Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2017 г. N Ф09-966/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А07-6104/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Ершовой С.Д., Калиной И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алекберовой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства культуры Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2016 по делу N А07-6104/2016 (судья Сакаева Л.А.).
В заседании приняли участие представители:
- Министерства культуры Республики Башкортостан - Мурзагильдин Н.Т. (доверенность от 29.11.2016);
- индивидуального предпринимателя Барбазюка Павла Анатольевича - Тихомиров К.М. (доверенность от 29.10.2015).
Министерство культуры Республики Башкортостан (далее - Министерство культуры РБ, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Барбазюку Павлу Анатольевичу (далее - Барбазюк П.А., ответчик) о взыскании бюджетных средств, предоставленных в виде гранта (денежных средств) по договору от 02.08.2013 N 245 об условиях использования гранта Президента Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан в сумме 4 000 000 руб. в бюджет Республики Башкортостан (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2016 (резолютивная часть от 22.09.2016) в удовлетворении иска отказано.
Истец не согласился с решением суда от 29.09.2016 и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, решение является незаконным, необоснованным и принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Суд первой инстанции указал, что Порядком предоставления грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2013 N 302 не предусмотрены основания и порядок возврата грантов. Данное основание и порядок изложены в пункте 5.8 указанного Порядка, согласно которому в случае установления фактов нарушения условий предоставления гранта, грантополучатель письменно уведомляется Министерством о необходимости возврата гранта в бюджет Республики Башкортостан. Грантополучатель в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму средств. При отказе грантополучателя от добровольного возврата указанных средств в установленные сроки, эти средства взыскиваются Министерством в судебном порядке. Грантополучателю неоднократно направлялись представление от 13.08.2015 N 02-15/2203 и уведомление о возврате средств гранта от 31.07.2015 N02-15/2123. В соответствии с пунктом 2.3.7. договора от 02.08.2013 N 245 грантополучатель обязуется возвратить неиспользованные либо использованные не целевому назначению средства гранта в доход бюджета Республики Башкортостан в срок до 20.12.2013. Суд первой инстанции отметил, что из материалов дела следует и сторонами не оспаривается своевременное представление ответчиком в Министерство финансового отчета. Данное обстоятельство не соответствует действительности, в связи с тем, что ответчик сдал финансовый отчет только во время проведения камеральной проверки эффективности, результативности и целевого использования средств гранта, на основании приказа Министерства культуры РБ от 23.04.2015 N 132. Доказательства, подтверждающие обратное, ответчиком в суд не представлены. Суд первой инстанции также указывает, что договором от 02.08.2013 N 245 предусмотрено представление отчета о реализации творческого проекта в текстовом виде в произвольной форме. В договоре не предусмотрен порядок и сроки представления материальных носителей по реализации творческого проекта. Между тем, в силу пункта 2.3.6 грантополучатель обязуется предоставить в Министерство в срок до 20.12.2013 отчет о результатах реализации творческого проекта в текстовом виде в произвольной форме, с указанием выполненных в соответствии календарном планом мероприятий, достигнутых конкретных результатов в рамках реализации творческого проекта, указанного в пункте 2.3.1 договора. В этой связи в календарном плане реализации творческого проекта "ZLAT" установлена обязанность предоставления видеоклипов в количестве 2-х двух штук. Вывод суда первой инстанции о том, что мероприятия календарного плана на выполнение творческого проекта совпадают с мероприятиями сметы расходов на выполнение творческого проекта, является ошибочным. Истец не оспаривает тот факт, что ИП Барбазюк П.А. предоставил финансовый отчет, согласно которому средства гранта в сумме 10 000 000 руб. были израсходованы на реализацию творческого проекта "ZLAT", но при этом, в нарушение приложения N 1 к договору от 02.08.2013 N 245, ИП Барбазюк не предоставил до 20.12.2013 клипы на сумму 4 000 000 руб., в 2016 году предоставил клипы с иными наименованиями. Министерство культуры РБ полагает, что ответчик злоупотребил правом и действовал недобросовестно.
До начала судебного заседания ИП Барбазюк П.А. направил в суд апелляционной инстанции возражение на апелляционную жалобу (рег.N 45753 от 23.11.2016), которое протокольным определением суда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышеназванный приобщено к материалам дела.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явилось, представителей не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком (грантополучатель) 02.08.2013 был заключен договор N 245 об условиях использования гранта Президента Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии Республики Башкортостан, согласно которому Министерство культуры РБ обязуется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования предоставить грантополучателю грант (денежные средства) в размере 10 000 000 руб. на целевой основе для развития культуры и искусства Республики Башкортостан, оказания государственной поддержки в создании и реализации творческих проектов общенационального значения (пункт 2.1. договора).
В соответствии с пунктом 2.2.3. договора Министерство культуры РБ вправе в случае выявления нецелевого использования гранта, уклонения от проверки, непредставления предусмотренной настоящим договором отчетности расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке и требовать от грантополучателя возврата неиспользованных (использованных не по целевому назначению) средств гранта.
В силу пункта 2.3.1 договора грантополучатель обязуется за счет средств, полученных в виде гранта, обеспечить проведение мероприятий, предусмотренных творческим проектом "ZLAT".
Согласно пункту 2.3.3 договора грантополучатель обязуется расходовать средства гранта в соответствии с календарным планом работ по выполнению творческого проекта (приложение N 1 к настоящему договору) и сметой расходов по выполнению творческого проекта (приложение N 2 к настоящему договору).
Грантополучатель обязуется возвратить неиспользованные либо использованные не по целевому назначению средства гранта в доход бюджета Республики Башкортостан в срок до 20.12.2013 (пункт 2.3.7. договора).
Пункта 2.3.8 договора предусмотрено, что грантополучатель обязуется после завершения творческого проекта предоставить Министерству культуры РБ и подведомственным ему учреждениям и предприятиям право безвозмездного пользования результатами творческого проекта, в том числе право на публичный показ и прокат.
В приложении N 1 (календарный план на выполнение творческого проекта) к договору N 245 перечислены: наименования мероприятий, сроки реализации и ответственные лица.
Согласно приложению N 2 (смета расходов на выполнение творческого проекта) к договору N 245 запланированы следующие расходы на выполнение творческого проекта "ZLAT":
1) производство видеоклипов - 5 000 000 руб.;
2) постановка шоу программы - 300 000 руб.;
3) оплата музыкального коллектива - 450 000 руб.;
4) пиар компания - 750 000 руб.;
5) мультимедийное музыкальное оборудование - 250 000 руб.;
6) музыкальные инструменты - 200 000 руб.;
7) концертные костюмы - 360 000 руб.;
8) запуск и выпуск альбома - 1 000 000 руб.;
9) подготовка к участию в российских и международных музыкальных конкурсах - 1 690 000 руб.
Денежные средства поступили ответчику.
Протоколом от 14.04.2015 N 1 заседания Министерства культуры РБ по обсуждению итогов реализации проектов, удостоенных гранта Президента Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии в 2013-2014 установлено, что Злат Хабибуллин не участвовал на указанных в заявке всероссийских и международных конкурсах: Евровидение, Юрмала - Новая Волна, приобретенные музыкальные инструменты находятся в студии в городе Москве. В СМИ нет информации об участии Злата Хабибуллина на конкурсах, не работает пиар-компания, новые песни не написаны, шоу-программа не поставлена и не показана, сроки реализации проекта нарушены.
По итогам заседания было вынесено решение о проработке вопроса по возврату средств, потраченных на приобретение музыкального оборудования и на пиар-компанию.
Приказом Министерства культуры РБ от 23.04.2015 N 132 проведена камеральная проверка эффективности, результативности и целевого использования средств гранта ИП Барбазюком П.А., направленных им на реализацию творческого проекта "ZLAT".
По результатам проверки составлен Акт камеральной проверки эффективности, результативности и целевого использования средств субсидии от 16.06.2015.
В ходе камеральной проверки выявлены финансовые нарушения в использовании средств бюджета Республики Башкортостан в общей сумме 6 375 000 руб. Эффективность и результативность использования целевых средств бюджета Республики Башкортостан, направленных на реализацию творческого проекта "ZLAT", не подтвердилась. Предложено создать экспертную группу для профессиональной оценки результатов творческого проекта "ZLAT" в части соответствия целям и задачам, указанным в заявке на соискание гранта Президента Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии Республики Башкортостан.
На основании акта камеральной проверки от 16.06.2015 истец направил в адрес ответчика уведомление о необходимости возврата средств гранта, использованных не по целевому назначению от 31.07.2015 N 02-15/2123.
13.08.2015 истец направил в адрес ответчика представление N 02-15/2203, в котором просил представить видеоклипы для экспертной группы в целях профессиональной оценки результатов творческого проекта "ZLAT"; документы, подтверждающие участие Злата Хабибуллина, конкурсах международного уровня, закупленное оборудование для творческого производства. Информацию о выполнении представления представить до 10.09.2015
30.11.2015 Министерство культуры РБ направило в адрес ответчика претензию N 02-15/3499, в котором указало, что ранее направленное в адрес ответчика представление не исполнено, в связи с чем требует возвратить в бюджет Республики Башкортостан сумму нецелевого использования средств бюджета Республики Башкортостан до 10.12.2015. В случае отказа в добровольном порядке возвратить в бюджет средства на вышеуказанную сумму, Министерство обратиться в арбитражный суд для принудительного взыскания средств.
Поскольку доказательств целевого использования выделенной субсидии и возврата средств не представлено, истец обратился с требованием о ее возврате в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Таким образом, основания и порядок выплаты субсидий из бюджет субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем при рассмотрении соответствующего спора необходимо следовать правилам, установленным ими.
Судом установлено, что 17.07.2013 ИП Барбазюком П.А. в Министерство культуры РБ была подана заявка на соискание гранта Главы Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан - денежных средств с целью реализации творческого проекта "ZLAT" в сумме 10 000 000 руб.
По итогам конкурса, победителем был признан ИП Барбазюк П.А., между Министерством культуры РБ и ИП Барбазюком П.А. был заключен договор от 02.08.2013 N 245 об условиях использования гранта Президента Республики Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан.
Порядок предоставления грантов в Республике Башкортостан на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического искусства и кинематографии Республики Башкортостан утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2013 N 302. В последующем Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 17.12.2013 N595, от 15.09.2014 N 430, от 28.11.2014 N 546, от 17.09.2015 N 394, от 18.01.2016 N 15 в указанный Порядок вносились изменения и дополнения.
Пунктом 1.1. Порядка (далее - Порядок предоставления грантов) установлен механизм предоставления грантов.
Грант по своей финансовой природе относится к субсидии.
Порядком предоставления грантов, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.07.2013 N 302, в редакции, действовавшей на момент заключения между сторонами договора N 245, не были предусмотрены основания и порядок возврата грантов. Условия, на которые ссылается в апелляционной жалобе истец, были внесены в порядок позднее.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком в Министерство культуры РБ был представлен финансовый отчет, сведения и документы по реализации творческого проекта с приложением договоров на создание видеоклипов и режиссерских проектов на клипы под названиями "Why" (Уай), "Ай былым былым", "Украла".
Из представленных в материалы дела доказательств не представляется возможным с достоверностью определить, что договором было предусмотрено создание видеоклипов именно с названиями "Bula Kubumta" и "Стразы", а не "Ай былым былым", "Украла".
Истец указал, что согласно календарному плану на выполнение творческого проекта к договору N 245 от 02.08.2013 перечислены следующие наименования мероприятий: участие в проекте "Голос"; создание трека "Bula Kubumta"; запуск трека "Bula Kubumta"; производство музыкального клипа "Bula Kubumta"; запуск музыкального клипа в ротацию музыкальных телеканалов Украины (RU MUZIK, Star TV, M-1); запуск музыкального клипа в ротацию музыкальных каналов телеканалов России (Ru-TV MUZ-TV, Russian Music Box, RUS Song, Bridge TV); ротация песни "Bula Kubumta" на радиостанциях; закупка необходимого оборудования для творческого производства; создание концертной программы; первый сольный концерт; производство и запуск сингла "Стразы" (аудио и видео клип); начало PR-компании; создание музыкального коллектива; покупка и производство музыкального трека для участия в отборочном туре международного конкурса Евровидения-2014; производство и запуск сингла (аудио и видео клип); подготовка к участию к конкурсу Славянский базар, Юрмала - "Новая волна", Евровидение. Всего 16 мероприятий.
Ответчик указал, что данный календарный план является предпроектным календарным планом, который был приложен к заявке на соискание гранта Президента Республики Башкортостан на поддержку творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии Республики Башкортостан. Действующий календарный план на выполнение творческого проекта "Zlat" содержит следующие мероприятия:
1) Производство видеклипов (3 шт.) под названием "Why", "Украла", "Ай былым былым" 5 000 000 руб.
2) Постановка шоу программы 300 000 руб.
3) Оплата музыкального коллектива 450 000 руб.
4) Пиар компания 750 000 руб.
5) Мультимедийное музыкальное оборудование 250 000 руб.
6) Музыкальные инструменты 200 000 руб.
7) Концертные костюмы 360 000 руб.
8) Запись и выпуск альбома 1 000 000 руб.
9) Подготовка к участию в российских и международных музыкальных конкурсах 1 690 000 руб.
Итого 9 мероприятия на сумму 10 000 000 руб.
Указанные мероприятия подтверждаются сметой расходов на выполнение творческого проекта (Приложение N 2 к договору).
Представленные в материалы дела календарные планы не содержат подписи Министерства культуры РБ.
Достоверно установить, как именно календарный план являлся приложением N 1 к договору N 245 от 02.08.2013, не представляется возможным.
Согласно договору и платежным документам, имеющимся в материалах дела, все средства расходовались согласно календарному плану на выполнение творческого проекта "ZLAT" состоящему из 9 пунктов.
Представленный Анализ расходования средств гранта главы Республики Башкортостан о фактически выполненных работах и произведенных расходах ИП Барбазюк П.А., выделены из бюджета Республики Башкортостан на реализацию творческого проекта "Zlat" (приложение к акту проверки) также содержит 9 пунктов, дублирующих Календарный план на выполнение творческого проекта "ZLAT" (приложение N 1 к договору от 02.08.2013 N 245).
Истец принял финансовый отчет (расходы на выполнение условий договора) без замечаний относительно содержания мероприятий, на которые произведены расходы, что свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком условий договора.
Творческий отчет по реализации проекта был представлен ответчиком в предусмотренный договором срок - до 20.12.2013. Отчет в письменной форме был представлен 16.06.2015 и в ходе рассмотрения дела 22.07.2016 с приложением дисков с видеоклипами "Why" (Уай), "Ай былым былым", "Украла", "Bula Kubumta", "Стразы".
Таким образом, оснований для взыскания с ответчика суммы гранта в размере 4 000 000 руб. в связи с непредоставлением клипов, у суда первой инстанции не имелось.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, учитывая, что грант предоставлялся на осуществление творческого проекта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нарушение сроков представления видеоклипов не свидетельствует о нецелевом и неэффективном использовании гранта. Доказательств расходования средств гранта на цели, не связанные с проектом "ZLAT", в материалы дела истцом не представлено.
Учитывая, что в материалы дела ответчиком представлены диски с клипами, оснований для вывода о том, что предусмотренные проектом мероприятия ответчиком не выполнены, у суда не имеется. То обстоятельство, что они не были своевременно переданы истцу, также не свидетельствует о нецелевом использовании граната. Между тем, единственным основанием для возврата гранта, предусмотренным договором, является неиспользование или нецелевое использование сумм гранта (п. 2.3.7 договора).
Пункт 2.2.3 договора не подлежит применению в данном случае, так как договор Министерством культуры РБ с ответчиком в одностороннем порядке не расторгнут, нецелевое использование денежных средств не доказано, отчетность ответчиком представлена истцу, доказательств уклонения грантополучателя от проверки не представлено.
При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом, так как они не опровергают выводов суда, сделанных с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.09.2016 по делу N А07-6104/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства культуры Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6104/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2017 г. N Ф09-966/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство культуры РБ
Ответчик: Барбазюк П А, ИП Барбазюк Павел Анатольевич
Третье лицо: Министерство финансов РБ, Министерство финансов Республики Башкортостан