Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий, об оспаривании действий
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А42-4392/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Николаевым И.И.,
при участии:
от заявителя: Большаков А.Н., по доверенности от 11.01.2016
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27332/2016) ООО "Норд-Кап" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.08.2016 по делу N А42-4392/2016 (судья Фокина О.С.), принятое
по заявлению ООО "Норд-Кап"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области
3-е лицо: Мурманская таможня
об оспаривании действий и обязании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд-Кап" (ОГРН 1025100855372, ИНН 5193400971, место нахождения: 183052, Мурманская обл., г. Мурманск, пр-кт Кольский, д. 27А; далее - заявитель, Общество, ООО "Норд-Кап") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области (ОГРН 1055100161313, ИНН 5190133622, место нахождения: 183001, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Траловая, д. 12А; далее - Управление, Служба, Россельхознадзор) о признании незаконными действий по аннулированию ветеринарного сопроводительного документа формы N 6.2 - ветеринарного сертификата от 09.04.2016 серия 151 N 0002328 и обязании Управления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем отмены решения об аннулировании указанного ветеринарного сопроводительного документа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Мурманская таможня (ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036, место нахождения: 183010, г.Мурманск, ул. Горького, д. 15, далее - Таможня, таможенный орган, третье лицо).
Решением суда от 29.08.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Норд-Кап" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что при оформлении ветеринарного сертификата не было допущено ошибок в отношении продукции, в нем указанной. На момент аннулирования ветеринарного сертификата указанная в нем продукция не была признана опасной в ветеринарно-санитарном отношении, таким образом, по мнению Общества, действия Управления по аннулированию ветеринарного сертификата являются незаконными, принятыми при отсутствии полномочий на подобные действия. Заявитель уточняет, что отсутствие индивидуальной маркировки имело место только на части упаковочных мест и заключалось в том, что индивидуальная маркировка (наклеенный на крафт-мешок листок бумаги с информацией) в процессе таможенного досмотра отклеилась и находилась в паллетном месте.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление и Таможня, извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, представили отзывы, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.04.2016 автомобильным транспортом через МАПП "Борисоглебск" в адрес ООО "Норд-Кап" после временного хранения на холодильном терминале Норвегии поступил подконтрольный товар (рыбопродукция мороженая, изготовленная российским рыбопромысловым судном М-0264 "Борей", в количестве 703 места/17705,85 кг).
Груз поступил в сопровождении ветеринарного сертификата на временно хранимую на территории Норвегии добытую/переработанную российскими судами пищевую рыбу, морепродукты и произведенную из них рыбопродукцию от 08.04.2016 N 16501 000692 и международной товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) N 271 от 08.04.2016.
09.04.2016 при выгрузке на холодильник ООО "Мурманхолодсервис" на основании заявки ООО "Норд-Кап" от 07.05.2016 N 71 государственным инспектором отдела пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления проведен досмотр груза, составлен акт ветеринарно-санитарного досмотра N 306, ветеринарный сертификат страны экспортера (Норвегия) переоформлен на ветеринарный сертификат формы 6.2 от 09.04.2016 151 N 0002328, на сопроводительных документах проставлен штамп "Выпуск разрешен".
18.04.2016 в адрес Управления от Таможни поступил акт таможенного досмотра (осмотра) N 10207050/150416/000092 от 13.04.2016, согласно которому в ходе таможенного досмотра, проведенного должностными лицами Таможни в период с 13.04.2016 по 14.04.2016 в отношении поступившей в адрес ООО "Норд-Кап" рыбопродукции, была выявлена не заявленная в ветеринарном сертификате Норвегии от 08.04.2016 N 16501 000692 и международной ТТН N 271 от 08.04.2016 рыбопродукция в количестве 8 мест, кроме того, на 113 мешках/2875 кг с рыбопродукцией отсутствовала индивидуальная маркировочная этикетка, позволяющая идентифицировать происхождение продукции.
В связи с выявлением в ходе таможенного досмотра подконтрольного товара, не заявленного в ветеринарном сертификате Норвегии от 08.04.2016 N 16501 000692 и международной ТТН N 271 от 08.04.2016, ветеринарный сертификат формы N 6.2 серия 151 N 0002328 от 09.04.2016, выданный ранее ООО "Норд-Кап", Управлением аннулирован в ИС "Меркурий", о чем Общество уведомлено письмом от 22.04.2016 N 51/01-11/912.
В данном письме Управление отметило, что указанный ветеринарный сертификат, а также штамп Россельхознадзора от 09.04.2016 "Выпуск разрешен" в международной ТТН N 271 от 08.04.2016 недействительны.
Посчитав действия Управления по аннулированию указанного ветеринарного сертификата незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Единый порядок осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза установлен Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.07.2010 N 317 (далее - Положение N 317), требования которого являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти государств - членов таможенного союза, органами исполнительной власти административных территорий Сторон, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с производством, переработкой, хранением, утилизацией, уничтожением, перемещением (перевозкой) и реализацией подконтрольных товаров всеми видами транспорта и отправлений (пункт 1.4).
Ветеринарный сертификат - документ, выдаваемый на подконтрольные товары, подлежащие перемещению (перевозке), уполномоченным органом Стороны, удостоверяющий его безопасность в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие административных территорий мест производства этих товаров по заразным болезням животных, в том числе болезней, общих для человека и животных (пункт 2.1.3).
Должностные лица пограничного контрольного ветеринарного пункта в пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза осуществляют ветеринарный контроль (надзор) при ввозе подконтрольных товаров независимо от Стороны назначения (пункт 3.6).
Подконтрольные товары при ввозе, транзите, а также при перемещении внутри таможенного союза с территории одной Стороны на территорию другой Стороны в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов Сторон и компетентными органами стран-экспортеров (пункт 3.7).
В целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), подтверждения ветеринарного благополучия территорий мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при перемещении их по территории Российской Федерации, приказом Минсельхоза России от 17.07.2014 N 281 были утверждены Правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде.
В соответствии с пунктом 2 названных Правил ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки) характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяют идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе".
В соответствии с пунктом 7 Правил при перевозке подконтрольных товаров, ввезенных в Российскую Федерацию, по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных установленных случаях, подконтрольные товары сопровождаются ветеринарными сертификатами формы N 6.1, 6.2 и 6.3.
На продукцию животного происхождения оформляется ветеринарный сертификат формы N 6.2.
Ветеринарные сертификаты, в том числе формы 6.2, оформляют территориальные органы Россельхознадзора.
Ветеринарные сертификаты в электронном виде в государственной информационной системе (ГИС) могут находиться в одном из состояний, в том числе в состоянии "аннулирован", что означает - оформление ветеринарного сертификата было завершено, но при оформлении ветеринарного сертификата были допущены ошибки или сырье и/или продукция, на которую оформлен данный ветеринарный сертификат, признана опасной в ветеринарно-санитарном отношении.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность аннулирования ранее оформленного сертификата, то есть признание его недействительным в случае выявления допущенных при сертификации ошибок, признания подконтрольного товара опасным в ветеринарно-санитарном отношении.
При этом, принимая во внимание положения вышеуказанных Правил, аннулирование ветеринарного сертификата может быть осуществлено как лицом, оформившим данный сертификат, так и лицом, уполномоченным для проведения ветеринарного надзора.
Из акта таможенного досмотра (осмотра) от 13.04.2016 следует, что в ходе таможенного досмотра таможенным органом выявлена, в том числе рыбопродукция в количестве 8 мест (треска мороженая потрошенная, б/г (2 мешка, общим весом нетто 48,64 кг, брутто 49 кг), печень трески мороженая (4 мешка, общим весом нетто 83,28 кг, брутто 84 кг), сайда мороженая, потрошенная, б/г (1 мешок, общим весом нетто 26,82 кг, брутто 27 кг), икра трески, мороженая, ястычная (вес брутто 25 кг, нетто 24,82 кг), не заявленная в ветеринарном сертификате Норвегии от 08.04.2016 N 16501 000692 и международной ТТН N 271 от 08.04.2016.
Кроме того, на 113 мешках/2875 кг с рыбопродукцией (товары N N 1, 2, 4-10: икра трески вида "GADUS MORHUA", мороженая, ястычная; печень трески вида GADUS MORHUA", мороженая; окунь морской вида "SEBASTES MARINUS", мороженый, потрошеный, без головы; палтус черный вид "REINHARDTIUS HIPPOLOSSOIDES", мороженый, потрошенный, без головы; головы палтуса черного вида "REINHARDTIUS HIPPOLOSSOIDES", мороженые, пищевые, неразделанные; мольва вида "MOLVA MOLVA", мороженая, потрошеная, без головы; зубатка пестрая вида "ANARHICHAS MINOR", мороженая, потрошеная, без головы; зубатка песчаная вида "ANARHICHAS LUPUS", мороженая, потрошеная, без головы; зубатка синяя вида "ANARHICHAS DENTICULATUS", мороженая, потрошеная, без головы) выявлено отсутствие индивидуальной маркировки изготовителя, позволяющей идентифицировать происхождение товара.
Из указанного выше акта таможенного досмотра не усматривается поступление каких-либо возражений от присутствовавшего представителя Общества, в том числе замечаний касательно повреждения маркировки в ходе таможенного досмотра, в связи с чем доводы заявителя об утере индивидуальной маркировки (причем, в отношении 113 мешков) в процессе таможенного досмотра бездоказательны.
В письме от 22.04.2016 Управление просило предоставить оригинал ветеринарного сертификата в Отдел и указало, что вопрос в отношении рыбопродукции, поступившей без признаков идентификации (маркировка), будет решаться в рамках Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) и Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 (далее - Положение N 1263).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Частью 2 указанной статьи установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе: не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со статьей 18 Закона N 29-ФЗ пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.
В соответствии с пунктом 2 Положения N 1263 некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая, в том числе, не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которой не имеется такой информации. Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается.
Оригинал ветеринарного сертификата формы N 6.2 151 N0002328 от 09.04.2016 ООО "Норд-Кап" был возвращен в Службу.
В доводах о негативных последствиях оспоренных действий в отношении всей ввезенной продукции заявитель упускает из внимания следующее.
06.05.2016 само ООО "Норд-Кап" обратилось в Управление с заявлением (исх. N 89 от 06.05.2016) об оформлении ветеринарного сертификата на рыбопродукцию согласно ветеринарного сертификата Норвегии от 08.04.2016 N16501 000692.
13.05.2016 должностным лицом Управления был произведен повторный досмотр указанной выше партии товара, принадлежащего ООО "Норд-Кап" и находящегося на хранении в морозильной камере N 12 холодильника ООО "Мурманхолодсервис" (акт ветеринарно-санитарного досмотра от 13.05.2016 б/н). В ходе проведения физического контроля было установлено, что температура в толще продукции составляет от -4°С до -6,2 °С, в результате чего был составлен акт о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору от 13.05.2016 N 86 (пункт 3.12 Положения Решения Комиссии Таможенного союза N 317; п. 50 Административного регламента).
В этот же день должностным лицом выдано предписание N 51-019/ПВК о необходимости ООО "Норд-Кап" обратиться в Комитет по ветеринарии Мурманской области для определения условий дальнейшего использования продукции в количестве 703 места/17797,84 кг по результатам лабораторных исследований, о чем Управление известило Комитет письмом исх. N 51/01-07/1092 от 16.05.2016. 24.06.2016 Комитет по ветеринарии Мурманской области (исх. N 14-03/1772-АК от 24.06.2016) предоставил в Управление информацию о принятом решении об использовании рыбопродукции, принадлежащей ООО "Норд-Кап", в количестве 14 644, 54 кг (реализация без ограничений).
19.05.2016 "Норд-Кап" обратилось в Управление (письмом исх. N 104) с заявлением об оформлении продукции. На основании заявления и заключения Комитета по ветеринарии Мурманской области должностным лицом Отдела был оформлен ветеринарный сертификат формы 6.2 от 20.05.2016 серия 151 N 0002486 (577 мест/14651,84 кг).
Соответственно, повторно ветеринарный сертификат формы 6.2 был выдан только на продукцию, которая была указана в ветеринарном сертификате, выданном компетентным органом Королевства Норвегии, а также промаркированную производителем и соответствующую требованиям "Гигиеническим требованиям к безопасности, и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01", утвержденным главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001.
Поскольку фактические основания аннулирования спорного сертификата подтверждены материалами дела, оспоренные действия Управления не свидетельствуют о наличии одновременно незаконности данных действий и нарушении ими прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Заявителю следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.08.2016 по делу N А42-4392/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Норд-Кап" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 21.09.2016 N 218.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4392/2016
Истец: ООО "Норд-Кап"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области
Третье лицо: Мурманская таможня