Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А72-151/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Радушевой О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07.12.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.09.2016 по делу N А72-151/2016 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области, г.Барыш Ульяновской области, к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, г.Барыш Ульяновской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ИНН 7304003736, ОГРН 1027300515626), п.Старотимошкино Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, г.Ульяновск, об оспаривании бездействия,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - Управление финансов), выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника - муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино") и об обязании Управления финансов приостановить операции по всем лицевым счетам должника - МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа от 19.08.2015 серии ФС N 005839873.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино" и Министерство финансов Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.09.2016 по делу N А72-151/2016 признано незаконным бездействие Управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника - МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино", и на Управление финансов возложена обязанность приостановить до момента исполнения исполнительного листа от 19.08.2015 серии ФС N 005839873 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
В апелляционной жалобе Управление финансов просило отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 12.05.2015 по делу N А72-5221/2015 с МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино" в пользу Управления Пенсионного фонда взысканы для зачисления в бюджеты соответствующих уровней: недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 414686 руб. 69 коп., недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 87794 руб. 38 коп., пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 9147 руб. 20 коп., пени за нарушение срока уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2040 руб. 63 коп.
Во исполнение указанного судебного акта выдан исполнительный лист от 19.08.2015 серии ФС N 005839873, который был направлен Управлением Пенсионного фонда в Управление финансов для исполнения. Однако этот исполнительный лист в установленный срок исполнен не был.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника - МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино", и обязал Управление финансов приостановить до момента исполнения указанного исполнительного листа осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино", согласно информационной выписке из ЕГРЮЛ, является муниципальным бюджетным учреждением.
Пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного кодекса.
В соответствии со статьей 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (пункт 2).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу. Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При нарушении должником требований, установленных этим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 3).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (пункт 4).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 242.5 БК РФ. При неисполнении должником требований, установленных этим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 6).
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 этой статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (пункт 7).
Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу пункта 5 статьи 242.1 БК РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий, могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Названные правовые нормы предусматривают механизм исполнения судебных актов в случаях, когда должником по денежным обязательствам выступает либо само бюджетное учреждение, либо муниципальное образование в лице главного распорядителя по соответствующей ведомственной принадлежности.
Согласно Уставу муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области исполнение бюджета Барышского района производится в соответствии с БК РФ, Управление финансов является финансовым органом местного самоуправления муниципального образования "Барышский район", осуществляющим проведение единой муниципальной финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории муниципального образования "Барышский район".
Таким образом, именно на Управление финансов возложена обязанность исполнить исполнительные документы, выданные судом во исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Как видно из материалов дела, предъявленный к исполнению исполнительный лист не был возвращен Управлению Пенсионного фонда в срок, установленный БК РФ, то есть принят Управлением финансов к исполнению, при этом Управление финансов в установленный срок не исполнило в полном объеме свои обязанности и не приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Следовательно, БК РФ предусматривает механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.N 10247/10 по делу NА51-18482/2009 при неисполнении судебного решения в отведенный срок полномочные финансовые органы в предусмотренных пунктом 8 статьи 242.3 БК РФ случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта и от объема доведенных до должника объемов финансирования. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 8 статьи 242.3 БК РФ, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что бездействие Управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника, не соответствует нормам БК РФ и нарушает права и законные интересы Управления Пенсионного фонда.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае удовлетворения требования заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Следовательно, в случае удовлетворения требования о признании незаконным бездействия суду принадлежит право выбрать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом; утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Пунктом 2.1 статьи 217 БК РФ предусмотрено, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете; в случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным вне- бюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете: в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств, - в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований; в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; в случае использования (перераспределения) средств резервных фондов, а также средств, иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, с указанием в законе (решении) о бюджете объема и направлений их использования.
Таким образом, при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в Финансовое управление администрации муниципального образования. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о соответствующем бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные решением о бюджете на эти цели, в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В порядке, предусмотренном статьей 242.5 БК РФ, исполняются судебные акты, предусматривающие обращение взыскания денежных средств на средства местного бюджета по собственным обязательствам муниципальных казенных учреждений при недостаточности у них собственных денежных средств и имущества. Статьей 30 Закона N 83-ФЗ предусмотрен аналогичный порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
При рассмотрении настоящего дела не установлено обстоятельств, перечисленных в абзацем втором пункта 8 статьи 242.3 БК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно возложил на Управление финансов обязанность приостановить до момента исполнения указанного исполнительного листа осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино", включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
Доводы, приведенные учреждением в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с выводами, содержащимися в судебных актах по делам, обстоятельства которых схожи с обстоятельствами настоящего дела (вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области от 15.08.2016 по делу N А72-10329/2016, от 02.09.2016 по делу N А72-5699/2016, от 02.09.2016 по делу N А72-5701/2016, от 08.09.2016 по делу N А72-11263/2016, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.12.2015 по делу N А72-15715/2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 по тому же делу, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.03.2016 по делу N А72-1365/2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 по тому же делу, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.09.2016 по делу N А72-10332/2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 по тому же делу).
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 сентября 2016 года по делу N А72-151/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-151/2016
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Ответчик: МУ Управление финансов МО Барышский район Ульяновской области, Управление финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области
Третье лицо: Министерство финансов Ульяновской области, МОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Р. П. СТАРОТИМОШКИНО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МОУ "Средняя общеобразовательная школа р.п. Старотимошкино" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области