Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
город Ростов-на-Дону |
|
07 декабря 2016 г. |
дело N А53-18434/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Ростовская городская станция по борьбе с болезнями животных" - Землянского С.В. по доверенности от 01.08.2015,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области - Шорлуян А.В. по доверенности от 11.01.2016, Пономаревой Е.А. по доверенности от 29.08.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 09.09.2016 по делу N А53-18434/2016, принятое судьей Чернышевой И.В.,
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Ростовская городская станция по борьбе с болезнями животных"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Ростовская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ГБУ РО "Ростовская горСББЖ", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 08.04.2016 N 223 в части пунктов 1 - 8, 13 - 15, 17 - 21, 24, 25, 28, 30, 32 - 37, 39 - 43, 45 - 53, 55, 56.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2016 предписание управления признано недействительным в оспариваемой части. С управления в пользу учреждения взыскано 3 000 рублей. Суд пришел к выводу о незаконности предписания в оспариваемой части, в связи с тем, что учреждением не используются возбудители инфекционных заболеваний III - IV групп патогенности при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, поскольку манипуляции с патогенными биологическими агентами и их хранение, исследования, посевы учреждением не осуществляются.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что учреждение осуществляет лицензируемый вид деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний III - IV групп патогенности при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы.
После отложения судебного разбирательства определением от 02.12.2016 в составе суда произведена замена судьи Гуденица Т.Г. на судью Илюшина Р.Р., в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается сначала.
В судебном заседании представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель Государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Ростовская городская станция по борьбе с болезнями животных" с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.02.2016 N 00076 в отношении учреждения в период с 14.03.2016 по 08.04.2016 проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
В ходе проверки административным органом, согласно акту проверки от 08.04.2016 N 000076, выявлены нарушения санитарного законодательства и лицензионных требований и условий, в том числе следующие:
- учреждение осуществляет лицензируемый вид деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах на основании лицензии N 61.РЦ.Ю.001.Л.000061.05.09 от 29.05.2009, при переименовании юридическою лица лицензия не переоформлена что не соответствует п. 1 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), п. 2.1.1 СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" (далее - СП 1.3.2322-08), п.1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании);
- на момент проверки все лаборатории ГБУ РО "Ростовская горСББЖ" не имели действующих санитарно- эпидемиологических заключений на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, при этом в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы (далее - ЛВСЭ) проводятся диагностические паразитологические исследования: трихинеллоскопия на обнаружение гельминтов - трихинеллы, паразитологические исследования рыбы на дифиллоботриоз, описторхоз, анизакидоз и др. что не соответствует п.1 ст. 26 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 2.1.2 СП 1.3.2322-08;
- отсутствует приказ о допуске к работе с III-IV группами патогенности специалистов ЛВСЭ рынков, не представлены документы о допуске инженерно- технического персонала к обслуживанию оборудования, что не соответствует п.1 ст. 26 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 2.2.3 и 2.2.2 СП 1.3.2322-08;
- отсутствует приказ о создании Комиссии по контролю соблюдения требований биологической безопасности, нет актов работы комиссии по контролю соблюдения требований биологической безопасности за 2014 год, что не соответствует п. 1 ст. 26 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 4.2 и 4.3 СП 1.3.2322-08;
- отсутствуют планы ликвидации аварий, разработанные для конкретной лаборатории, в зависимости от характера выполняемых работ, вида и свойств возбудителей, масштабов аварий, документы, подтверждающие проведение плановых тренировочных занятий по ликвидации аварий в ЛВСЭ, что не соответствует п. 1 ст. 26 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, п. 3.1, 3.2, 3.7, 3.8 СП 1.3.2322-08.
Управлением в ряде лабораторий также выявлено, что нарушаются требования, предъявляемые к содержанию помещений и ведению журнала учета бактерицидных ламп; отсутствует учет времени работы бактерицидных облучателей при генеральных уборках; имеет место - доставка в другие ветеринарные лаборатории материала для исследования в биксе, которые не промаркированы и не имеют международного знака "Биологическая опасность"; емкости для дезинфекции, не имеют должной маркировки: на емкостях не указывается предельный срок годности дезинфекционного средства; отсутствует на входной двери ЛВСЭ международный знак "Биологическая опасность"; не соответствует установленным требованиям состав аварийной аптечки; выбор используемого в лаборатории дезинфицирующего средства осуществлен без учета специфики объектов, подлежащих обеззараживанию, что не соответствует положениям Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, СП 1.3.2322-08 и СП 3.5.1378-03.
По результатам проведенных проверочных мероприятий ГБУ РО "Ростовская городская станция по борьбе с болезнями животных" административным органом выдано предписание от 08.04.2016 N 223 об устранении выявленных нарушений.
Полагая, что указанное предписание управления в части пунктов N N 1-8, 13-15, 17-21, 24.25, 28, 30, 32-37, 39-43, 45- 53, 55, 56 является незаконным, ГБУ РО "Ростовская горСББЖ" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со ст. 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 26 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в п. 1 ст. 26 названного закона, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 26 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
В силу п. 1.2, 1.3 СП 1.3.2322-08 санитарные правила устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с ПБА III - IV групп - патогенными для человека микроорганизмами и гельминтами, а также любыми объектами и материалами, включая полевой, клинический, секционный, подозрительными на содержание указанных ПБА. Санитарные правила предназначены для юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, проводящих на территории Российской Федерации работы с объектами и материалами, содержащими или подозрительными на содержание ПБА III - IV групп.
ГБУ РО "Ростовская горСББЖ" обращаясь с заявлением в суд просило признать, в том числе незаконными пункты 1 и 2 предписания, согласно которым требуется переоформление лицензии от 29.05.2009 N 61.РЦ.10.001.Л.000061.05.09 на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах, и оформление на все лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы ГБУ РО "Ростовская горСББЖ" санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
Согласно п. 2.1.1 СП 1.3.2322-08 деятельность юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, связанная с использованием ПБА III - IV групп и возбудителями паразитарных болезней, должна осуществляться в соответствии с Законом о лицензировании.
В силу п. 2.1.2 СП 1.3.2322-08 деятельность каждого структурного подразделения (микробиологической лаборатории, цеха, производственного участка и тому подобное), связанная с использованием ПБА III - IV групп, должна осуществляться на основании санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 2 Закона о лицензировании к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение названного в ч. 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Пунктом 19 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежит деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
Порядок лицензирования данного вида деятельности предусмотрен Положением о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 317 (далее - Положение о лицензировании N 317).
Действующим законодательством предусмотрено, что к лицензируемой деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутой системе относятся экспериментальные исследования, диагностические исследования (за исключением отбора проб продукции животного происхождения для лабораторных исследований и обязательной трихинеллоскопии, проводимых в рамках ветеринарно-санитарной экспертизы организациями, подведомственными уполномоченным в области ветеринарии органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации), производственные работы, хранение гельминтов, их производственных, музейных штаммов и материала зараженного или с подозрением на зараженность III - IV групп патогенности (п. 4 Приложения Положения о лицензировании N 317).
При этом структура указанной нормы позволяет сделать вывод о том, что к исключениям относятся отбор проб продукции животного происхождения для лабораторных исследований и отбор проб продукции животного происхождения для обязательной трихинеллоскопии, само проведение трихинеллоскопии под исключение не подпадает.
Согласно уставу учреждение организует и проводит ветеринарно-санитарную экспертизу, лабораторные исследования: мяса убойных видов животных, сырья животного происхождения, продукции растениеводства, а также полуфабрикатов и готовой пищевой продукции животного происхождения (п.5.1.6 устава); вправе осуществлять все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения не промышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (п. 5.1.30.1 устава).
Согласно пояснениям представителей управления и акту проверки от 08.04.2016 N 000076 в журналах ветеринарно-санитарной экспертизы лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы рынков города (в графе 16) отражено проведение исследований в учреждении на трихинеллез (микроскопическим (компрессорным) методом), рыбы на дифиллоботриоз, описторхоз, анизакидоз.
Представитель учреждения в судебном заседании также пояснил, что данные исследования в учреждении проводятся.
Факт проведения указанных исследований сторонами не оспаривается.
Таким образом, ГБУ РО "Ростовская горСББЖ" проводит трихинеллоскопию - исследование мяса на обнаружение (выявление) гельминтов трихинеллы, которая относится к гельминтам III группы патогенности согласно Приложению N 1 СП 1.3.2322-08 и паразитологические исследования рыбы на дифиллоботриоз, описторхоз, анизакидоз, которые относятся к гельминтам IV группы патогенности согласно Приложению N 1 СП 1.3.2322-08.
В соответствии с приложением к СП 1.3.2322-08 диагностическое исследование - это исследование объектов биотической и абиотической природы, проводимые с целью обнаружения, выделения и идентификации возбудителя, его антигена или антител к нему.
Согласно Методическим указаниям по лабораторной диагностике трихинеллеза животных, утвержденным Минсельхозпродом РФ 28.10.1998 N 13-7-2/1428, трихинеллез - опасный антропозоогельминтоз, вызываемый трихинеллами двух видов: Trichinella spiralis и Trichinella pseudospiralis, протекает остро и хронически. Весь цикл развития обоих видов проходит в организме одного хозяина - половозрелая стадия локализуется в кишечнике, личиночная - в мышечной ткани (п. 1.1).
Обязательному исследованию на трихинеллез подлежат: туши, полутуши, четвертины свиней (кроме поросят до 3-недельного возраста), кабанов, барсуков, медведей, всеядных и плотоядных животных, а также нутрий (п. 1.3).
При послеубойной диагностике трихинеллеза используют два метода исследования: микроскопический (компрессорный) и биохимический (метод переваривания).
Диагноз на трихинеллез ставят на основании результатов лабораторных исследований (п. 1.4).
Методами лабораторных исследований являются: микроскопическое исследование (компрессорная трихинеллоскопия), биохимическое исследование (трихинеллоскопия после искусственного переваривания мышц), дифференциальная диагностика.
Согласно приложению 1 к Методическим указаниям для трихинеллоскопии используется специальное оборудование.
Таким образом, трихинеллоскопия для диагностики трихинеллеза проводится только путем лабораторных исследований.
При таких обстоятельствах, требования управления о необходимости осуществлять деятельность по проведению трихинеллоскопии при наличии у учреждения лицензии и санитарно-эпидемиологических заключений являются законными и обоснованными.
Доводы учреждения, по существу, сводятся к тому, что проведение трихинеллоскопии в рамках ЛВСЭ не относится к перечню работ с ПБА III-IV групп патогенности.
По изложенным выше мотивам, указанные доводы основаны на неправильном толковании норм права, в том числе Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закона о лицензировании, Положения о лицензировании N 217, СП 1.3.2322-08.
Ссылки заявителя на судебные акты судебной коллегией не принимаются, поскольку, указанные судебные акты не имеют преюдициального значения для настоящего дела, суд исходит из фактических обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела.
Доводы ГБУ РО "Ростовская горСББЖ" о том, что письмом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2008 N СА-25/4775 учреждениям Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющим проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, разъяснено, что деятельность лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы при послеубойном осмотре лицензированию не подлежит, судебной коллегией не принимается.
Согласно указанным разъяснениям лицензированию не подлежит деятельность лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках, а также деятельность, связанная с проведением ветеринарно-санитарной экспертизы при послеубойном осмотре; в случаях возникновения сомнений в ветеринарно-санитарном благополучии представленной продукции в процессе проведения ветеринарно-санитарной экспертизы пробы продукции должны направляться в ветеринарную лабораторию, имеющую лицензию, для проведения бактериологических, биохимических, гистологических и других исследований.
Таким образом, учитывая, что трихинеллоскопия для диагностики трихинеллеза проводится только путем лабораторных исследований, ЛВСЭ учреждения в данном случае в ходе проведения ветеринарно-санитарной экспертизы осуществляет не только отбор проб, но и проведение их лабораторных исследований, а также что согласно письму Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2008 N СА-25/4775 пробы для исследования подлежат направлению в ветеринарную лабораторию, имеющую соответствующую лицензию, следует, что в рассматриваемом случае требуется наличие у учреждения соответствующей лицензии и санитарно-эпидемиологических заключений.
Указанная позиция также подтверждается в письме Роспотребнадзора от 19.02.2009 N 01/2176-9-32 "О лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний". Согласно письму подразделениям, осуществляющим и обеспечивающим государственный ветеринарный надзор, проводящим ветеринарно-санитарную экспертизу исключительно ветеринарных сопроводительных документов на представленную продукцию, лицензия на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, не выдается.
Лицензия на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, выдается исключительно тем подразделениям, которые осуществляют деятельность, связанную с проведением исследований материалов, зараженных или с подозрением на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний I - IV групп патогенности, в том числе тем подразделениям, которые непосредственно осуществляют отбор проб материалов, зараженных или с подозрением на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний I - IV групп патогенности, и доставку проб в подразделения, осуществляющие проведение исследований, осуществляющих микроскопическое исследование продукции животноводства на продовольственных рынках с целью обнаружения паразитарных заболеваний, осуществляющих производственный контроль за качеством продукции на предприятиях - производителях животноводческой продукции.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению, в том числе в случае изменения наименования юридического лица.
Заявителем по делу внесены изменения в наименование учреждения, включено указание на тип учреждения - бюджетное, в связи с чем указанная лицензия подлежит переоформлению.
Учреждение также просит признать незаконными пункты 3- 8, 13 - 15, 17 - 21, 24, 25, 28, 30, 32 - 37, 39 - 43, 45 - 53, 55, 56 предписания, которыми в соответствии с выявленными нарушениями ГБУ РО "Ростовская горСББЖ" предложено обеспечить:
допуск специалистов ЛВСЭ рынков к работе с ПБА III - IV групп на основании приказа руководителя организации, издаваемого один раз в два года (пункт 3);
допуск инженерно-технического персонала к обслуживанию оборудования и т.д. в лаборатории ЛВСЭ рынков на основании приказа руководителя организации (пункт 4);
создание Комиссии по контролю соблюдения требований биологической безопасности на основании приказа руководителя организации (пункт 5);
действенную работу Комиссии по контролю соблюдения требований биологической безопасности (пункт 6);
разработку плана ликвидации аварий, для конкретной лаборатории, в зависимости от характера выполняемых работ, вида и свойств возбудителей, масштабов аварий (пункт 7);
обучение персонала лабораторий мероприятиям, проводимым при авариях с организацией плановых тренировочных занятий по ликвидации аварий 1 раз в год (пункт 8);
по ЛВСЭ N 1 ГБУ РО "Ростовская горСББЖ", расположенной в г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 12:
выполнение внутренней отделки помещений лаборатории - залы для осмотра мяса, зал для осмотра птицы, кроликов, нутрий; оборудование светильников общего освещения сплошными рассеивателями (пункт 13);
соблюдение режимов обеззараживания воздуха бактерицидными облучателями, в т.ч. при генеральных уборках (пункт 14);
доставку в другие ветеринарные лаборатории материала для исследования в биксе с соответствующей маркировкой и международным знаком "Биологическая опасность" (пункт 15);
по ЛВСЭ N 2 ГБУ РО "Ростовская горСББЖ", расположенной в г. Ростов-на-Дону, пл. Базарная, 2:
оборудование на входной двери лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы международного знака "Биологическая опасность" (пункт 17);
выполнение внутренней отделки помещений лаборатории - зал предварительного осмотра мяса, помещение для проведения трихинеллоскопии, подсобное помещение (пункт 18);
укомплектование аварийной аптечки (пункт 19);
по ЛВСЭ N 7 ГБУ РО "Ростовская горСББЖ", расположенной в г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, 66/3:
оборудование на входной двери лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы международного знака "Биологическая опасность" (пункт 20);
выполнение внутренней отделки помещений лаборатории, оборудование светильников общего освещения сплошными рассеивателями, замену лабораторных столов (пункт 21);
оборудование помещения "заразной" зоны стационарным бактерицидным облучателем (пункт 24);
выбор используемого в лаборатории при проведении паразитологических исследований (трихинеллоскопия, исследования рыбы) дезинфицирующего средства с учетом специфики объектов, подлежащих обеззараживанию, и целевым назначением (пункт 25);
ЛВСЭ N 6 ГБУ РО "Ростовская горСББЖ", расположенной в г. Ростов-на-Дону, ул. 20 лет Октября, 66А:
выбор используемого в лаборатории при проведении паразитологических исследований (трихинеллоскопия, исследования рыбы) дезинфицирующего средства с учетом специфики объектов, подлежащих обеззараживанию, и целевым назначением (пункт 28);
соблюдение режимов обеззараживания воздуха бактерицидными облучателями, в т.ч. при генеральных уборках (пункт 30);
по ЛВСЭ N 9 ГБУ РО "Ростовская горСББЖ", расположенной в г. Ростов-на-Дону, ул. Тринёва, За:
ведение журналов учета работы бактерицидных облучателей по установленной форме (пункт 32);
соблюдение режимов обеззараживания воздуха бактерицидными облучателями, в т.ч. при генеральных уборках (пункт 33);
укомплектование аварийной аптечки (пункт 34);
выбор используемого в лаборатории при проведении паразитологических исследований (трихинеллоскопия, исследования рыбы) дезинфицирующего средства с учетом специфики объектов, подлежащих обеззараживанию, и целевым назначением (пункт 35);
по ЛВСЭ N 12 ГБУ PО "Ростовская горСББЖ", расположенной в г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 107/1:
выбор используемого в лаборатории при проведении паразитологических исследований (трихинеллоскопия, исследования рыбы) дезинфицирующего средства с учетом специфики объектов, подлежащих обеззараживанию, и целевым назначением (пункт 36);
укомплектование аварийной аптечки (пункт 37);
ведение журналов учета работы бактерицидных облучателей по установленной форме (пункт 39);
соблюдение режимов обеззараживания воздуха бактерицидными облучателями, в т.ч. при генеральных уборках (пункт 40);
по ЛВСЭ N 3 ГБУ РО "Ростовская горСББЖ", расположенной в г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 4/16:
оборудование на входной двери лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы международного знака "Биологическая опасность" (пункт 41);
выполнение внутренней отделки помещений лаборатории, оборудование светильников общего освещения сплошными рассеивателями, замену лабораторных столов (пункт 42);
хранение уборочного инвентаря в установленном порядке (пункт 43);
соблюдение режимов обеззараживания воздуха бактерицидными облучателями, в т.ч. при генеральных уборках (пункт 45);
укомплектование аварийной аптечки (пункт 46);
по ЛВСЭ N 10 ГБУ РО "Ростовская горСББЖ", расположенной в г. Ростов-на-Дону, ул. Королева. 22 "а"/30"а":
раздельное хранение спецодежды и верхней одежды персонала (пункт 47);
соблюдение режимов обеззараживания воздуха бактерицидными облучателями, в т.ч. при генеральных уборках (пункт 48);
по ЛВСЭ N 8 ГБУ РО "Ростовская горСББЖ", расположенной в г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, 32/3:
укомплектование аварийной аптечки (пункт 49);
соблюдение режимов обеззараживания воздуха бактерицидными облучателями, в т.ч. при генеральных уборках (пункт 50);
по ЛВСЭ N 4 ГБУ РО "Ростовская горСББЖ", расположенной в г. Ростов-на-Дону, пр. Коммунистический, 47 "а":
оборудование на входной двери лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы международного знака "Биологическая опасность" (пункт 51);
оборудование лаборатории в установленном порядке (пункт 52);
укомплектование аварийной аптечки (пункт 53);
раздельное хранение проб и продуктов питания сотрудников лаборатории (пункт 55);
соблюдение режимов обеззараживания воздуха бактерицидными облучателями, в т.ч. при генеральных уборках (пункт 56).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями.
Согласно пункту 2.2.2 СП 1.3.2322-08 допуск персонала к работе с ПБА III-IV групп должен осуществляться на основании приказа руководителя организации, издаваемого один раз в два года с учетом требований п. 2.2.1 настоящего раздела, и проверки знаний персоналом требований биологической безопасности. Инструктажи по соблюдению требований биологической безопасности должны проводиться не реже 1 раза в год.
Инженерно-технический персонал, дезинфекторы и санитарки структурного подразделения, осуществляющего деятельность с использованием ПБА III - IV групп, должны проходить вводные и периодические инструктажи по биологической безопасности по месту работы в соответствии с должностными обязанностями. Допуск инженерно-технического персонала к обслуживанию оборудования оформляется на основании приказа руководителя организации один раз в два года (пункт 2.2.3 СП 1.3.2322-08).
Пунктом 4.2 СП 1.3.2322-08 установлено, что в организации, работающей с ПБА, создается комиссия по контролю соблюдения требований биологической безопасности.
В соответствии с пунктом 4.3 СП 1.3.2322-08 текущий контроль выполнения требований настоящих правил осуществляется руководителем лаборатории или лицом, назначенным приказом по организации.
Согласно пункту 3.1 СП 1.3.2322-08 на случай аварии, при которой создается реальная или потенциальная возможность выделения патогенного биологического агента в воздух производственной зоны, среду обитания человека и заражения персонала, в подразделениях, где ведут работы с ПБА, должен быть план ликвидации аварии, запас дезинфицирующих средств, активных в отношении возбудителей, с которыми проводят исследования. В подразделении, проводящем работу с ПБА, в специально отведенном месте хранят гидропульт (автомакс), комплекты рабочей (для переодевания пострадавших) и защитной (для сотрудников, ликвидирующих последствия аварии) одежды, аварийную аптечку. В состав аварийной аптечки входит: спирт этиловый 70% (два флакона по 100 мл), 2 - 3 навески перманганата калия для приготовления 0,05% раствора (0,0125 г перманганата калия + 25 мл воды), стерильная дистиллированная вода, 5% настойка йода, ножницы с закругленными браншами, перевязочные средства (вата, бинты и пр.), жгут и нашатырный спирт. Ответственным за комплектование аптечки экстренной медицинской помощи является руководитель подразделения.
Пункт 3.2 СП 1.3.2322-08 указывает на то, что объем мероприятий по ликвидации аварии зависит от характера выполняемой работы, вида и свойств возбудителя, масштабов аварии.
После ликвидации аварии руководитель организации совместно с членами Комиссии по контролю соблюдения требований биологической безопасности оценивают объем и качество, в том числе с использованием лабораторных методов исследований, проведенных мероприятий по локализации или ликвидации аварии и принимают решение о возобновлении работ с микроорганизмами (пункт 3.7 СП 1.3.2322-08).
Во всех подразделениях, работающих с ПБА, не реже одного раза в год проводят плановые тренировочные занятия по ликвидации аварий (пункт 3.8 СП 1.3.2322-08).
Согласно пункту 2.3.11 СП 1.3.2322-08 внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами. Поверхность пола, стен, потолка в лабораторных помещениях "заразной" зоны должна быть гладкой, без щелей, устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств. Помещения блока для работы и содержания инфицированных животных, боксированные помещения, микробиологические комнаты должны быть оборудованы автономными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, оснащенными фильтрами тонкой очистки на выходе, проверяемыми на защитную эффективность, или боксами биологической безопасности II класса.
Лабораторное оборудование и мебель (столы, стеллажи для содержания животных, стулья и т.д.) должны быть гладкими, без острых краев и шероховатостей и иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность столов не должна иметь швов и трещин. В помещениях "заразной" зоны не допускается использование мебели из древесины и с мягким покрытием (пункт 2.3.17 СП 1.3.2322-08).
Помещения "заразной" зоны должны быть оборудованы бактерицидными облучателями для обеззараживания воздуха и поверхностей в соответствии с нормативами (пункт 2.3.19 СП 1.3.2322-08)
Текущая уборка помещений проводится ежедневно влажным способом после окончания рабочего дня: в "чистой" зоне лаборатории с применением моющих средств, в "заразной" зоне с применением дезинфектантов. При дезинфекции объектов, загрязненных кровью и другими биологическими субстратами, представляющими опасность в распространении парентеральных вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции, следует руководствоваться действующими инструктивно-методическими документами и применять ДС по противовирусному режиму. В боксовых помещениях проводится еженедельная генеральная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств. Поверхности в помещениях, аппараты, приборы протирают дезинфицирующим раствором, стены обрабатывают на высоту до 2 метров. После влажной уборки включают бактерицидные лампы. Эксплуатация бактерицидных облучателей должна осуществляться в соответствии с действующими методическими документами по применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях, утвержденными в установленном порядке. Стеклянные поверхности бактерицидных ламп следует протирать в выключенном положении ветошью, смоченной спиртом, не реже 1 раза в неделю (пункт 2.12.16 СП 1.3.2322-08).
В соответствии с пунктом 2.4.1 СП 1.3.2322-08 доставка в лабораторию материала для исследования осуществляется в контейнерах, биксах или в сумках-холодильниках, которые должны быть промаркированы и иметь международный знак "Биологическая опасность".
В соответствии с пунктом 4.1.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03 емкости с дезинфицирующими, моющими и стерилизующими средствами должны иметь четкие надписи с указанием названия препарата, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности.
Фасовку, приготовление рабочих растворов, эмульсий, приманок, импрегнацию белья инсектицидами, репеллентами с последующей сушкой и т.д. проводят в специальном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией. В этих помещениях не допускается хранение личных вещей, пищевых продуктов, присутствие посторонних лиц, прием пищи, курение (пункт 3.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03).
Микробиологические лаборатории, где проводят работы с ПБА III-IV групп, должны размещаться в отдельно стоящем здании или в изолированной части здания. На входной двери лаборатории должны быть обозначены название (номер) лаборатории и международный знак "Биологическая опасность" (пункт 2.3.1 СП 1.3.2322-08).
Диагностические лаборатории, проводящие исследования с ПБА III - IV групп, должны иметь 2 входа: один - для сотрудников, другой - для доставки материала на исследование. Допускается получение материала через передаточное окно. В лабораториях научно-исследовательских организаций, проводящих экспериментальные исследования с ПБА III - IV групп, а также в производственных лабораториях допускается наличие одного входа (пункт 2.3.3 СП 1.3.2322-08).
Пунктом 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03 предусмотрено, что дезинфекционные средства хранят в таре (упаковке) поставщика с этикеткой, в условиях, регламентированных нормативными документами на каждое средство, в специально предназначенных помещениях (складах). Тарная этикетка хранится весь период хранения (реализации) дезинфекционного средства.
Выбор дезинфицирующего средства определяется спецификой объектов, подлежащих обеззараживанию, и целевым назначением средства (пункт 2.12.9 СП 1.3.2322-08).
Согласно п. 2.3.7 СП 1.3.2322-08 помещения лабораторий разделяют на "заразную" зону, где осуществляются манипуляции с ПБА III - IV групп и их хранение, и "чистую" зону, где не проводят работы с микроорганизмами и их хранение. Данным пунктом предусмотрено, какие помещения располагаются в "чистой" зоне и в "заразной" зоне лабораторий.
Пунктом 2.4.23 СП 1.3.2322-08 предусмотрено, что в "заразной" зоне лаборатории не допускается оставлять после окончания работы на рабочих местах нефиксированные мазки или посуду с ПБА; пипетировать ртом, переливать жидкий инфекционный материал через край сосуда (пробирки, колбы, флакона и др.); хранить верхнюю одежду, головные уборы, обувь, зонты, хозяйственные сумки, косметику и т.п., а также продукты питания; курить, пить воду; оставлять рабочее место во время выполнения любого вида работ с ПБА; сливать жидкие отходы (инфицированные жидкости, исследуемый материал и т.д.) в канализацию без предварительного обеззараживания; удалять необеззараженные сгустки крови из пробирок, флаконов вытряхиванием.
Прием посетителей, хранение пищевых продуктов, прием пищи разрешается только в специально отведенных местах в "чистой" зоне лаборатории (пункт 2.4.20 СП 1.3.2322-08).
В пунктах 2.3.4 - 2.3.7 и 2.3.11 СП 1.3.2322-08 раскрываются вопросы об оборудовании лабораторий: лаборатория должна быть обеспечена холодным и горячим водоснабжением, канализацией, электричеством, отоплением и вентиляцией; все помещения лаборатории должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с требованиями действующих нормативных документов; объемно-планировочные решения и размещение оборудования должны обеспечивать поточность движения ПБА III - IV групп, персонала и выполнение требований настоящих санитарных правил; лаборатории должны иметь набор рабочих и вспомогательных помещений (комнат); набор помещений и их оснащение оборудованием могут варьировать в зависимости от конкретных целей и задач лаборатории; помещения лабораторий разделяют на "заразную" зону, где осуществляются манипуляции с ПБА III - IV групп и их хранение, и "чистую" зону, где не проводят работы с микроорганизмами и их хранение; внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами; поверхность пола, стен, потолка в лабораторных помещениях "заразной" зоны должна быть гладкой, без щелей, устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств; полы должны быть не скользкими, иметь гидроизоляцию.
Помещения "заразной" зоны должны быть оборудованы бактерицидными облучателями для обеззараживания воздуха и поверхностей в соответствии с нормативами (пункт 2.3.19 СП 1.3.2322-08).
Соблюдение вышеуказанных положений санитарных правил является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с ПБА III - IV групп патогенности.
Материалами дела, в том числе актом проверки подтверждается нарушение учреждением указанных санитарных правил. Доказательства соблюдения данных положений санитарных правил учреждением не представлены.
Доводы ГБУ РО "Ростовская горСББЖ" фактически сводятся к тому, что учреждением не используются возбудители инфекционных заболеваний III-IV групп патогенности при проведении ветеринарно-санитарной поскольку манипуляции с патогенными биологическими агентами и их хранение, исследования, посевы учреждением не осуществляется, в связи с чем учреждение полагает, что оспариваемые пункты предписания являются незаконными.
Вместе с тем указанный довод противоречит вышеизложенным обстоятельствам по делу, учреждение осуществляет исследование мяса на обнаружение (выявление) гельминтов трихинеллы, которая относится к гельминтам III группы патогенности согласно Приложению N 1 СП 1.3.2322-08 и паразитологические исследования рыбы на дифиллоботриоз, описторхоз, анизакидоз, которые относятся к гельминтам IV группы патогенности согласно Приложению N 1 СП 1.3.2322-08.
Порядок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения проверочных мероприятий установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии со статьей 4 Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764 утвержден административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Согласно пункту 67 административного регламента в случаях обнаружения в ходе проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.
Таким образом, предписание выдано уполномоченным органом, содержит законные и обоснованные требования об устранении нарушений действующего законодательства, по своему содержанию является понятным и реально исполнимым, в связи с чем оснований для признания его недействительным апелляционным судом не установлена.
Заявителем в нарушение требований ст. 65 АПК РФ, не указано, какому закону либо иным правовым актам не соответствует оспариваемое предписание и каким образом оно нарушает права и интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.09.2016 по делу N А53-18434/2016 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции..
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18434/2016
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РОСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ПО БОРЬБЕ С БОЛЕЗНЯМИ ЖИВОТНЫХ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ