринятию по существу решения по заявлению общества об утверждении проекта планировки, и в качестве восстановления нарушенных прав в случае установления факт незаконного бездействия, просило суд обязать заинтересованное лицо утвердить проект планировки территории.
В рамках настоящего дела ЗАО "Росинка-Сервис" оспаривает уже отказ министерства в утверждении проекта планировки территории, содержащего конкретные основания, по которым заявителю было отказано в утверждении проекта планировки территории и просит обязать заинтересованное лицо утвердить проект планировки территории.
При этом требование об обязании министерства утвердить проект планировки территории в данном случае направлено на устранение нарушений прав и интересов ЗАО "Росинка-Сервис" в случае удовлетворения требования о признании отказа незаконным.
Требование ЗАО "Росинка-Сервис" обязать министерство утвердить проект планировки территории является не самостоятельным требованием, а способом восстановления нарушенных прав ЗАО "Росинка-Сервис", который суд вправе был установить в решении как по делу об оспаривании ненормативного правового акта, так и по делу об оспаривании бездействия в случае признания такого акта либо бездействия незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, заявленные требования и их основания в рамках настоящего дела и в рамках дела N А41-14720/16 различны.
Из доводов лиц, участвующих в деле, материалов дела, оснований для отмены решения не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.09.2016 по делу N А41-30184/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30184/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2017 г. N Ф05-2219/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Росинка-Сервис"
Ответчик: Министерство Строительного комплекса Московской области
Третье лицо: Администрация Красногорского муниципального района Московской области, администрация сельского поселения Отрадненское Красногорского муниципального района Московской области, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, Комитет лесного хозяйства, Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Росимущества в Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект", Министерство строительного комплекса Московской области
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2219/17
06.12.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15459/16
28.11.2016 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15321/16
16.09.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-30184/16