Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А66-7071/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 декабря 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от администрации Федяева С.Н. по доверенности от 17.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Надежда-Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 августа 2016 года по делу N А66-7071/2016 (судья Карсакова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Надежда-Тверь" (ОГРН 1026900531063, ИНН 6905051235; место нахождения: 170100, город Тверь, проспект Тверской, дом 9; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 11; далее - администрация) о признании недействительным постановления главы администрации города Твери от 27.05.2016 N 910 "О демонтаже (сносе) неправомерно расположенного нестационарного торгового объекта".
Решением суда от 04 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применение норм материального права.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, ее представить в судебном заседании просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя администрации, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании заключения комиссии по демонтажу (сносу) неправомерно расположенных нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери от 20.04.2016, акта обследования нестационарного торгового объекта и иного нестационарного объекта, расположенного на территории города Твери, от 05.04.2016 N 12, главой администрации города Твери на основании постановления администрации от 07.07.2015 N 994 "Об утверждении порядка демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери, и признании утратившими силу отдельных постановлений администрации города Твери" (далее - постановление N 994), вынесено постановление от 27.05.2016 N 910 "О демонтаже (сносе) неправомерно расположенного нестационарного торгового объекта".
Данным постановлением решено демонтировать (снести) нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: город Тверь, проспект Чайковского, на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0400100:54, находящемся в государственной собственности до ее разграничения.
Обществу, как владельцу объекта, установлено в 7-дневный срок добровольно демонтировать (снести) объект и привести место размещения в первоначальное состояние. В случае, если в течение указанного срока, объект не будет демонтирован (снесен) в добровольном порядке, осуществить организацию демонтажа (сноса) объекта.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, обоснованно посчитав оспариваемое постановление законным.
Пунктами 15 и 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами общественного питания, торговли, а также осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа вправе издавать муниципальные правовые акты (статья 17 названного Закона).
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Устава города Твери, а также решения Тверской городской Думы от 09.09.2013 N 262 "О Положении о проведении муниципального контроля на территории города Твери" объектом муниципального земельного контроля являются земли, находящиеся в границах муниципального образования городской округ город Тверь, органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, является администрация города Твери в лице ее структурных подразделений.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение названного Закона администрацией принято постановление от 28.09.2010 N 458-па, которым утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области Схем размещения НТО.
В настоящее время действует схема размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная постановлением администрации города Твери от 30.04.2015 N 600, в которую место, на котором располагался нестационарный торговый объекта заявителя, не включено.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 381-ФЗ, Закона N 131-ФЗ, Устава города Твери, в целях упорядочения размещения нестационарных объектов, обеспечения требований законодательства, регулирующего размещение нестационарных объектов на территории города Твери, права граждан на свободный доступ к местам общего пользования, проживания в благоприятных условиях, пресечения несанкционированной торговой деятельности и благоустройства внешнего облика города Твери администрацией города Твери постановлением от 09.07.2015 N 994 утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Порядка (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04.05.2016 по делу N 33а-1865), настоящий порядок регламентирует деятельность администрации города Твери, ее структурных подразделений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем (сносом) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, для возведения (установки) которых не требуется разрешения на строительство, размещенных на земельном участке, а также в здании, строении, сооружении, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно:
а) нестационарных торговых объектов, а также объектов по оказанию услуг, установленных (размещенных) вне или с нарушением утвержденной администрацией города Твери схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также в отсутствие договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта;
б) нестационарных торговых объектов в случае, если срок действия документов, являющихся основанием для их расположения, истек;
в) нестационарных торговых объектов, не снесенных в соответствии с условиями договора, предоставляющего право на размещение нестационарного торгового объекта, по истечении срока размещения нестационарного торгового объекта, установленного договором;
г) нестационарных объектов, установленных (размещенных) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, в том числе при прекращении действия ранее оформленных правоустанавливающих документов на землю, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Порядка выявление неправомерно расположенных объектов осуществляется уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных торговых объектов утвержденной администрацией города Твери схеме размещения нестационарных торговых объектов, реализации полномочий в сфере благоустройства территории города Твери, а также на основании информации, поступившей от органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, в том числе структурных подразделений администрации города Твери, физических и юридических лиц. Факт выявления неправомерно расположенного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, составленным представителем уполномоченного органа.
Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории города Твери (далее - Комиссия) - рассматривает поступившие документы в течение тридцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение о наличии или отсутствии предусмотренных законом или договором оснований для демонтажа (сноса) и о порядке демонтажа (сноса) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (пункт 3.2 Порядка).
Согласно пункту 3.3 Порядка на основании заключения Комиссии о наличии предусмотренных законом оснований для демонтажа (сноса) объекта в судебном порядке уполномоченный орган в течение 10 дней с момента утверждения председателем Комиссии заключения подготавливает исковое заявление от имени администрации города Твери о демонтаже (сносе) объекта.
Пунктом 3.4 Порядка установлено, что на основании заключения Комиссии о наличии предусмотренных законом оснований для демонтажа (сноса) объекта на основании правового акта администрации города Твери уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения готовит проект правового акта администрации города Твери о демонтаже (сносе) и согласовывает его в установленном порядке.
В данном случае размещение 2 торговых киосков по спорному адресу распоряжением главы администрации Центрального района г. Твери от 07.02.1995 N 31 разрешено товариществу с ограниченной ответственностью "Астра", которое по акту приема-передачи имущества от 01.08.1998 передало их заявителю.
Постановлением администрации города Твери от 19.08.1999 N 495 обществу передан в аренду с 31.12.1999 по 31.12.2000 земельный участок под размещение указанных киосков.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Тверской области от 06.05.2008 N 931 обществу предоставлена в аренду часть земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400100:0054 до 31.12.2008, и заключен договор аренды земельного участка от 07.05.2008 N 0112-з/08. Дополнительным соглашением к договору от 17.05.2010 N 149-10 действие указанного договора возобновлено до 31.12.2010.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.96.2014 N 171-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Письмом от 14.12.2015 N 01/9241-ю администрация, исходя из положений части 2 статьи 610 и части 2 статьи 621 ГК РФ, сообщила обществу об отказе от указанного договора аренды земельного, который был возобновлен на неопределенный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Частью 2 статьи 621 ГК РФ установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Согласно части 2 статьи 610 ГК РФ если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 66 от 11.01.2002, при одностороннем отказе от исполнения договора для того, чтобы договор считался расторгнутым, стороне достаточно уведомить контрагента об отказе от его исполнения. Если арендодатель направлял арендатору предупреждение о прекращении договора, требования абзаца второго пункта 2 статьи 610 ГК РФ ГК РФ считаются соблюденными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 N 68, полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом отнесены к компетенции администрации.
Таким образом, как правомерно указано администрацией, спорный договор прекратил свое действие в течение трех месяцев со дня уведомления общества об отказе от договора.
Соответственно, на момент принятия оспариваемого постановления у общества отсутствовали правовые основания для размещения на спорном земельном участке торговых киосков. Также место, на котором располагался нестационарный торговый объект (далее - НТО) заявителя, не включен в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов.
Не могут быть приняты во внимание доводы предпринимателя о незаконности принятого администрацией указанного Порядка.
Определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04.05.2016 по делу N 2А-3797/2015 признаны недействующими только ряд пунктов постановления Администрации от 09.07.2015 N 1648 (далее - Постановление N 1648), которым внесены изменения в постановление администрации N 994. При этом постановление N 994 и Порядок не признаны судом недействительными.
Также в данном определении Тверской областной суд указал на иной способ защиты прав в отношении самовольных построек, предусмотрев возможность их внесудебного сноса на основании соответствующего решения органа местного самоуправления городского округа на основании пункта 4 статьи 222 ГК РФ.
Оспариваемое постановление принято администрацией в том числе и в целях реализации положений пункта 4 статьи 222 ГК РФ, с учетом того, что участок не предоставлен предпринимателю в установленном порядке для целей размещения НТО, договор аренды прекращен, сам участок расположен в полосе отвода инженерных сетей.
Действия администрации направлены на защиту прав на земельный участок и на недопустимость злоупотребления правом, установленную статьей 10 ГК РФ.
Также оспариваемое постановление не влечет за собой прекращение права собственности предпринимателя на НТО как на движимый объект, поскольку при демонтаже НТО он не перестает существовать как объект гражданских прав, и собственник лишается не самого имущества НТО, а места, на котором он был самовольно установлен.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04 августа 2016 года по делу N А66-7071/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Надежда-Тверь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7071/2016
Истец: ООО "НАДЕЖДА-ТВЕРЬ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТВЕРИ