Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф02-8198/16 настоящее постановление отменено
Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
07 декабря 2016 г. |
дело N А19-12260/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ривьера" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2016 года по делу N А19-12260/2016 по заявлению министерства здравоохранения Иркутской области (ОГРН 1083808001243, ИНН 3808172327) к обществу с ограниченной ответственностью "Ривьера" (ОГРН 1133850049190, ИНН 3812152468), о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: судья Луньков М.В.),
при участии в судебном заседании:
от министерства здравоохранения Иркутской области - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Ривьера" - не явился, извещен,
установил:
Министерство здравоохранения Иркутской области (далее - лицензирующий орган, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ривьера" (далее - общество, ООО "Ривьера" или лицо, привлекаемого к ответственности) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2016 года ООО "Ривьера" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального законодательства, по доводам, изложенным в жалобе.
Министерство письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако общество и Министерство явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Ривьера" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.12.2013 и внесено в единый государственный реестр юридических лиц - 1133850049190.
Согласно сведениям из Единого реестра лицензий на фармацевтическую деятельность, ООО "Ривьера" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании действующей лицензии N ЛО-38-02-001271 от 07.09.2015, выданной Министерством в части хранения лекарственных препаратом для медицинского применения; отпуска лекарственных препаратом для медицинского применения; розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.
Должностным лицом Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Иркутское" с привлечением специалистов Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области на основании распоряжения от 30.05.2016 N 9 проведено гласное оперативно-розыскное мероприятие обследование помещений, зданий, сооружений аптечного пункта ООО "Ривьера" расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Профсоюзная, д.12 по вопросу наличия (отсутствия) достаточных оснований для возбуждения уголовного дела в связи с имеющимися фактами реализации без рецептов лекарственных препаратов, свободная реализация которых ограничена, фактов реализации недоброкачественных, фальсифицированных и незаконно ввезенных на территорию Российской Федерации лекарственных средств, биологически активных добавок и медицинских изделий.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения лицензионных требований, установленных пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081:
- не соблюдение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;
- не соблюдение требований статьи 57 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
- не соблюдение правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Результаты проверки зафиксированы в протоколе гласного оперативно-розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 30.05.2016, а также в письме территориального органа Росздравнадзора по Иркутской области от 10.06.2016 N 02-54/955 "О результатах проверки", направленном в лицензирующий орган в области здравоохранения - Министерство.
Должностным лицом Министерства 21.07.2016 составлен протокол об административном правонарушении N 7, в котором отражены факты грубых нарушений лицензионных требований.
На основании части 1 статьи 23.1. КоАП РФ лицензирующий орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ООО "Ривьера" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, правильными, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с Перечнем должностных лиц Министерства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1, статьи 19.20 и части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется Министерством, утвержденном Приказом Минздрава от 30.12.2015 N 2205, протокол об административном правонарушении от N 7 от 21.07.2016 составлен уполномоченным должностным лицом - начальником отдела лицензирования Управления развития системы здравоохранения Министерства Клейменовой А.В.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения соответствия предпринимательской деятельности лицензионным условиям и требований.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальной лицензией.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с грубым нарушением лицензионных условий и требований.
Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Лицензия в понимании пунктов 2,7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности на основании части 11 статьи 19 Закона о лицензировании устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу пункта 47 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение о лицензировании), согласно пункту 5 которого лицензионными требованиями являются, в частности,
наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);
соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
соблюдение медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций;
соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение: лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения; лекарственных средств для ветеринарного применения, - правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Под грубым нарушением, согласно пункта 6 Положения о лицензировании понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 данного Положения.
Пунктами 2.1, 2.2 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 "О Порядке отпуска лекарственных средств" (Зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2006 N7353) определено, что все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках, формы которых утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 февраля 2007 года N 110, аптечными учреждениями (организациями) отпускаются:
- наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681, выписанные на специальных рецептурных бланках на наркотическое лекарственное средство;
- психотропные вещества, внесенные в Список III Перечня, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88;
- иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами, Перечень которых предусмотрен приложением N 1 к настоящему Порядку, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88;
- лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2006 г. N 8322), выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и формы N 148- 1/у-06 (л);
- анаболические стероиды, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у- 88;
- остальные лекарственные средства, не включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, выписанные на рецептурных бланках формы N 107/у.
Приказом Минздрава России от 22.04.2014 г. N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно- количественному учету" (Зарегистрирован в Минюсте России 22.07.2014 N 33210) утвержден перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих 8 предметно-количественному учету, в соответствии с которым предметно- количественному учету подлежат:
1) лекарственные средства - фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (их соли, изомеры, стереоизомеры), включенные в списки II, III, IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в сочетании с фармакологически активными веществами (при условии включения их в перечень отдельной позицией);
2) лекарственные средства - фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества (их соли, изомеры, простые и сложные эфиры, смеси и растворы независимо от концентрации), внесенные в списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 964, в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества в сочетании с фармакологически активными веществами (при условии включения их в перечень отдельной позицией);
3) комбинированные лекарственные препараты, содержащие кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества;
4) Иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету:
- прегабалин (лекарственные препараты),
- тропикамид (лекарственные препараты),
- циклопентолат (лекарственные препараты).
В соответствии с пунктом 70 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 04.10.2010 N 18608), лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 января 2006 года N 7353), за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, хранятся в металлических или деревянных шкафах, опечатываемых или пломбируемых в конце рабочего дня.
Пунктом 57 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" установлен запрет на продажу фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств.
В организациях и у индивидуальных предпринимателей в соответствии с пунктами 11, 12 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели согласно пункту 32 названных выше Правил должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В ходе проверки установлено, что в аптечном пункте ООО "Ривьера" расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Профсоюзная, д.12 в нарушение указанных выше норм производилась реализация лекарственного препарата, входящего в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно- количественному учету, "Тропикамид" - капли глазные 1%, 10 мл, серия 08VF1015, производитель Варшавский фармацевтический завод Польфа, Польша, без вторичной упаковки, в количестве 1 (одной) упаковки без предъявления рецепта.
В материальной комнате на открытой полке стеллажа с надписью "карантинная зона" в картонной коробке совместно с другими лекарственными препаратами 10 (документов, подтверждающих основания нахождения лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, в указанном месте не представлено), осуществлялось хранение лекарственного препарата, входящего в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно- количественному учету, "Тропикамид" - капли глазные 1%, 10 мл, серия 1601001, производитель К.О.Ромфарм Компани С.р.Л в количестве 25 упаковок.
В торговом зале в картонной коробке на полке стеллажа под кассовым аппаратом осуществлялось хранение без вторичной упаковки, лекарственных препаратов, входящих в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету: "Тропикамид", капли глазные 1%, 10 мл, производитель К.О.Ромфарм Компани С.р.Л, серии 1510721 в количестве 14 упаковок; серии 1601001 в количестве 2 упаковок; серии 1506401 в количестве 2 упаковок; "Тропикамид", капли глазные 1%, 5 мл, производитель Варшавский фармацевтический завод Польфа, Польша, серии 08VF1015 в количестве 1 упаковки; серии 02VF0414 в количестве 1 упаковки; серии 05VF1015 в количестве 6 упаковок; серии 07VF1015 в количестве 16 упаковок; "Лирика" (международное непатентованное название - "Прегабалин"), капсулы, 300 мг, серия отсутствует, производитель "Pfizer", без вторичной упаковки, часть первичной упаковки отрезана с целью отпуска по единичным капсулам, в количестве 4 капсул.
В помещениях аптечного пункта отсутствуют деревянные или металлические шкафы для хранения лекарственных препаратов, подлежащих предметно- количественному учету, с возможностью опечатывать или пломбировать их в конце рабочего дня.
При установлении фактического наличия (хранение, реализация) в аптечном пункте ООО "Ривьера" лекарственных препаратов для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, учет данной группы не осуществляется. Представленный на проверку "Журнал учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно- количественному учету, не соответствует установленным требованиям: регистрация операций по учету данной группы препаратов не осуществляется, журнал не пронумерован, не прошит, не скреплен подписью руководителя, хранится в кабинете руководителя вместе с другими журналами.
Приходные документы, подтверждающие получение, приобретение вышеперечисленных лекарственных препаратов, не представлены.
Проверкой также установлено, что с 05.05.2016 от ООО "ПУЛЬС Иркутск" и за период с 01.01.2016 от ООО "АПТЕКА-ХОЛДИНГ 1" в аптечный пункт ООО "Ривьера" по адресу: г. Иркутск, ул. Профсоюзная, д. 12 осуществлялась реализация лекарственных препаратов предметно-количественного учета: "Тропикамид" - капли глазные 1%, 10 мл, производитель К.О.Ромфарм Компани С.р.Л серия 1601001 в количестве 160 упаковок; "Лирика" ("Прегабалин") - капсулы, 150 мг N 14, 300 мг N 14, 300 мг N 56, производитель "Pfizer". За период с 01.01.2016 реализовано в аптечный пункт ООО "Ривьера" 85 упаковок; "Тропикамид", капли глазные 1%, 10 мл, производитель К.О.Ромфарм Компани С.р.Л серия 1601061 в количестве 191 упаковки; "Лирика" (Прегабалин) - капсулы, 150 мг N 14, 150 мг N 56, 300 мг N 14, 300 мг, N 56, производитель "Pfizer", за период с 01.01.2016 г. реализовано в аптечный пункт 126 упаковок. При этом в аптечном пункте ООО "Ривьера" по адресу: г. Иркутск, ул. Профсоюзная, д. 12, рецептурные бланки формы N148-1/у-88 отсутствуют.
В торговом зале в закрытом шкафу осуществлялось хранение недоброкачественных лекарственных препаратов с истекшим сроком годности совместно с другими лекарственными препаратами:
- "Пироксикам" - капсулы, 20 мг N 20, серия 30813, производства ООО "Производство Медикаментов", Россия, в количестве 2 упаковок, срок годности до 09.2015;
- "Пироксикам" - капсулы, 10 мг N 20, серия 30813, производства ООО "Производство Медикаментов", Россия, в количестве 2 упаковок, срок годности до 09.2015;
- "Сиалис" - таблетки 20 мг N 2, серия С166330, производства Лилли дель Карибе Инк., Пуэрто-Рико, в количестве 1 упаковки, срок годности до 08.2015.
Вместе с тем, согласно инструкциям по медицинскому применению данных препаратов, в разделе "Срок годности" указано: "Не применять по истечении срока годности".
Кроме того, в торговом зале аптечного пункта при температуре +24°С (показания поверенного гигрометра психометрического ВИТ-2 N 48, дата проверки III квартал 2015 года) осуществлялось хранение термолабильных лекарственных препаратов с нарушением температурных условий хранения, указанных производителем на упаковке:
- "Пектусин" - таблетки для рассасывания N 10, серия 211115, производитель ОАО "Фармстандарт- Лексредства", Россия (требуемые условия хранения - при температуре не выше 15°С согласно инструкции по медицинскому применению и информации на упаковке);
- "Стрептоцид" - мазь для наружного применения, 10%, серия 10315, производитель ООО "Тульская фармацевтическая фабрика" (требуемые условия хранения - при температуре от 8 до 15°С).
Выявленные в ходе проверки нарушения обществом требований подпунктов "г", "ж" и "з" пункта 5 Положения о лицензировании, являются грубыми нарушениями лицензионных требований, образующих событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судопроизводство в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Каждое лицо, участвующее в деле согласно части 1 статьи 65 АПК РФ должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательствами по делу об административном правонарушении на основании статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела, в том числе протоколом гласного оперативно-розыскного мероприятия от 30.05.2016, письмом территориального органа Росздравнадзора по Иркутской области от 10.06.2016 N 02-54/955 "О результатах проверки", подтверждается факт грубого нарушения ООО "Ривьера" лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.
Доказательств свидетельствующих о соблюдении лицом, привлекаемым к ответственности, лицензионных требований, либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин препятствовавших соблюдению лицензионных требований обществом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния общества по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в его действиях состава этого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Мера наказания (административный штраф) определена в минимальном размере в соответствии с санкцией, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции с учетом установленных фактических обстоятельств совершения правонарушения и степени его общественной опасности, не усмотрел в действиях общества признаков малозначительности административного правонарушения.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2016 года по делу N А19-12260/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12260/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф02-8198/16 настоящее постановление отменено
Истец: Министерство здравоохранения Иркутской области
Ответчик: ООО "Ривьера"