Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А42-2230/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Журавлев И.А. - доверенность от 03.02.2016;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27764/2016) ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.09.2016 по делу N А42-2230/2016 (судья Воронцова Н.В.), принятое
по заявлению ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области"
к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморске Мурманской области
о признании незаконным решения
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области", место нахождения: 183017, г. Мурманск, ул. Нахимова, д. 20, ОГРН 1105110000709 (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморске Мурманской области, место нахождения: 184602, Мурманская область, г. Североморск, ул. Кирова, д. 2 А (далее - Фонд) об отказе в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов от 17.03.2016 N 1540.
Решением суда от 06.09.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, отказ в предоставлении отсрочки (переносе срока уплаты страховых взносов) необоснован, поскольку никаких ограничений, касающихся невозможности предоставления отсрочки по уплате страховых взносов задолженность по которым погашена, нормы Закона N 212-ФЗ не содержат.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Фонд, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, направил отзыв, в ктором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение обратилось в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморске Мурманской области с заявлением от 01.03.2016 о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов за декабрь 2015 года на период с 15.01.2016 по 26.01.2016 в связи с отсутствием на указанный период предельных объемов финансирования.
Решением, оформленным в виде письма от 17.03.2016 N 1540, Фонд отказал в предоставлении отсрочки, ссылаясь на положения части 3 статьи 18.1 Закона N 212-ФЗ - отсутствие задолженности по страховым взносам за декабрь 2015 года по состоянию на 04.03.2016.
Считая отказ Фонда в предоставлении отсрочки уплаты взносов незаконным, Учреждение обратилось в суд с названным заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что поскольку на момент обращения в Фонд с заявлением о предоставлении отсрочки у Учреждения задолженность по страховым взносам за декабрь 2015 года отсутствовала, у Фонда отсутствовали правовые основания для принятия решения о предоставлении отсрочки.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Учреждения, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Диспозиция указанной статьи предусматривает обязательное условие - наличие задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
С 1 января 2015 года такой порядок установлен непосредственно в указанном Законе. Кроме того, закреплено и право плательщика страховых взносов получать данную отсрочку или рассрочку (пункт 13 части 1 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 18.1 Федерального закона N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии не предоставления (несвоевременное предоставления) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) не доведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также не перечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов установлен статьей 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению плательщика страховых взносов в соответствующий орган, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прилагаются следующие документы:
1) акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
2) справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов, содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках;
5) обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график погашения задолженности;
6) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, указанных в части 3 статьи 18.1 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, указанному в пункте 2 части 3 статьи 18.1 настоящего Федерального закона, плательщику страховых взносов, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страхового взноса, в том числе в счет оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) плательщику страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате страховых взносов, в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 20.04.2015 N НП-30-26/4958 разъяснил, что бюджетные организации вместо справок банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке, справок банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика в банках предоставляют соответствующие справки из управления федерального казначейства.
Сведения, содержащиеся в представленных плательщиком документах, с учетом нормы, предусмотренной в части 3 статьи 18.1 Федерального закона N 212-ФЗ, могут быть использованы в качестве инструмента для определения наличия достаточных оснований полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов в установленные Федеральным законом N 212-ФЗ сроки может возникнуть в течение периода, на который ему может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд послужил отказ Фонда в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов за декабрь 2015 года.
Основанием для отказа в предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов явился вывод Фонда об отсутствии у Учреждения по состоянию на 04.03.2016 задолженности по страховым взносам за декабрь 2015 года.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Учреждением по обязательным платежам по страховым взносам погашена 26.01.2016.
Таким образом, на дату обращения в Пенсионный фонд с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов Учреждение не имело недоимки по страховым взносам.
Согласно части 1 статьи 18.56 Закона N 212-ФЗ действие отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прекращается по истечении срока действия соответствующего решения либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 18.5 Закона N 212-ФЗ действие отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов прекращается досрочно в случае уплаты всей причитающейся суммы страховых взносов и соответствующих процентов до истечения установленного срока.
В силу приведенных выше норм решение о предоставлении отсрочки предшествует сроку, на который она предоставляется и моменту выплаты суммы задолженности.
Из заявления Учреждения от 01.03.2016, поступившего в Пенсионный фонд 03.03.2016 следует, что заявитель просит о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов за декабрь 2015 на период с 15.01.2016 по 26.01.2016.
Вместе с тем, требование Учреждения не основано на нормах права, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов за периоды истекшие на дату обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Поскольку задолженность по уплате страховых взносов за декабрь 2015 года на дату рассмотрения заявления Учреждения отсутствовала, и на дату рассмотрения заявления истек срок, до которого испрашивалась отсрочка платежей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности решения Пенсионного фонда от 17.03.2016 N 1540.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
По мнению суда апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.09.2016 по делу N А42-2230/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2230/2016
Истец: федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области", ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Мурманской области"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморске Мурманской области